Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая работа с детьми и подростками





Часть!: Подготовка и организация групповой работы 85


 


они просто не умеют с ней справляться. Покажите им, что суще­ствуют вполне приемлемые пути выражения агрессивных чувств.

Р53 Монополизация

УЗ, 1 Дети могут монополизировать время группы по разным при­чинам и разными способами. Одни выступают слишком ча­сто и по незначительным вопросам. Другие «копают» так глубоко и интенсивно, что это может испугать более застенчивых и замкну­тых детей, которые могут предположить, что им тоже придется рас­сказывать о себе на таком же уровне. Некоторые любят переби­вать выступающего своими замечаниями о том, что точно такой же случай произошел и с ними, пытаясь тем самым переключить вни­мание группы на себя.

Глубинными причинами монополизации зачастую являются тревож­ность и страх. Многие монополизаторы, представляясь активными членами группы, не говорят ничего существенного и просто пытают­ся уйти от необходимости серьезно работать. Такие дети обычно бо­ятся признать наличие проблемы и необходимость работы над ней. Кроме того, они могут опасаться насмешек со стороны своих сверст­ников. Подростки часто боятся, что их приятели сочтут их недоста­точно «крутыми», если они попытаются изменить свое поведение. Не­которые дети, болтающие всякий вздор, просто не понимают, что их бесконечные повторения или многословные рассказы неинтересны другим детям. Такие ситуации легко распознаются и должны немед­ленно прерываться, поскольку остальные дети тоже хорошо чувству­ют их. Они могут быть очень недовольны, если вы позволите кому-либо тратить их время впустую.

Монополизация — это способ маленьких детей получить недоста­ющее внимание. Возможно, в их окружении нет того, кто проявил бы к ним внимание, выслушал и принял их без осуждения. Отсю­да их неодолимое стремление занять позицию, в которой они оказались бы в центре всеобщего внимания. Вы обязаны уделять достаточно времени и сил каждому ребенку в группе. Если монополизация проявляется слишком явно, ос­тальные дети начинают раздражаться, и конфликт в группе неиз­бежен. В результате некоторые дети могут «отключиться» от ра­боты в группе. Такую ситуацию можно предотвратить, начав работу


с монополизацией заблаговременно. Тем не менее конфликт со сверстниками может помочь ребенку понять, как его поведение воспринимается со стороны, лучше, чем если ему будет говорить об этом любой взрослый.

Ниже приведены некоторые приемы работы с ситуацией монополизирования:

Попробуйте оценить, насколько долго по сравнению с ос­тальными говорит ребенок. Посмотрите, дает ли ребенок говорить другим и не вызывает ли он раздражения у дру­гих участников. Если чувствуете нарастание раздражения — самое время вмешаться. Вы можете сказать: «Латиса, ты сегодня уже заняла много времени. Будь добра, дай выс­тупить и другим ребятам». Или, формулируя проблему бо­лее конкретно: «Тэйлор, похоже тебе сегодня нужно слиш­ком много внимания. Что тебя так беспокоит?»

• Помогите ребенку-монополизатору разобраться в том, что стоит за его поведением — неуверенность, нежелание ра­ботать, стремление управлять группой или желание быть в центре внимания. Попросите ребенка посмотреть на свое поведение со стороны и представить, как это влияет на остальных.

• Corey и Corey (1992) предлагают использовать в этой си­туации незаконченные предложения. Попросите ребенка продолжить фразы типа: «Если я не буду говорить, то...»; «Мне надо много рассказать, потому что...» и «Я хочу, чтобы вы меня выслушали, потому что...» Это упражнение сле­дует использовать с подростками. Младшие дети в ответ на такую просьбу обычно теряются и просто замолкают.

• Помогите детям понять разницу между длинными исто­риями из их жизни или жизни их знакомых и разговором о себе и своих проблемах. Дети могут просто не знать, что это такое — говорить о себе, и не понимать, чем это отличается от рассказов о своих знакомых. Они не при­выкли отвечать на вопросы о том, что они чувствуют, что они думают, как их поведение отражается на остальных или что им хочется узнать.


86 Г рупповая работа с детьми и подростками

Манипулирование вниманием

Целью манипулирования вниманием или позерства явля­ется желание постоянно быть в центре внимания всей группы. Подобные дети остро нуждаются во внимании, принятии и одобрении, но пытаются достичь этого негативными средства­ми. Скорее всего, такие способы поведения были найдены и оп­робованы ими в разных вариантах достаточно давно, и они при­выкли ими пользоваться. Часто эти дети не уверены в себе и хотят поделиться с другими тем, что они знают, что они сделали или собираются сделать.

При работе с детьми-позерами учитывайте их болезненно завы­шенную потребность в общем внимании. Избегайте позитивного невербального подкрепления — улыбки, одобрительных кивков, похвалы — когда видите, что ребенок работает на публику. Попросите группу разбиться на пары, а сами составьте пару с таким ребенком. Наедине вы можете обсудить с ним его поведе­ние, не смущая его необходимостью выступать перед всей груп­пой, и попробовать определить реальные потребности ребенка, не отнимая времени у остальных членов группы. Такой прием может помочь, однако в тех случаях, когда ребенок враждебно настроен по отношению к вам или пытается отомстить, его по­казное поведение только усилится. В этом случае лучше всего будет вынести эту проблему на всеобщее обсуждение и попро­сить остальных детей оценить, как такое поведение отражается на них.

Иногда лучше действовать непосредственно. Вы можете остано­вить ребенка, сказав, например: «Жоан, я вынужден прервать тебя, другим тоже надо высказаться». В этом случае вам необходимо следовать рекомендациям, приведенным в разделе «Приемы пре­рывания» (с. 156-160).

Сопротивление

Иногда может создаться впечатление, что сопротивляю­щиеся дети преднамеренно хотят разозлить нас, но обыч­но это не так. Наоборот, сопротивление часто является самоза­щитой, а не попыткой вывести из себя ведущего группы.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...