Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками





Часть!: Подготовка и организация групповой работы 101


 


ет прийти на последнее занятие, объявить оставшимся о своем решении и попрощаться. Им не обязательно рассказывать об ис­тинных причинах ухода, даже если они способны это сделать. Но они должны дать возможность остальным попрощаться с ними. Та­кая процедура поможет детям разобраться с причиной страха пе­ред групповой работой. Иногда ребенок, собравшийся покинуть группу, получает такое облегчение от возможности открыто выска­зать свои страхи, что решает остаться и продолжить занятия. Многие дети просто не представляют, как изучить новые спосо­бы поведения и изменить самих себя. Эта неизвестность при­водит к повышенному чувству тревожности. Многие не хотят из­менять свое поведение или не понимают, кому это нужно, кроме их учителей и родителей. Когда они через одно-два занятия осознают, что от них ждут усилий в этом направлении и видят, как другие осваивают новые модели поведения, у них возникает желание уйти. Если кто-то из участников покидает группу, дети с повышенным чувством тревожности и неуверенности тоже могут решить оставить группу. Когда следующий ребенок при­нимает решение покинуть группу, необходимо провести откры­тое обсуждение причин их страха и беспокойства. В процессе такого обсуждения могут обнаружиться неожиданные пробле­мы — возможно, вы недооценили силу тревоги, либо существу­ют другие скрытые причины, о которых вы ничего не знали. Та­кое откровенное обсуждение тяжелых для ребенка вопросов может дать ему чувство эмоционального облегчения. После об­суждения следует пересмотреть индивидуальные цели каждого участника для того, чтобы сделать их более реальными и при­емлемыми. Например, вы можете сказать:

Мы поговорили о том, как тяжело изменить самого себя и научиться вести себя по-другому. Что ты думаешь о це­лях, которые стоят перед тобой в группе? Может быть, стоит их немного изменить, чтобы ты мог их достичь?

Ш

гЗ Плач /j Плач — это естественный физиологический процесс, один из способов облегчения психологической боли. Дети ме­нее эмоционально устойчивы, чем взрослые, и хуже умеют контро-


лировать себя. Поэтому они довольно часто плачут во время груп­повой работы. Однако чем старше они становятся, тем лучше они начинают управлять своими эмоциями. К сожалению, в старшей школе они уже способны подавлять достаточно сильные эмоции. Иногда подростки очень хорошо умеют владеть собой и никогда не позволяют себе плакать в присутствии сверстников. В любой группе вы можете встретиться с разнообразными способами вы­ражения эмоциональной боли. Одни дети могут просто распла­каться, а другие могут безостановочно рыдать в течение несколь­ких минут.

Дети старшего возраста и подростки менее склонны плакать, од­нако плач скорее связан не с возрастом детей, а с темой группо­вых занятий и уровнем развития группового процесса. Напри­мер, следует ожидать, что обсуждение утраты близких с большой вероятностью вызовет у детей слезы. К числу таких тем можно отнести также: подростковую беременность, разрыв отношений, развод родителей. Чем глубже рассматриваются затронутые про­блемы и чем выше уровень доверия в группе, тем легче бывает участникам группы дать волю слезам.

Поскольку плач — это естественный способ облегчения эмоцио­нальной боли, вам следует знать, как можно использовать эту ситуацию для развития группы.

Ol

Ниже приведены некоторые рекомендации по работе с

такими ситуациями.

• Попробуйте определить, вызван ли плач действительно сильными эмоциональными переживаниями или же это про­сто попытка разжалобить кого-то. Вполне возможно, что ребенок использует плач специально, для того чтобы его пожалели и обратили на него внимание. Иногда опреде­лить истинную причину плача не так просто. Однако если ребенок плачет слишком часто и вы чувствуете, что он на­чинает «выжимать слезу», вам не следует потворствовать такому поведению (Jacobs, Harvill, & Masson, 1994). ЕЗ • В большинстве случаев плач действительно вызыва-О ется сильными переживаниями. Когда ребенок начинает плакать, спросите, не хочет ли он поделиться своими чув-


102 ________________ Групповая работа с детьми и под ростками

ствами. Не ждите, что он сделает это самостоятельно. Если ребенок не склонен рассказывать всем о своих чувствах, предоставьте ему право справиться со своими чувствами самостоятельно. Иногда слезы возникают спонтанно, и ребенок может быть не готов к разговору.

• Если ребенок буквально задыхается от рыданий, позвольте ему поплакать некоторое время и обсудите с остальными детьми, что значит переживать такой страх, обиду, поте­рю или что-либо еще. Когда ребенок успокоится и захо­чет говорить, предоставьте ему полное внимание.

• Jacobs и др. (1994) рекомендуют следить за временем, оставшимся до конца занятия. Если ребенок начинает плакать в самом конце занятия, вы можете, например, сказать: «Тина, я понимаю, как сильно тебя это огорчило. Давай поговорим об этом после занятия». Тем самым вы дадите понять всем детям, что никто из них не уйдет с групповой встречи в расстроенных чувствах, и покажете, что они могут свободно выражать свои чувства в любое время. Это отвечает потребностям каждого.

• Всегда приносите на занятия салфетки или бумажные но­совые платки! Перед началом занятия положите упаковку в центр круга. Это покажет всем детям, что группа — это место, где можно плакать, не опасаясь неприятных по­следствий.

Помимо проблем, описанных выше, вы можете столкнуться и с другими сложными ситуациями, и, возможно, вам потребуется осваивать новые способы групповой работы, которые помогут вам распределять внимание между всеми детьми в группе. В этом случае вы можете обратиться за помощью к более опытному те­рапевту, который поможет вам оценить ситуацию и выбрать оп­тимальные методы работы.


ВЕДЕНИЕ ГРУППЫ


Часть 2


Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы W5


 


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Обзор

Работа группы невозможна без установления правил. Поведение участников определяется как гласными (основными), так и неглас­ными (подразумеваемыми) нормами. Основные нормы - это явно оговоренные правила поведения в группе. Они касаются таких воп­росов, как время прихода на занятия, возможность опозданий, право или обязанность каждого высказываться, соблюдение конфиден­циальности и др. Негласные нормы устанавливаются в ходе рабо­ты группы и определяют такое ожидаемое поведение участников, которое способствовало бы личностному росту каждого члена груп­пы, установлению отношений доверия, развитию чувства сплочен­ности и единства. К таким нормам относятся, например, взаимо­действие друг с другом, а не через руководителя, открытое выражение своих чувств и мнений, разговор о себе, а не о других.

Обоснование

Правила необходимы прежде всего для того, чтобы с самого на­чала совместной работы дать понять членам группы, что именно от них ожидается, и настроить их на достижение групповых це­лей. Регулирование поведения участников через оговоренные правила и санкции позволяет ведущему поддерживать те спосо­бы поведения, которые «работают» на установление в группе ат­мосферы доверия и принятия, выдерживать намеченное направ­ление работы и помогать членам группы осознать, что сейчас происходит, что будет происходить и что надо изменить в своем поведении.

Практические рекомендации

Очень важно, особенно в самом начале работы, привлечь детей к совместной выработке основных правил и нацелить их на соот­ветствующее поведение. Обычно дети, не имеющие опыта рабо­ты в психологических группах, просто не знают, как вести себя на групповых занятиях. Они привыкли к правилам поведения, при-


нятым в классе еще с начальной школы, например, они знают, что надо всегда поднимать руку для ответа. Им необходимо объяс­нить, что работа в группе ведется по своим правилам и их никто не будет наказывать за то, что они не знают, как себя вести. Про­сто их будут просить вести себя по-другому. Все основные пра­вила должны быть адаптированы к возрасту и понятны детям.

Основные правила

Некоторые основные нормы лучше обсуждать еще на стадии на­бора группы, чтобы каждый потенциальный участник знал о том, что в группе у него будут некоторые права и обязанности, но именно это даст ему определенную защиту. Например, он дол­жен знать, что;

• Запрещается принимать алкоголь или наркотики перед заня­тиями или во время них.

• Участие в работе строго добровольное, каждый член группы может покинуть ее в любое время.

• Каждый участник может сказать: «Пропускаю» и не принимать участия в выполнении упражнения или в его обсуждении.

• Он будет защищен от физического насилия, угроз и давления со стороны сверстников.

Самое важное правило, с которым обязательно надо оз­накомить детей еще во время предварительного собе­седования и о котором следует постоянно напоминать в дальнейшем, во время работы — это правило конфи­денциальности. Для объяснения этого правила вы мо­жете сказать следующее:

Все, о чем мы будем говорить в группе, останется между нами. Никому не разрешается разглашать то, что было рассказано кем-либо в группе. Могут возникнуть обстоя­тельства, когда мне все же придется сообщить об этом другим людям. Это касается сведений о том, что ты соби­раешься нанести себе или другим серьезный вред, о фи­зическом насилии над тобой или другим ребенком, а так­же тех случаев, когда информация о группе потребуется в суде или в инспекции по делам несовершеннолетних.


106 Групповая работа с детьми и подростками

Для разработки основных правил работы в группе вы можете воспользоваться этическими нормами Ассоциации специалис­тов групповой работы (ASGW), приведенными в Приложении 1.

Надо постараться, чтобы дети принимали активное участие в разработке основных норм. Они с большей готовностью будут следовать правилам, если внесут свой вклад в их создание. Определение базовых правил необходимо провести на первом занятии.

Негласные правила

Дети обычно быстро понимают, что от них требуется, и вы мо­жете с первых же занятий выработать нормы, которые создадут благоприятную обстановку для последующей работы. Например, можно подкреплять активное участие детей в работе группы и предотвращать нежелательное поведение. Вы можете способ­ствовать тому, чтобы для детей стало нормой проявление со­чувствия друг к другу, если сами будете показывать, как можно выражать сочувствие, а также поддерживать и хвалить тех де­тей, которые станут сопереживать другим. Таким же образом можно дать понять детям, что каждый их них имеет право рабо­тать в своем темпе. Для этого следует подчеркивать, что вы пол­ностью принимаете тот уровень откровенности, к которому они в данный момент готовы. Используя какую-нибудь игрушку или другой предмет, например, мячик в качестве обозначения «пра­ва голоса», вы сможете легко установить правило высказывать­ся по очереди: ребенок должен получить «право голоса» для того, чтобы сказать что-то, и обязан передать его другому пос­ле того, как выскажется.

Вы можете вводить и запрещающие правила. Например, если вы разрешаете кому-либо в группе комментировать происходя­щее себе под нос, не вынося на открытое обсуждение, очень скоро и остальные члены группы начнут делать то же самое. Такие вопросы должны обсуждаться открыто, иначе в группе воз­никнет «скрытое обсуждение» под поверхностью диалога в груп­пе, которое может замедлить или вовсе свести на нет всю груп­повую работу.


 

 

Часть 2: Ведение группы

Пример

Введение основных правил

Эту процедуру имеет смысл проводить на первом занятии для совмес­тной выработки основных правил.

1. Закрепите большой лист ватмана на стене или расстелите его на полу в центре круга. Определите основные правила, описав поведение, которое ожидается от членов группы, и объясните их важность. Попросите членов группы обсудить, чем основные правила будут полезны для группы.

2. Дайте каждому желающему цветной фломастер и попросите написать основные правила на ватмане. Типичными группо­выми правилами могут быть:

 

• Приходить на занятия группы нужно вовремя.

• Каждый участник группы имеет право выступить.

• В группе все обязаны относиться друг к другу с уважени­ем.

• Во время занятий не допускаются насмешки друг над дру­гом.

3. Спросите детей, не хотят ли они добавить что-нибудь еще.
Скажите им, что новые правила они могут добавлять в про­
цессе работы, если сочтут их полезными или необходимыми
для всех остальных.

Негласные правила _________________________________________

Ниже приводится описание процедуры знакомства на первом занятии. Следуйте приведенным рекомендациям для выработки негласных пра­вил. Напоминайте о них и следите за их соблюдением на последующих занятиях.

1. Представьтесь и поприветствуйте детей в группе. Скажите, что на этом занятии им необходимо познакомиться и начать обсуждать, чему же они хотят научиться в группе. Спросите, хотят ли они принять участие в первом упражнении, чтобы получше узнать друг друга.


4,


108 Групповая работа с детьми и подростками


Часть 2: Ведение группы



 


2. Разбейте детей на пары и попросите их познакомиться: ска­зать, как их зовут, что они любят есть, что они думают или чувствуют по поводу предстоящей групповой работы. Напри­мер, если темой группы будет потеря близких, дети могут об­судить, что они хотели бы узнать о себе и о тех, кого они потеряли. Если тема группы — развод родителей, они могут рассказать друг другу о своей новой семейной ситуации.

3. Через несколько минут соберите группу и попросите каждо­го ребенка рассказать, что он узнал о соседе. Во время выступления показывайте пример и поощряйте следующее поведение:

Откровенность. Говорите что-нибудь типа: «Спасибо за рассказ о твоем партнере» каждому выступающему. Ис­пользуйте все свое умение слушать. Улыбайтесь высту­пающему ребенку, кивайте головой и применяйте другие невербальные подкрепляющие знаки.

Обращение друг к другу, а не к вам. Если ребенок при выступлении смотрит на вас, спросите: «Ты хочешь рас­сказать это группе?». Не смотрите прямо на ребенка, и он станет обращаться к остальным детям.

Выражение сочувствия другим членам группы. Если ре­бенок смотрит на вас и при этом говорит что-то об эмо­циональном состоянии кого-либо из группы (например: «Карен тоже грустная»), мягко напомните ребенку, что он должен обращаться прямо к тому, о ком он говорит. На­пример: «Может быть, для Карен очень важно знать, что ты понял, как она огорчена. Скажи это прямо ей. Скажи Карен, что ты видишь, как ей грустно».

Высказывание по очереди. Если кто-то хочет выступить второй раз, скажите: «Подожди немножко, пока не выска­жутся те дети, которые еще не говорили. Потом снова наступит твоя очередь».

Литература

Corey, М. S., & Corey, G. (1992). Groups: Process and practice (4th ed.). Pacific Grove: Brooks/Cole.


Gazda, G. M. (1976). Theories and methods of group counseling In the schools (2nd ed.). Springfield, IL: Charles С Thomas.

Schmidt, J.J. (1993). Counseling in schools: Essential services and comprehensive programs (chap. 5). Boston: Allyn & Bacon.

Seligman, M. (1982). Introduction. In M. Seligman (Ed.), Group psychotherapy and counseling with special populations (pp. 1-23). Baltimore: University Park Press.

Tuckman, B. W. (1965). Developmental sequences in small groups. Psychological Bulletin, 63, 384-399.

Tuckman, B.W., & Jensen, M.A. (1977). Stages of small group development revisited. Group and Organization, 2, 419-427.

Vander Kolk, С (1985). Introduction to group counseling and psychotherapy. Columbus: Charles E. Merrill.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...