Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция ролевого поведения Я.Л. Морено.




Я.Морено, один из классиков изучения общения и его проблем в рамках ролевой теории, писал, что человек вступает в общение с другими и одновременно самоактуализируется через проигрывание ролей. Роль – опыт общения, опыт взаимодействия с различными другими в различных социальных ситуациях. «Непосредственно осязаемыми аспектами того, что называется Я, являются роли в которых оно действует». В процессе общения каждый человек выступает не как механический набор отдельных ролей, а как целостный ролевой ансамбль.

 

Структура ролевого ансамбля (система ролей).

 

 
 


Соматические Психические Социальные Трансцендентные

 
 


Примеры: 1 Смотрящий Воспринимающий Наблюдающий Созерцающий

2 Совокупляющийся Влюблённый Супруг Любящий

Одной из фундаментальных причин проблем межличностного общения является разрушение ролевого ансамбля и возникновение ролевых дисфункций.

Варианты ролевых дисфункций:

Ö Торможение спонтанности: снижение способности генерировать варианты поведения, изменять линию поведения в связи с изменением ситуации. Необходимо тренировать спонтанность через создание неожиданных ситуаций в процессе игры.

Пример: ситуация соперничества; при этом важно не допускать усиления самообвинительных тенденций у депрессивных индивидов.

Ö Недостаток ролевых возможностей: в случае невозможности проигрывания желаемых для индивида ролей возможно возникновение депрессии или агрессивного поведения. Выход из данного состояния возможен через сравнительный анализ ситуаций.

Пример: игра «волшебный магазин»: ведущий задаёт фантастическую ситуацию, когда можно что-то приобрести, заплатив определённую цену. Например, за обучение иностранному языку (стажировку) за границей необходимо «заплатить» надёжностью социального положения на родине.

Ö Дефицит ролевого ресурса: ситуация, когда у индивида для реализации какой-либо роли не хватает личностных возможностей. Проигрывание данной ситуации с другими людбми позволяет, во-первых, более рельефно воспроизвести ситуацию, проанализировать её. Во-вторых, через обмен ролями возможно выяснить, чего недостаёт в ролевом поведении, какие действия являются неадекватными для данной роли.

Ö Кризис ролевой креативности: ситуация, когда индивид хочет сыграть какую-либо роль, но не знает как это сделать, с чего начать. Это ситуация чрезмерной ролевой дистанции, разрыва между структурными элементами ролевого ансамбля. Проигрывание роли даёт возможность спонтанного поиска способов и средств реализации желаемой роли, ослабляет психологическое напряжение, возникающее при реальном поведении.

Ö Стагнация ролевого исполнения: человек может устать играть какие-либо роли или даже играть вообще. Выход из данного состояния возможен лишь в том случае, если человек сам осознает недостойность такого поведения. Но осознание этого возможно только с помощью других.

Примеры: сценическое изображение пассивного поведения, проигрывание экстремальных ситуаций (увольнение с работы), игра «любовный треугольник».

Ö Ролевой дефицит: ситуации, когда отсутствуют роли какого-либо уровня. Чаще всего встречаются два варианта: 1)личностная неосвоенность ролей низкого уровня приводит к возникновению псевдо-ролей высшего уровня; 2)ролевой перескок.

Примеры: 1)Психологическая роль «маменького сынка», которого в детстве заставляли учиться играть на музыкальном инструменте и внушали ему, что у него музыкальное призвание приводит к возникновению трансцендентной роли псевдо великого музыканта, которую он не может правильно сыграть. 2)Неосвоенность социальной роли «жена» приводит к перескоку с позиции «влюблённая» на позицию «любящая» без освоения необходимых моделей совместного проживания, что приводит к неполноте и ущербности ролевого ансамбля семейной жизни.

Ö Смещение ролевых реакций: ролевое взаимодействие должно осуществляться синхронно по всем уровням ролевой системы: соматические роли – с соматическими, психические – с психическими и т.д. Но бывают ситуации, когда на ролевое воздействие одного уровня человек отвечает реакцией другого уровня. Это – неадекватная ролевая реакция, приводящая к разрушению интеракции. В реальной жизни это выглядит как неадекватные, неожиданные, неподходящие, несоответствующие ситуации слова и действия.

Пример: человеку. Терпящему притеснения и обиды из-за конкуренции на социальном ролевом уровне начинает казаться на психическом уровне, что он подвергается преследования как индивидуальность. Ситуация может усугубиться смещением реакции на соматический уровень и породить акт физической самообороны.

Ö Интраролевой конфликт: противоречие между ролями одного ролевого кластера. Пример ролевого кластера «мать»: роженица – кормилица – любящая – опекунша – попечительница – воспитательница. В случае, например, тяжёлых родов может произойти негативный ролевой перенос психосоциального опыта на другие элементы ролевого кластера, затрудняющие или деформирующие их реализацию.

Ö Интраперсональный конфликт: ролевое поведение, возникшее в результате интернализации двух совершенно различных типов ролевогоповедения.

Например, отношение к детям может быть обусловлено противоречивыми образами отца и деда.

Ö Интерперсональный конфликт: дивергенция (расхождение ролевого поведения) ролей двух взаимозависимых людей, разрушение ролевого ансамбля под воздействием внешних факторов.

Пример: несовместимость профессий супругов, приводящая к разрушению семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...