Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Билеты государственного комплексного экзамена




по специальности______________5В050800 - Учет и аудит__________________________

(код и наименование специальности)

 

 

14БИЛЕТ

3.Учет и оценка финансовых инвестиций. МСФО 32.39. Ответ:

Финансовые инструменты представляют значительную часть инвестиций. Разделение инвестиций на долгосрочные и краткосрочные не отражает всей сути возникающих отношений в операциях с финансовыми инструментами. МСБУ -39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» устанавливает классификацию финансовых инвестиций на: а) предназначенные для продажи; б) удерживаемые до погашения; в) ссуды и дебиторскую задолженность; г) имеющиеся в наличии для продажи. Большая часть инвестиций подлежит учету по их справедливой стоимости. Порядок признания и учета инвестиций в финансовые инструменты значительно изменяется.

Финансовыми инструментами называют договорные отношения двух юридических (физических) лиц, в результате которых у одного возникает финансовый актив, а у другого — финансовые обязательства или долевые инструменты, связанные с капиталом. К финансовым инструментам относятся дебиторская и кредиторская задолженность в традиционных формах и в виде векселей, облигаций, иных долговых ценных бумаг, долевые ценные бумаги, фьючерсные и форвардные контракты, процентные и валютные свопы, независимо от того, отражаются они в балансе или за балансом организации. (Своп — сделка по покупке (продаже) иностранной валюты с немедленной ее передачей и с одновременным оформлением покупки (продажи) той же валюты на срок по курсу, определенному при совершении сделки.

 

5.Виды аудиторского заключения. Ответ:

Виды аудиторского заключения. МСА предусматривает четыре вида аудиторского заключения, которыми аудитор может выразить свое мнение о достоверности бухгалтерской отчетности.

Заключения могут составляться в форме:

1.Безусловного заключения (заключения без оговорок).

2.Условного заключения (с оговорками).

3.Отказ от составления заключения.

4.Отрицательное заключение.

Согласно МСА: «Безусловное заключение (заключение без оговорок) составляется в том случае, если аудитор делает вывод, что финансовые отчеты представляют точную и достоверную картину (или представлены во всех существенных аспектах) в соответствии с установленной основой представления финансовой отчетности».

Безусловно, аудиторское заключение – это заключение именно с безусловным подтверждением достоверности бухгалтерской отчетности. Его составляют при выполнении следующих условий:

а) если бухгалтерией предприятия внесены все изменения в учет и отчетность, рекомендованные аудиторами в ходе проверки;

б) если эти изменения внесены в отчетность проверяемого периода;

в) если отсутствуют иные объективные обстоятельства, препятствующие безусловному подтверждению бухгалтерской отчетности.

Согласно МСА: «Условное заключение (заключение с оговорками) составляется в том случае, если аудитор приходит к выводу, что безусловное не может быть составлено, но влияние разногласия с руководством или ограничение масштаба аудиторской проверки не является столь существенным и значительным, чтобы составить отрицательное заключение или отказаться от составления заключения».

Условное заключение следует, выражает с оговоркой «за исключением», и далее следует информация, к которой относится оговорка».

Данное аудиторское заключение составляется в следующих случаях:

а) если бухгалтерская отчетность за проверяемый период уже утверждена высшим органом управления предприятия и все изменения, рекомендуемые аудитором в ходе проверки, могут быть внесены бухгалтерией предприятия только в учет и отчетность текущего периода;

1) если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящее ему банкротством);

в) если администрация согласилась с основными выводами аудиторов об ошибках и неточностях в бухгалтерской отчетности, а также взяла на себя обязательства по корректировке соответствующих системных записей в текущем году, подписала упомянутое в заключении соответствующее приложение с перечнем этих ошибок и т.д.

Согласно МСА: «Отрицательное заключение составляется в том случае, если аудитор считает, что финансовая отчетность до такой степени существенно искажена или может вводить в заблуждение, что ее нельзя считать объективно отражающей финансовое состояние компании и что составление отчета с оговоркой недостаточно».

Данное аудиторское заключение составляется, когда имеет место один из следующих случаев:

* выявленные аудитором некорректности в бухгалтерской отчетности (иногда она даже оказывается незавершенной должным образом) являются в высшей степени существенными и определяющими (им грозит банкротство);

* администрация отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учета и других документов необходимых для подтверждения бухгалтерской отчетности (ограничение масштабов аудита);

* администрация настаивает, что утверждения в отчетности в основном верны, т.е. соглашаются с основными выводами аудиторов об ошибках и неточностях, категорически отказываются исправлять соответствующие системные записи и т.д.

Согласно МСА: «Отказ от составления заключении выражается в том случае, если влияние ограничения масштаба аудиторской проверки является столь существенным и значительным, что аудитор не в состоянии получить достаточные и соответствующие аудиторские доказательства, а также при наличии взаимоотношений определенной зависимости между аудитором, подпадающих под положения Кодекса этики аудиторов. И, поэтому не в состоянии составить заключение по финансовым отчетам».

Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентированных случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий.

 

1. Учет и оценка ТМЗ. Ответ:

 

Основными задачами учета товарно-материальных запасов являются, во-первых, калькуляция фактических затрат по заготовлению (приобретению) материалов, во-вторых, контроль за их сохранностью и, в-третьих, правильное распределение стоимости израсходованных в процессе производства материалов по объектам калькулирования, своевременное и полное документирование всех операций по их движению; правильное определение фактической себестоимости заготовленных запасов, контроль за состоянием складских запасов; получение точных сведений об остатках и движении запасов в местах их хранения.Так же важнейшей предпосылкой организации учета материалов является их оценка, так как она, как элемент метода бухгалтерского учета в соотношении с учетным процессом выполняет функции измерения товарно-материальных запасов. Оценка – это процесс определения величины, по которой учитывается статья в финансовых отчетах. Оценка товарно-материальных запасов, учитывая разнообразие их видов и характера использования, наиболее сложная и важная реальность активов баланса и финансовый результат деятельности предприятия.

Цель курсовой работы исследовать сущность, задачи и цели учета товарно-материальных запасов, методы их оценки и роль в учете.

В соответствии с заданной целью были сформулированы следующие задачи исследования:

- дать определение товарно-материальным запасам;

- описать методы оценки ТМЗ в соответствии с казахстанскими стандартами бухгалтерского учета и МСФО и выявить различия между ними;

- применить описанные методы в практическом применении при оценке ТМЗ.

Методы исследования – изучение теоретической и нормативно-законодательной литературы по проблеме исследования, анализ бухгалтерской документации предприятия, относящейся к рассматриваемой теме курсовой работы, синтез вышеописанных источников.

Теоретической и методологической основой послужили Указы президента Республики Казахстан, Законы Республики Казахстан, постановления правительства Республики Казахстан, международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), национальные стандарты бухгалтерского учета, монографические труды отечественных и зарубежных ученых экономистов и финансистов.

Глава 1 Понятие оценки товарно-материальных запасов и ее роль в учете 1.1 Сущность и классификация видов товарно-материальных запасов и задачи их учета

Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность должно иметь основной и оборотный капитал. Оборотный капитал (краткосрочные активы) обеспечивает бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Краткосрочные активы являются важнейшим ресурсом в обеспечении текущего функционирования предприятия, то есть производстве и реализации. Краткосрочные активы включают в себя:

- товарно-материальные запасы (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары);

- дебиторская задолженность;

- авансы выданные;

- денежные средства;

- краткосрочные финансовые вложения.

В качестве товарно-материальных запасов выступают предметы труда, которые наряду со средствами труда участвуют в процессе промышленного производства. В отличие от средств труда предметы труда участвуют в процессе только один раз, их стоимость полностью включается в себестоимость производимой продукции, составляя ее материальную основу. Таким образом, товарно-материальные запасы предприятия - это часть краткосрочных активов предприятия, в виде реального материального имущества.

В общем понимании товарно-материальные запасы - это активы в виде:

- запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей, прочих материалов предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг;

- незавершенного производства;

- готовой продукции;

- товаров, предназначенных для продажи.

В соответствии с МСБУ 2 «Запасы», запасы - активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а также сырье и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи. Запасы компании, производящей услуги, включают в себя стоимость оказанных услуг, по которым еще не признана выручка.

Запасы (сырье, материалы, топливо и т.д.) являются предметами, на которые направлен труд человека с целью получения готовой продукции. В отличие от средств труда, сохраняющих в производственном процессе свою форму и переносящих стоимость на продукт постепенно, предметы труда потребляются целиком и полностью переносят свою стоимость на этот продукт и заменяются после каждого производственного цикла.

Бухгалтерский учет товарно-материальных запасов занимает важное место в системе управления хозяйственной деятельностью предприятия. Он формирует информацию обратной связи о показателях, характеризующих фактическое состояние и качественные показатели использования товарно-материальных запасов. Все это способствует улучшению ресурсосбережения на предприятии.

Таким образом, перед учетом товарно-материальных запасов стоят следующие задачи:

- правильное и своевременное документальное отражение всех операций по заготовке, поступлению и отпуску материалов;

- выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением; расчет и списание отклонений по направлениям затрат;

- контроль над сохранностью товарно-материальных запасов в местах их хранения и на всех стадиях движения;

- постоянный контроль за соблюдением установочных норм товарно-материальных запасов;

- систематический контроль за использованием материалов в производстве на базе обоснованных норм их расходования;

- контроль за технологическими отходами и потерями и их использование;

- своевременное получение точной информации о величине экономии или перерасхода материальных ресурсов по сравнению с установленными лимитами;

- своевременное осуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных запасов, контроль над товарно-материальными запасами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Основная задача учета товарно-материальных запасов — определение стоимости, по которой запасы списываются с баланса предприятия.

1.2 Понятие об оценке как о методе бухгалтерского учета, цели и задачи оценки товарно-материальных запасов

товарный материальный запас учет

Многообразие форм собственности в период рыночной экономики, расширение прав предприятий в управлении экономикой, отраслевые особенности производства требуют альтернативных, а подчас и многовариантных подходов при решении конкретных вопросов методики и техники ведения учета товарно-материальных запасов.

У предприятий теперь появилась возможность выбора различных способов:

- организации учета заготовления и приобретения материалов;

- отражения стоимости ТМЗ, оставшихся в конце месяца в пути или не вывезенных со складов поставщиков;

- выявления отклонений фактической себестоимости материальных запасов от учетных цен и их последующего распределения между израсходованными в производстве материалами и их остатками на складах.

Таким образом, в процессе учета товарно-материальных запасов предприятия важное значение приобретает процесс выбора форм оценки используемого имущества. Оценка товарно-материальных запасов, учитывая разнообразие их видов и характера использования, наиболее сложная и важная реальность активов баланса и финансовый результат деятельности предприятия.

Вообще оценка как элемент метода бухгалтерского учета в соотношении с учетным процессом выполняет функции измерения, как и калькуляция. Практическое применение оценки весьма широко, и она может использоваться для различных объектов и целей. Применительно к каждому виду объектов нередко применяются свои специальные методы оценки.

1.3 Проблемы и перспективы оценки ТМЗ при трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО

Международные стандарты финансовой отчетности не регламентируют и не предписывают определенную структуру для Типового Плана счетов. МСФО - это свод принципов, которые и должны найти отражение в учетной политике при описании правил признания, оценки, представления и раскрытия информации об отдельных объектах учета. Следовательно, компания, которая ведёт учет и составляет финансовую отчетность в соответствии с МСФО, может разработать и использовать План счетов, отличный от Плана счетов других компаний. Например, в США и Великобритании каждая компания может использовать собственный План счетов, а во Франции, Германии существует единый План счетов, как и в Казахстане, и его применение обязательно для всех предприятий.

В Законе Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» предусматривается переход на МСФО посредством разработки и внедрения соответствующих национальных стандартов бухгалтерского учета, согласующихся с требованиями МСФО.

Международный стандарт финансовой отчетности 2 «Запасы» (IAS 2. Inventories) предписывает предприятиям определять форму учета товарно-материальных запасов в системе калькуляции по прошлым затратам.

Этот стандарт является практическим руководством в определении себестоимости и ее последующего признания как расхода, включая любое частичное списание стоимости до чистой стоимости реализации. Он также является руководством по применению формул стоимости, которые используются для определения затрат на товарно-материальных запасов.

Сфера применения - системы учета запасов и финансовая отчетность, основанная на данных таких систем. Стандарт жестко устанавливает методику переноса косвенных производственных затрат на стоимость готовой продукции, пересекаясь с областью производственного управленческого учета. Стандарт устанавливает требования к ежегодной процедуре инвентаризации и переоценки запасов.

Основные определения МСБУ 2:

- Запасы - активы, предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности, или для производства товаров (услуг) для такой продажи, а также сырье и материалы, используемые в процессе производства. Запасы также включают недвижимость, предназначенную для перепродажи. Запасы компании, производящей услуги, включают в себя стоимость оказанных услуг, по которым еще не признана выручка.

- Возможная чистая цена продаж (net realisable value, NRV) - оценка цены продаж при нормальном ведении деятельности, за вычетом необходимых затрат на сбыт продукции, которые могут оцениваться как сумма прямых затрат или как нормативный процент к стоимости. Не допускается вычет планируемой прибыли от продаж.

Оценка запасов ведется по наименьшей из двух величин: фактической (исторической) стоимости и возможной чистой цены продаж.

Фактическая стоимость включает в себя все затраты по приобретению, производству (conversion costs), и все прочие затраты, произведенные при доведении запасов до текущего состояния и местонахождения. Невозмещаемые налоги и пошлины входят в фактическую стоимость, предоставленные торговые скидки и возмещения - уменьшают ее.

Если предприятие использует альтернативный метод учета по МСФО 21 «Влияние изменений валютных курсов», то возможны редкие ситуации, когда в стоимость товаров, оплачиваемых в иностранной валюте, включаются также курсовые разницы. Это производится исключительно при крупной девальвации валюты, в отношении абсолютно неизбежных затрат.

Исключение из общего порядка: фактическая стоимость запасов сельхозпродукции, определяется в момент ее сбора по справедливой стоимости за вычетом транспортных расходов (с признанием прибылей или убытков в стоимости продукции). В дальнейшем запасы сельхозпродукции на хранении и в переработке учитываются на общих основаниях по МСБУ 2.

Методика распределения косвенных затрат производства. Кроме прямых производственных расходов, в стоимость запасов также включаются косвенные (переменные и постоянные) расходы (overheads), распределяемые по продуктам на систематической основе. Стандарт требует распределения постоянных косвенных затрат методом стандарт-кост, при котором относительный норматив распределения накладных расходов фиксируется для нормальной загрузки (normal capacity) производственных мощностей. Нормальная загрузка планируется исходя из средних фактических показателей предыдущих лет и, как правило, существенно ниже 100% максимальной. Фактический выпуск продукции, конечно же, всегда отличается от нормальной загрузки.

Если фактический выпуск ниже нормальной загрузки, относительная норма распределения не корректируется. На запасы распределяется только часть постоянных затрат - пропорционально степени загрузки производства; нераспределенные постоянные затраты списываются на расходы периода. Таким образом, существенное падение выпуска в периоды затишья не приводит к завышенной оценке готовой продукции (т.е. к маскировке состоявшихся убытков в виде балансовых активов).

Если фактический выпуск выше нормальной загрузки, норма распределения уменьшается (так, чтобы стоимость не превысила фактических затрат).

Этот стандарт не задает жестко принципов распределения затрат между различными продуктами - главное, чтобы методика применялась последовательно и обоснованно. В отношении побочных продуктов, мало значимых в общем выпуске, допускается их оценка по возможной чистой цене продаж. Эта сумма вычитается из общего объема затрат, далее распределяемых по основным продуктам.

Не включаются в стоимость запасов, а списываются на расходы периода:

- сверхнормативные потери сырья, трудовых затрат и т.п.

- затраты на хранение. Себестоимость готовой продукции фиксируется при передаче на склад и в дальнейшем, как правило, не увеличивается. Однако затраты на хранение, необходимое по технологии производства (например, выдержка вина) - увеличивает стоимость запасов.

- административные расходы, кроме относящихся непосредственно к производству

- сбытовые расходы

Затраты по займам включаются в стоимость строго определенных запасов, если предприятие выбрало альтернативный метод учета затрат по займам.

Поскольку методы учета и порядок признания элементов финансовой отчетности устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и стандартами бухгалтерского учета, то при переходе на международные стандарты в Казахстане изменили план счетов, чтобы упростить бухгалтерам сбор информации и построение финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

МСБУ 2 не требует, что тот или иной метод оценки ТМЗ должен применяться ко всем запасам предприятия. Следовательно, допускается оценивать разные классы запасов - разными методами, исходя из логики материальных потоков.

Таким образом, согласно МСБУ 2, предприятие обязано применять один и тот же метод внутри каждого класса запасов в пределах одного хозяйственного сегмента.

В соответствии с МСБУ 2 раскрытию в финансовой отчетности подлежит следующая информация о ТМЗ:

- Учетная политика, в т.ч. метод расчета стоимости запасов

- Общая балансовая стоимость запасов, с постатейным раскрытием в принятой предприятием классификации

- Балансовую стоимость запасов, учитываемую по чистой стоимости реализации

- Сумму дооценки ранее уцененных запасов, признанную как доход.

- Обстоятельства, обосновывающие дооценку ранее уцененных запасов

- Балансовую стоимость запасов, заложенных в обеспечение обязательств.

Также международный стандарт финансовой отчетности в части учета и оценки ТМЗ рекомендует использовать следующие необходимые технологии и процедуры:

- Регулярная, как минимум - по окончании отчетного периода (года) - инвентаризация запасов с целью выявить запасы, возможная чистая цена продаж которых упала ниже балансовой стоимости.

- Практика установления возможной цены продаж и принятия обоснованных решений по обязательным уценкам и дооценкам запасов.

Переход на МСФО в Казахстане обеспечит более жесткое регулирование оценки ТМЗ. Можно сделать вывод о том, что в своих целях предприятия могут применять различные методы оценки ТМЗ. Выбор одного из методов может обеспечить предприятию меньший налог на прибыль, как это видно в первом примере, или наоборот, если оценивается бизнес, выбор других методов позволит увеличить стоимость ТМЗ, оставшихся на предприятии.


Глава 2 Методы оценки товарно-материальных запасов 2.1 Оценка ТМЗ по фактической себестоимости

В соответствии с МСБУ 2 «Запасы», основной вопрос в учете товарно-материальных запасов заключается в определении себестоимости, которая должна быть признана как актив, и оставаться таковой до момента признания соответствующего дохода от реализации.

По МСБУ 2 «Запасы» оценка запасов ведется по наименьшей из двух величин: фактической (исторической) стоимости и возможной чистой цены продаж. При этом, фактическая стоимость включает в себя все затраты по приобретению, производству (conversion costs), и все прочие затраты, произведенные при доведении запасов до текущего состояния и местонахождения. Невозмещаемые налоги и пошлины входят в фактическую стоимость, предоставленные торговые скидки и возмещения - уменьшают ее.

При этом себестоимость товарно–материальных запасов включает: затраты на приобретение запасов, транспортно – заготовительные расходы, связанные с их доставкой к месту хранения и приведением в надлежащее состояние. Затраты на приобретение товарно–материальных запасов включают в себя цену покупки; пошлины на ввоз; комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим организациям: транспортно – заготовительные и прочие расходы, прямо связанные с приобретением запасов. Торговые скидки, возвраты переплат и прочие подобные поправки вычитаются при определении затрат на приобретение.

Затраты на переработку товарно-материальных запасов (выполнение работ, услуг) включают стоимость используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов, амортизацию основных средств, а также другие затраты, прямо связанные с единицами производства продукции (работ, услуг), обсуловленные технологией и организацией производства и признаются как производственная себестоимость продукции (работ, услуг).

Чистая стоимость реализации товарно-материальных запасов представляет собой предполагаемую продажную цену за минусом расходов на комплектацию и организацию их продажи. Чистая стоимость реализации используется обычно тогда, когда себестоимость не может быть восстановлена по следующим причинам:

- данные товарно-материальные запасы были повреждены;

- они частично или полностью устарели;

- их продажная цена снизилась.

В соответствии с МСБУ 2 «Запасы», возможная чистая цена продаж (net realisable value, NRV) - оценка цены продаж при нормальном ведении деятельности, за вычетом необходимых затрат на сбыт продукции, которые могут оцениваться как сумма прямых затрат или как нормативный процент к стоимости. Не допускается вычет планируемой прибыли от продаж.

Как правило, в промышленных производствах запасы материалов и прочих вспомогательных средств не списывают ниже себестоимости (до чистой стоимости реализации), если ожидается, что готовая продукция, в которую они будут переработаны, будет реализована по цене равной или превышающей себестоимость. Если же ожидается, что снижение цены на материалы приведет к тому, что доход, полученный от реализации готовой продукции, будет ниже ее себестоимости, стоимость материалов частично списывают до чистой стоимости реализации.

Себестоимость запасов может оказаться невозмещаемой в случае их повреждения, физического или морального устаревания, снижения их продажной стоимости, т.е. цена продажи ниже себестоимости. В этом случае определяется возможная чистая цена продажи или переоценка по возможной чистой цене продаж. Переоценка производится по каждому виду оборотных материальных активов или по группам однородных активов. При этом необходимо соблюдение следующего порядка:

- если активы предназначены для реализации, расчеты производятся на основе текущих рыночных цен реализации;

- если активы предназначены для продажи по заключенным контрактам, расчеты производятся по контрактным ценам в объеме, предусмотренном контрактом, а оставшиеся запасы переоцениваются по текущим рыночным ценам;

- сырье и материалы не переоцениваются, если готовая продукция будет реализована по ценам равным или превышающим себестоимость, в противном случае они переоцениваются по восстановительной стоимости.

Разница по переоценке списывается в расход в отчетном периоде, в котором такая разница была установлена. Если запасы сохраняются в будущих отчетных периодах, то в каждом последующем периоде происходит переоценка по новой возможной чистой цене продаж. Новая стоимость определяется по меньшей величине себестоимости или пересмотренной возможной чистой цене продаж.

Фактической себестоимостью товарно-материальных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат предприятия на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан).

Затраты на приобретение запасов включают в себя покупную цену, импортные пошлины и налоги, расходы на транспортировку, обработку и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением актива.

Затраты на переработку включают в себя затраты по оплате труда, постоянные и переменные накладные, производственные расходы на переработку сырья в готовую продукцию.

 

2. Требования к отчету о прибылях и убытках. Ответ:

 

Отчёт о прибылях и убытках российских организаций в последние годы был весьма существенно трансформирован. Он стал более компактным и прозрачным для пользователей бухгалтерской информации, по своей структуре и содержанию приблизился к требованиям и формату международных стандартов финансовой отчётности. А после вступления в силу Приказа Министерства финансов РФ №67н от 22.07.2003г. отчёт о прибылях и убытках стал ещё более компактным и менее формализованным (Приложение 2). Из него исключены коды строк и разбивка на разделы.
В действующих нормативных документах указано, что каждый хозяйствующий субъект должен составить отчёт о прибылях и убытках с тем, чтобы получить данные о соотношении доходов и расходов. Это требование нашло отражение и в Налоговом кодексе РФ. Исходя из принципов бухгалтерского учёта, этот отчёт должен быть ясным и наглядным, содержать информацию обо всех доходах и расходах с учётом требования полноты. Доходы и расходы в соответствии с принципом начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности) относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Принцип начисления предполагает, что все хозяйственные операции и иные факты хозяйственной деятельности отражаются на счетах бухгалтерского учёта, а, следовательно, и в бухгалтерской отчётности в тех отчётных периодах, в которых они совершались, независимо от получения или выплаты денежных средств (их эквивалентов).
Принцип начисления позволяет сблизить во времени сопоставление затрат и доходов, более точно представить результаты коммерческих и финансовых операций. При использовании этого принципа в учёте фиксируются обязательства предприятия, связанные с будущими платежами, или предстоящие в будущем денежные поступления.

Все это представляет собой важную информацию для прогнозирования будущих финансовых результатов и будущего развития предприятия, отдельных направлений его деятельности.
В нормативных документах, а также в специальной литературе формулируются различные требования к составлению отчёта о прибылях и убытках. Так, структура отчёта о прибылях и убытках в соответствии с п.23 ПБУ 4/99 предусматривает раздельно раскрывать в отчёте, как минимум, выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг, проценты к получению, доходы от участия в других организациях, прочие операционные доходы, внереализационные и чрезвычайные доходы. ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации» содержат требований выделять в отчёте о прибылях и убытках характер деятельности, вид доходов, размер и условия их получения для признания поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями (операционными, внереализационными или чрезвычайными). Указанные выше требования и рекомендации можно объединить в пять экономических принципов составления отчёта о прибылях и убытках:
недопущение взаимозачета статей доходов и расходов (принцип расчета финансового результата методом брутто);
принцип детализации доходов и расходов по видам;
детализация затрат по функциям управления - производство, управление и сбыт (принцип построения отчёта о прибылях и убытках по функциям управления);
отражение возникших в отчётном периоде доходов и расходов в зависимости от отношения к отчётному периоду (принцип периодизации);
разделение финансового результата на результат от основной и прочей деятельности (принцип разделения результатов).

 

 

4. Роль бухгалтера — аналитика в управленческом процессе. Ответ:

 

Одним из важных моментов в организации управленческого учета на предприятии в качестве отдельной подсистемы бухгалтерского учета является кадровое обеспечение. А для ведения управленческого учета требуется квалифицированный бухгалтер-аналитик, который занимается не только регистрацией хозяйственных операций, но и участвует в управлении предприятием, которое складывается из планирования, контроля и стимулирования его деятельности. На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке планов (бюджетов) производственных подразделений, которые в дальнейшем сводятся в общий план, представляемый на утверждение руководству. Информация, содержащаяся в бюджете, должна быть предельно точной и содержать данные о доходах, расходах. Планы разрабатываются бухгалтером-аналитиком совместно с руководителями центров ответственности. Разработка планов осуществляется снизу вверх.1 Бухгалтер-аналитик выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта, оптимальные цены, участвует в обсуждении производственной программы предприятия. Современный бухгалтер-аналитик должен владеть методами оперативного бухгалтерского учета, финансового анализа и планирования. На стадии контроля в каждом центре ответственности бухгалтером-аналитиком проводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются расхождения, определяются их причины. Таким образом, отчеты, подготовленные бухгалтерами-аналитиками в конце отчетного периода, позволяют оценить деятельность руководителей центров ответственности, а также определить, на каких участках не удалось достичь плановых показателей. Эти планы и отчеты об их исполнении стимулируют деятельность всего персонала предприятия. Планы содержат показатели, которые должны быть достигнуты. Знакомясь с ними, менеджеры знакомятся с задачами, стоящими перед ними. Бухгалтер-аналитик, с одной стороны, несет ответственность перед руководством за достоверность составленных отчетов, а с другой, — оказывает помощь управляющим центрами ответственности в планировании и подведении итогов работы. Наряду с этим бухгалтер-аналитик должен не разглашать данные управленческого учета, которые могут принести пользу предприятиям-конкурентам. Этические нормы профессионального поведения бухгалтеров-аналитиков рекомендуется включить в служебные обязанности этой категории учетных работников. Этические нормы профессионального поведения бухгалтеров-аналитиков 1. Общие положения Управленческий учет увязывает учетный процесс с процессом управления. Бухгалтеры, наделенные управленческими функциями, называются бухгалтерами-аналитиками. Управление складывается из планирования, контроля и стимулирования. На стадии планирования бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия. Он участвует в обсуждении производственной программы предприятия, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Процесс контроля невозможен без участия бухгалтера-аналитика. По окончании отчетного периода он составляет отчеты об исполнении плана (бюджета) каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. Бюджеты и отчеты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность предприятия. Бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты. Учитывая функциональные обязанности и огромную роль бухгалтера-аналитика в управлении предприятием, их профессиональная деятельность должна соответствовать определенным этическим нормам, таким как компетенция, объективность, честность, конфиденциальность. 2. Нормы профессионального поведения A. Компетенция Бухгалтеры-аналитики служат своей профессии и несут ответственность перед организацией, перед своей профессией и перед самим собой за: • постоянное совершенствование своих знаний и умений в целях поддержания высокого уровня профессиональной компетенции* • исполнение своих профессиональных обязанностей в соответствии с действующими нормативными документами; • реальность подготовленных отчетов и оказание помо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...