Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемная ситуация как точка роста группы




В этой части мы обсудим некоторые проблемные ситуации, кото­рые могут возникать в процессе групповой работы. Эти ситуации предоставляют уникальную возможность узнать что-то новое о меж­личностных отношениях и о том, что можно сделать для их улучше­ния. Данные проблемы аналогичны тем, которые возникают в груп­повой работе со взрослыми. Однако дети в меньшей степени освоили социальные навыки и поэтому ведут себя более непос­редственно. Конечно, проблемная ситуация потому и называется


проблемной, что вызывает сложности в работе, но квалифициро­ванный ведущий всегда может использовать ее как источник ново­го и интересного опыта.

Основным источником проблем в групповой работе с дошколь­никами и детьми младшего школьного возраста являются агрес­сия, монополизация, привлечение внимания (позерство), сопро­тивление и недоверчивость. В работе с подростками часто встречаются случаи нарушения конфиденциальности, образова­ние группировок, склоки и драки. Наконец, независимо от возра­ста, все дети плачут.

Агрессия

Многие дети, приходящие в группу, обладают высоким уровнем скрытой агрессии. Иногда она может быть от­крытой и проявляться в самых разнообразных поступках. Обыч­но вы встречаетесь с детьми, которые явно выражают свою агрессию в ругани, грубости, угрозах, дерзости в отношениях с руководителем и т.д. Все это служит для них источником не­приятностей и осложняет отношения с окружающими. Некото­рые дети подавляют собственную агрессивность, что может вызывать появление у них соматических расстройств или пси­хических нарушений. В то же время встречаются дети, кото­рые используют свою агрессию в качестве мотивирующей силы для достижения успехов в учебе или спорте. Как же вести себя с агрессивным ребенком? Это зависит от того, пришел ли ребенок в группу с уже высоким уровнем агрессии и его агрессивность лишь проявилась в группе, или же ребенок стал агрессивным в процессе групповой работы в результате ка­кого-то события, имеющего отношение к теме занятий. В первом случае вы можете заранее, еще на этапе отбора, оп­ределить, сможет ли ребенок с таким уровнем агрессивности эффективно работать в группе и не станет ли он источником постоянных конфликтов и угрозой для остальных детей. Если во время набора группы вы видите, что ребенок выражает свою агрессию неподобающим образом, вам стоит задуматься о воз­можных последствиях, поскольку такое поведение рано или по-


6 Р. Смид


82 Групповая работа с детьми и подростками

здно проявится и в группе. Сможете ли вы справиться с его агрессией так, чтобы не обделить вниманием других детей и не нарушить их право чувствовать себя в безопасности? Если группа является добровольной, а вы не обладаете достаточным опы­том работы с сильным сопротивлением и агрессией, вам лучше воздержаться от включения такого ребенка в группу.

Этот совет не означает, что из числа участников надо исклю­чать тех детей, чья агрессия является следствием пережива­ния негативного опыта (например, стресс в результате раз­вода родителей, алкоголизм родителей, физическое или сексуальное насилие). Такие дети вполне могут успешно ра­ботать в группе.

Как работать с проявлениями агрессивности в группе? Во-первых, вы должны дать понять участникам группы, что раз­деляете их опасения физического насилия со стороны агрессив­ного ребенка. Попробуйте определить, является ли угроза агрес­сии внутренним побуждением ребенка, или она вызвана внешними воздействиями, например, вашей реакцией на его поведение. Очень часто возникает желание немедленно подавить агрессию, возникающую в группе. Но в результате агрессивность может про­явиться косвенным образом — например, в виде употребления ненормативной лексики или пассивного агрессивного поведения. Необходимо помнить, что агрессивная лексика не обязательно означает непосредственную угрозу физического насилия. Но если угроза возникает в результате вспыхнувшей перепалки между чле­нами группы, необходимо немедленно вмешаться, вместе с деть­ми рассмотреть данную ситуацию как пример проявления раз­личных точек зрения и предложить способ разрешения конфликта.

Во-вторых, если вы замечаете в поведении ребенка скрытую агрес­сивность или явные проявления гнева, вы можете предложить ему физические упражнения, чтобы научить его выражать свою агрес­сию более подходящим способом, например, наносить удары по боксерской груше, швырять мяч в корзину, передать свой гнев в рисунке или пластилиновой композиции. Подобная активность по­может ребенку осознать собственную агрессивность, особенно она полезна для детей, подавляющих свои агрессивные чувства.


Часть 1: Подготовка и организация груп повой работы 83

Не препятствуйте проявлению агрессии. Дайте каждому ребенку возможность выразить свои эмоции. Попросите детей по кругу завершить предложение: «Сегодня я был сердит, потому что...», это поможет детям понять, что ярость — нормальная человечес­кая эмоция. Не подавляйте естественные проявления гнева. По­звольте детям выразить свои чувства, даже если они вам непри­ятны. Вспомните, наши родители редко разрешали нам свободно выражать свои чувства. В результате нам пришлось пережить много неприятных моментов, чтобы научиться делать это.

Будьте более реалистичными в отношениях с детьми. Попробуй­те понять, что мир детей сильно отличается от нашего — слиш­ком много вокруг взрослых, которые пытаются их контролиро­вать. Многие дети приходят в группу скептически настроенными, подозрительными и уверенными, что все взрослые «против них». В некоторых случаях вам придется работать с детьми, которые пришли просто слушать, а не делиться своими переживаниями и работать над собой. Некоторые дети проявляют свою агрессию снова и снова. Такие дети нуждаются в заботе и любви, в посте­пенном включении в работу. Служите им примером, принимая их такими, какие они есть, со всей их агрессией, негативными чув­ствами и поведением. Помогите им увидеть, что причиной этого является их страх и обида. Объясните им, что они имеют право быть агрессивными, но должны научиться управлять своими чув­ствами и поведением. Плохо, когда они обижают других только из-за того, что кто-то обидел их.

Если агрессия ребенка вызвана чем-то, что произошло в группе, извлеките из этой ситуации пользу для всей группы. Предложите ребенку исследовать свои негативные чувства и попытаться по­нять, что вызвало его гнев. Возможно, дети не сошлись во мнени­ях и один из них пытался силой навязать другому свою точку зре­ния. Может быть, агрессия была вызвана унижением или насмешками со стороны других детей. Вы можете спросить, на­пример: «Что такого сказал Марк, что тебя так взбесило?» или по­просить: «Скажи Марку, что ты чувствуешь, когда он смеется над тобой». Попросите других детей подумать, как они бы почувство­вали себя в этой ситуации. Многие дети приходят из семей, где агрессия подавляется или выражается неподобающим образом, и


б*


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...