Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и технология работ по диагностике автомобильных дорог




ПРАВИЛА ДИАГНОСТИКИ И ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

 

ОДН 218.0.006-2002

 

Дата введения 03.10.2002 г.

 

 

Предисловие

 

1. РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ кафедрой строительства и эксплуатации дорог Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета) и ГП «РОСДОРНИИ».

 

2. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03.10.2002 г. № ИС-840-р.

 

3. ВЗАМЕН ВСН 6-90.

 

 

Введение

 

Настоящий документ разработан взамен Правил ВСН 6-90 и предназначен в качестве руководства при выполнении диагностики, оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования и планировании дорожно-ремонтных работ.

Правила определяют порядок выполнения работ по диагностике и оценке состояния дорог, раскрывают методологию оценки каждого показателя состояния дороги и формирования банка данных, рассматривают принципы планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ по результатам диагностики.

Правила разработаны под руководством и при участии д-ра техн. наук, проф. Васильева А.П. (МАДИ-ГТУ) и канд. техн. наук Эрастова А.Я. (ГП «РОСДОРНИИ»), коллективом авторов в составе: д-ра техн. наук, проф. Яковлева Ю.М., канд. техн. наук, доц. Апестина В.К., канд. техн. наук Горячева М.Г., канд. техн. наук, доц. Кузнецова Ю.В., инж. Лугова С.В. (МАДИ-ГТУ), кандидатов техн. наук Чванова В.В., Живописцева И.Ф., Лушникова Н.А., Перкова Ю.Р., Смурова Н.М., Дудакова А.И., Волынского Б.М., Кретова М.А., инженеров Стрижевского A.M., Машкина В.О., Пучкова Е.А., Кульгавиной Н.Ю. (ГП «РОСДОРНИИ»). В документе использованы программные модули, разработанные инж. Ваниной Е.О. и Куликовым С.С.

В настоящий документ включены материалы Правил ВСН 6-90, в разработке которых участвовали: Попов В.А., канд. техн. наук, проф. Коганзон М.С., канд. техн. наук Белов В.Д., Мусатов С.А., Жилин С.Н., Субботин С.П., инж. Нестеренко В.Г.

Замечания и предложения направлять по адресу: 125829, ГСП-47, Москва, А-319, Ленинградский проспект, 64, МАДИ (ГТУ), кафедра строительства и эксплуатации дорог.

 

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

Настоящие «Правила...» определяют цель, задачи и порядок диагностики, метод оценки состояния автомобильных дорог, а также порядок использования результатов оценки для принятия оптимальных управленческих решений на стадии планирования и оценки эффективности дорожно-ремонтных работ.

Правила распространяются на федеральные автомобильные дороги и рекомендуются для применения на всех дорогах общего пользования Российской Федерации.

 

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

 

В настоящих Правилах использованы ссылки на следующие стандарты и нормативно-технические документы:

1. ГОСТ Р 50597-93. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

2. ГОСТ 30412-96. Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий.

3. ГОСТ 30413-96. Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

4. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 112 с.

5. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. - 56 с.

6. СНиП 3.06.07-86. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Госстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1981. - 37 с.

7. Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах: ВСН 4-81. Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1981. - 42 с.

8. Классификация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования. М.: Информавтодор, 2002. - 28 с.

9. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог: ВСН 24-88 / Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1989. - 198 с.

10. Указания по оценке прочности и расчету усиления нежестких дорожных одежд: ВСН 52-89. Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1989. - 70 с.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

Диагностика автомобильных дорог - обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации.

Оценка транспортно-эксплуатационного состояния - определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик.

Потребительские свойства дороги - совокупность ее транспортно-эксплуатационных показателей (ТЭП АД), непосредственно влияющих на эффективность и безопасность работы автомобильного транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние на окружающую среду. К потребительским свойствам относятся обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство движения, пропускная способность и уровень загрузки движением; способность пропускать автомобили и автопоезда с разрешенными для движения осевыми нагрузками, общей массой и габаритами, а также экологическая безопасность.

Технический уровень дороги - степень соответствия нормативным требованиям постоянных (не меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся только при реконструкции и капитальном ремонте) геометрических параметров и характеристик дороги и ее инженерных сооружений.

Эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.

Транспортно-эксплуатационное состояние дороги (ТЭС АД) - комплекс фактических значений параметров и характеристик технического уровня и эксплуатационного состояния на момент обследования и оценки, обеспечивающих ее потребительские свойства.

Технико-эксплуатационные качества или характеристики дороги (ТЭК АД) - характеристики надежности и работоспособности дороги как инженерного сооружения, к которым относят прочность дорожной одежды, ровность, шероховатость и сцепные качества покрытий, устойчивость земляного полотна и т.д.

Качество дороги - степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям.

Эксплуатационный коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение фактической максимальной скорости движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченной дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (Vф.MAX), к расчетной скорости для данной категории дороги и рельефа местности (VPACч):

Коэффициент обеспеченности расчетной скорости - отношение (Vф.MAX) к базовой расчетной скорости ():

За базовую расчетную скорость принята скорость

= 120 км/ч.

Тогда

В практических расчетах рекомендуется пользоваться коэффициентом обеспеченности расчетной скорости.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТ ПО ДИАГНОСТИКЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Общие положения

 

Виды диагностики и оценки состояния дорог и состав исходной информации

4.1.1. Цель диагностики и оценки состояния автомобильных дорог состоит в получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, условиях их работы и степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требованиям движения.

4.1.2. Систематический мониторинг является основой управления состоянием автомобильных дорог и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети.

4.1.3. Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений производится систематически через установленные промежутки времени на протяжении всего срока службы дорог и дорожных сооружений.

4.1.4. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог производится по показателям потребительских свойств, обеспечиваемых фактическим уровнем эксплуатационного содержания, геометрическими параметрами, техническими характеристиками, инженерным оборудованием и обустройством.

4.1.5. Оценку качества и состояния автомобильных дорог производят:

• при сдаче дороги в эксплуатацию после строительства с целью определения начального фактического транспортно-эксплуатационного состояния и сопоставления с нормативными требованиями;

• периодически в процессе эксплуатации для контроля за динамикой изменения состояния дороги, прогнозирования этого изменения и планирования работ по ремонту и содержанию;

• при разработке плана мероприятий или проекта реконструкции, капитального ремонта или ремонта для определения ожидаемого транспортно-эксплуатационного состояния, сопоставления его с нормативными требованиями и оценки эффективности намеченных работ;

• после выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту на участках выполнения этих работ с целью определения фактического изменения транспортно-эксплуатационного состояния дорог.

4.1.6. По результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.

4.1.7. Результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог. В отдельных случаях, предусмотренных «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание дорог на основании результатов диагностики и оценки их состояния.

4.1.8. Полученная на основе диагностики и оценки состояния дорог информация служит для формирования и систематического обновления автоматизированного банка дорожных данных (АБДД) как на федеральном, так и на территориальном уровнях.

4.1.9. Работы по диагностике и оценке состояния дорог должны выполнять специализированные организации, оснащенные соответствующими передвижными лабораториями, приборами и оборудованием.

4.1.10. По объему выполнения работ диагностику и оценку состояния дорог подразделяют на первичную и повторную. При первичной диагностике, как правило, измеряют и оценивают весь комплекс установленных параметров и характеристик состояния дороги, а также транспортного потока, а при повторной диагностике - только переменные, к которым относятся прочность дорожной одежды, продольная и поперечная ровность (глубина колеи), шероховатость и сцепные качества покрытия, характеристики транспортного потока и др. Кроме того, при повторной диагностике измеряют и оценивают те постоянные параметры и характеристики, которые были изменены в процессе ремонта или реконструкции. В необходимых случаях могут быть измерены и оценены отдельные группы или сочетания постоянных и переменных параметров и характеристик.

Конкретные виды и объемы работ по диагностике и оценке состояния дорог устанавливают, руководствуясь «Временными нормативами объемов работ и периодичности диагностики и обследования, автомобильных дорог и мостов», утвержденными Федеральным дорожным департаментом 22 декабря 1993 г. (Прил. 1).

4.1.11. Детальную диагностику и оценку состояния мостовых сооружений осуществляют в соответствии с «Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог» ВСН 24-88, «Инструкцией по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах» ВСН 4-81 и СНиП 3.06.07-86 «Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний».

В настоящих «Правилах...» предусмотрен порядок сбора информации о мостах и других искусственных сооружениях только в объеме, необходимом для оценки их влияния на движение автомобилей и пропуск транспортного потока.

4.1.12. Для оценки состояния дорог и дорожных сооружений необходимы сбор и анализ значительного объема основной исходной информации по следующим показателям, параметрам и характеристикам.

4.1.12.1. Общие данные о дороге:

- номер и титул дороги, район ее расположения;

- категория дороги, протяженность;

- дорожно-климатическая зона;

- орган управления и обслуживающая организация;

- оценка уровня содержания дороги за последние 12 месяцев.

4.1.12.2. Геометрические параметры и характеристики:

- ширина проезжей части, основной укрепленной поверхности дороги и укрепительных полос;

- ширина обочин, в т.ч. укрепленных; тип и состояние укрепления обочин;

- продольные уклоны;

- поперечные уклоны проезжей части и обочин;

- радиусы кривых в плане и уклон виража;

- высота насыпи, глубина выемки и уклоны их откосов; состояние земляного полотна;

- расстояние видимости поверхности дороги в плане и профиле.

4.1.12.3. Характеристики дорожной одежды и покрытия:

- конструкция дорожной одежды и тип покрытия;

- прочность и состояние дорожной одежды и покрытия (наличие, вид, расположение и характеристика дефектов);

- продольная ровность покрытия;

- поперечная ровность покрытия (колейность);

- шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием.

4.1.12.4. Искусственные сооружения:

- местоположение, тип, протяженность и габариты мостов, путепроводов, эстакад, тоннелей;

- грузоподъемность мостов, путепроводов и эстакад;

- наличие и высота бордюров;

- тип и состояние мостового полотна;

- наличие, материал, тип, размеры и состояние труб.

4.1.12.5. Обустройство и оборудование дорог:

- километровые знаки и сигнальные столбики;

- дорожные знаки, их дислокация, состояние и соответствие нормам и правилам размещения;

- разметка дороги, ее состояние и соответствие нормам и правилам нанесения;

- ограждения, их конструкция, место расположения, протяженность, состояние, соответствие нормам и правилам установки;

- освещение;

- примыкания, пересечения с автомобильными и железными дорогами, их тип, местоположение, соответствие нормам проектирования;

- автобусные остановки и павильоны, площадки отдыха, площадки для остановки и стоянки автомобилей, их основные параметры и их соответствие нормативным требованиям;

- дополнительные полосы проезжей части и переходно-скоростные полосы, их основные параметры.

4.1.12.6. Характеристики движения по дороге:

- интенсивность движения на характерных перегонах и динамика ее изменения за последние 3-5 лет;

- состав транспортного потока и динамика его изменения с выделением доли легковых и грузовых автомобилей различной грузоподъемности, автобусов, других транспортных средств;

- данные о дорожно-транспортных происшествиях за последние 3-5 лет с привязкой к километражу и выделением количества происшествий по дорожным условиям.

4.1.13. Кроме основной исходной информации для различных управленческих задач и формирования общей автоматизированной базы дорожных данных (АБДД) в процессе диагностики может собираться дополнительная информация, в частности:

4.1.13.1. Общая информация:

- балансовая стоимость и износ дороги и дорожных сооружений;

- местоположение, сроки, объемы и виды ремонта дороги за время эксплуатации;

- ширина полосы отвода и площадь занимаемых земель;

- система водоотвода и ее состояние;

- коммуникации в полосе отвода;

- вызывная и технологическая связь;

- другая информация.

4.1.13.2. Защитные сооружения:

- снегозащитные, ветрозащитные, шумозащитные и декоративные лесонасаждения и лесополосы;

- снегозащитные заборы, шумозащитные и ветрозащитные устройства, устройства для защиты дорог от снежных лавин, отвалов, оползней и др.

4.1.13.3. Объекты обслуживания движения и дорожной службы:

- АЭС, СТО, мотели, кемпинги, гостиницы, пункты питания, пункты медицинской помощи, пункты ДПС, автовокзалы, съезды и въезды к этим объектам;

- здания и сооружения дорожной службы, базы противогололедных материалов, пескобазы, места дислокации дорожных машин и др.

4.1.13.4. Населенные пункты и характеристика прилегающей территории:

- жилая застройка;

- наличие населенных пунктов, через которые проходит дорога, с разделением их по числу жителей (более 50 тыс. или менее 50 тыс.);

- наличие особых правил дорожного движения в населенных пунктах;

- наличие населенных пунктов (с числом жителей более 50 тыс.), находящихся в стороне от дороги (до 20 км), с указанием расстояния до них от дороги.

4.1.13.5. Пересечения и примыкания:

- пересечение в одном уровне крестообразное;

- пересечение в одном уровне кольцевого типа;

- примыкание в одном уровне «Т»-образного типа;

- пересечение или примыкание с регулируемым или нерегулируемым движением;

- категория пересекаемой дороги;

- ширина проезжей части пересекаемой дороги и тип покрытия;

- угол пересечения;

- наличие и тип направляющих островков;

- пересечение с трамвайной линией;

- перекрестки в городах и населенных пунктах;

- направление (населенный пункт, ДРСУ, поле, лес и т.д.) и расстояние до объекта;

- съезды и выезды к АЗС, СТО, пунктам питания, площадкам отдыха, гостиницам и т.д.;

- количество путей для железнодорожного переезда;

- наличие шлагбаума для железнодорожного переезда.

4.1.13.6. Ширина проезжей части:

- ширина основных полос движения;

- ширина дополнительной полосы на подъем;

- уширение на кривой малого радиуса;

- ширина переходно-скоростной полосы (полоса разгона и торможения) в зоне примыканий и пересечений, в зоне автобусных остановок и т.д. с указанием местоположения начала и конца полос.

4.1.13.7. Дорожные сооружения и элементы обустройства, влияющие на безопасность движения:

- подземные и надземные пешеходные переходы;

- тип освещения с указанием начала и окончания местоположения;

- расположение опор путепроводов на проезжей части;

- подпорные стенки путепроводов или тоннелей, расположенные на обочине;

- препятствия для движения с указанием их местоположения;

- светофорное регулирование с указанием расположения светофоров;

- пункты автоматизированного учета интенсивности движения;

- дорожные метеорологические станции.

4.1.13.8. Местоположение:

- телефона;

- источника питьевой воды и мойки автомобилей вне площадок отдыха;

- таможни (контрольного пункта);

- пункта весового контроля;

- поста ГИБДД;

- разрывов для разворота автомобилей.

4.1.15. Конкретный объем дополнительно собираемой информации определяется договором (контрактом) на выполнение работ по диагностике и оценке состояния дорог.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...