Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример расчета прибыли аналитическим методом




Первый этап. Определяется базовая рентабельность (отношение ожи­даемой прибыли к полной себестоимости сравнимой товарной продук­ции) (табл. 5.1).

Таблица 5.1 - Расчет базовой рентабельности, тыс. руб.

Показатель Итог за 9 месяцев План IV квартала Ожидаемое исполнение за текущий год  
1 Сравнимая товарная продукция истекшего года: а) по действующим ценам(без НДС, акцизов); 900 290 1 190 б) по полной себестоимости 600 210 810
2 Прибыль на объем сравнимой 300 80 380 80 380  
товарной продукции (1а—1б).  
3 Поправки к сумме прибыли в связи +15 — +15 с имевшими место в течение года изменениями цен (±) за время с начала года до даты изменения
4 Прибыль, принимаемая за базу (стр.2 +стр.3) 315 80 395
5 Базовая рентабельность, % (стр.4:стр.16 X 100) 52,5 38,1 48,8

 

Второй этап. В данном примере в плановом году предусматривается рост сравнимой товарной продукции на 10%. Выпуск продукции по себестоимости отчетного года составит 891 тыс. руб. (810 000 руб. х 110: 100).

Исходя из базового уровня рентабельности прибыль по сравнимой товар­ной продукции в плановом году будет равна 434,8 тыс. руб. (891 000 руб. х 48,8: 100).

Прибыль на несравнимую товарную продукцию исчисляется прямым счетом. В данном примере несравнимая товарная продукция планиру­емого года принята по плановой полной себестоимости в сумме 250 тыс. руб., а в действующих ценах (за минусом НДС, акцизов) — 300 тыс. руб. Сле­довательно, прибыль на несравнимую товарную продукцию в предстоя­щем году составит 50 тыс. руб. (300 000 - 250 000).

На третьем этапе расчетов учитывается влияние отдельных факто­ров на сумму плановой прибыли.

Влияние изменения себестоимости определяется следующим обра­зом. Выпуск сравнимой товарной продукции в плановом году по себе­стоимости прошлого года исчислен в сумме 891 тыс. руб. Та же сравни­мая продукция, но по полной себестоимости предстоящего года определена в сумме 1 млн 400 тыс. руб. Повышение себестоимости сравнимой товарной продукции составит 509 тыс. руб. (1 400 000-- 891 000), что повлечет снижение плановой прибыли.

Планируемое изменение ассортимента продукции вызывает увели­чение или уменьшение плановой прибыли. Чтобы определить влияние; ассортиментных сдвигов на прибыль, исчисляется удельный вес каждо­го изделия в общем объеме сравнимой товарной продукции по полной себестоимости в истекшем и плановом году. Затем удельный вес каждого изделия в отчетном и плановом году умножается на отчетную рентабель­ность этого изделия, принятую на уровне ожидаемого исполнения. Сум­мы полученных коэффициентов отражают средний уровень рентабель­ности в истекшем и плановом году. Разница между ними показывает влияние ассортиментных сдвигов на плановую прибыль (табл. 5.2).

Таблица 5.2 - Расчет влияния на плановую прибыль изменения ассортимента продукции в плановом году, %

Средняя рентабельность в плановом году по сравнению с отчетным годом увеличивается на 0,45% (35,68 - 35,23). Изменение ассортимента продукции в плановом году приведет к росту плановой прибыли на 4,01 тыс. руб. (891 000 руб. х 0,45: 100).

На размер плановой прибыли влияет также изменение цен в плано­вом периоде. Если цены снижаются или увеличиваются, предполагаемый процент снижения или увеличения следует исчислять от объема соответ­ствующей продукции. Полученная сумма от снижения или увеличения цен повлияет на уменьшение или увеличение планируемой прибыли.

Допустим, в плановом году цены на всю реализуемую товарную про­дукцию предполагается увеличить на 21%. Если планируемый выпуск товарной продукции, исчисленный в ценах, составит 1 650 тыс. руб., то только за счет этого фактора будет получено прибыли на сумму 346,5 тыс. руб. [(1650 х 21): 100].

Для сводного расчета прибыли (табл. 5.3) следует учесть прибыль в остатках готовой продукции на начало планового года — 120 тыс. руб. и на конец планового года — 210 тыс. руб.

 

Таблица 5.3

Сводный расчет прибыли от реализации продукции, исчисленной аналитическим методом, тыс. руб.

№ 11/11   Показатель   Сумма  
  Товарная продукция в плановом году:     891,00 1400,00 509,00
а) сравнимая товарная продукция но полной себестоимости в отчетном году; б) сравнимая товарная продукция но полной себестоимости в плановом году; в) снижение прибыли от повышения себестоимости сравнимой продукции (стр. 16 - стр. 1а)
  Прибыль по сравнимой товарной продукции, исходя из базовой рентабельности   434,80  
  Прибыль но несравнимой товарной продукции в плановом году   50,00  
  Увеличение прибыли вследствие ассортиментных сдвигов   4,01  
  Увеличение прибыли вследствие роста цен   346,50  
  Прибыль на весь объем товарной продукции в плановом году (стр. 2 + стр. 3 + стр. 4 + стр. 5 — стр. 1)   326,31  
  Прибыль в остатках готовой продукции на складах и товарах, отгруженных на начало планового года   120,00  
  Прибыль в остатках готовой продукции на складах и товарах, отгруженных на конец планового года   210,00  
Итого: плановая прибыль (стр. 6 + стр. 7 — стр. 8)   236,31  

 

При прямом методе плановая прибыль определяется как общая сум­ма без выявления конкретных причин, влияющих на ее величину, а при аналитическом учитываются факторы, положительно и отрицательно влияющие на прибыль. Прежде всего плановую прибыль значительно снижает повышение себестоимости (па 509 тыс. руб.), что можно объяс­нить ростом цен па потребляемые товарно-материальные ценности, по­вышением оплаты труда и другими факторами.

Прибыль несколько увеличивается (на 4,01 тыс. руб.) в связи с изме­нением ассортимента производимой продукции в сторону повышения удельного веса наиболее рентабельной продукции. Значительный рост прибыли (на 346,5 тыс. руб.) планируется в связи с предполагаемым уве­личением цен на реализуемую продукцию, что обусловлено инфляцион­ными процессами. Поэтому, несмотря на возрастание прибыли вследствие роста цен, нельзя рассматривать этот фактор как положительный.

Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе валовой прибыли учитывают:

• прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварно­го характера;

• прибыль от реализации основных фондов и другого имущества;

• внереализационные доходы (расходы).

Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобного хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера — для капитального строительства, капитального ремонта и т.д.) планиру­ется методом прямого счета. Только при незначительной доле этой продукции (услуг) прибыль от реализации определяется исходя из ее запланированного объема в плановом году и рентабельности про­шлого года.

Прочая реализация может принести как положительный, так и от­рицательный результат. Допустим, в нашем примере прибыль от прочей реализации планируется в сумме 30 тыс. руб., а убытки — 50 тыс. руб.

Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходов и расходов определяются, как правило, на основе опыта про­шлых лет. Что касается таких статей, как доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, сдачи имущества в аренду, ди­виденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бума­гам, принадлежащим предприятию, они планируются в зависимости от прогнозов развития предпринимательской деятельности данного хозяйствующего субъекта.

Пример. Доходы от внереализационных операций планируются в сумме 55 тыс. руб., а расходы от этих операций — в сумме 160 тыс. руб.

Тогда в рассмотренном примере общая Сумма прибыли составит 321,31 тыс. руб. (236 310 + 30 000 + 55 000), а убытков - 210 тыс. руб. (50 000 + + 160 000).

Валовая прибыль фирмы определяется в сумме 111,31 тыс. руб. (321310-210000).

Еще один метод планирования прибыли — так называемый метод совмещенного расчета. В этом случае применяются элементы пер­вого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планового года и по себестоимости истекшего года определяется ме­тодом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких фак­торов, как изменение себестоимости, повышение качества, измене­ние ассортимента и цен, выявляется с помощью аналитического метода.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...