Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние на поведение личности ситуации включённости в группу.




· Самого факта присутствия других - социальная фасилитация – усиление доминантных реакций в присутствии других. Присутствие других людей действует возбуждающе:

Ö Присутствие наблюдателей или содеятелей благотворно сказывается на решении простых задач. Возбуждение здесь имеет положительный эффект из-за боязни негативной оценки со стороны других.

Ö Присутствие наблюдателей или содеятелей мешает решению сложных задач. Возбуждение здесь имеет негативный эффект потому что отвлекает внимание, не позволяет концентрироваться на самой задаче.

Чтобы установить эту дифференцированную зависимость поведения от присутствия других людей было проведено почти 300 опытов, проведённых с помощью более 25000 участников.

· Ситуации включённости в общее дело - социальная пассивность (леность) – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. В условиях групповых действий люди склонны быть «зайцами» - получающими какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Это отчасти объяняет низкую экономическую эффективность колхозов и высокую эффективность индивидуальных наделов. Согласно одному из исслндований, частные наделы в целом занимали 1% сельскохозяйственных земель, но давали 27% совеьской сельхозпродукции. В Китае, где крестьянам было позволено продавать излишки продукции сверх гоззаказа, производство продуктов питания после 1978 г. стало возрастать на 8% в год – в 2,5 раза быстрее, чем за предшествующие 26 лет (Майерс, с.367).

Однако социальная пассивность не непременный спутник коллективной деятельности.Индивидуальные усилия в ряде коллективных ситуаций не ослабляются и даже могут усиливаться

Ö В случае высокой важности цели деятельности для всех членов коллектива, например, в спорте.

Ö В случае трудной и интересной задачи люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый.

Ö Когда люди считают других членов своей группы ненадёжными или неспособными.

Ö Если коллектив состоит из друзей и родственников.

Ö В коллективистских культурах люди меньше проявляют социальную леность, чем в индивидуалистских.

Ö Когда группа встречается со стимулирующим препятствием.

Ö Когда вознаграждается успех всей группы как целостного образования.

Ö Когда царит дух командной игры. (Майерс, с. 368).

· Ситуации доминирования групповых установок – деиндивидуализация – утрата ясности и структурности самосознания, чувства индивидуальной ответственности. Это наблюдается в следующих ситуациях:

Ö Когда группа большая и слабо организована – в толпе, шайке, банде.

Ö В больших городах высокая степень ананимности поведения благоприятствует вандализму. Ф. Зимбардо проделал такой эксперимент. Он оставил 2 подержанные машины без номерных знаков – одну в Нью-Йорке, другую – в небольшом городке Пало-Альто. В Нью-Йорке первые автораздевальщики появились через 10 минут; за 3 суток произошло 23 случаев краж и вандализма. В Пало-Альто только один прохожий дотронулся до машины, чтобы закрыть капот, т.к. начинался дождь.

Ö В ситуациях личностной анонимности: когда неизвестно имя и даже не видно лица люди более склонны совершать нехорошие и безответственные поступки.

Ö В аддиктивных состояниях, например – при алкогольном опьянении.

Ö Деиндивидуализация, наоборот, снижается в обстоятельствах повышающих самосознание: перед зеркалом и камерами, в маленьких посёлках, на ярком свете, при ношении именных табличек, в необычной обстановке.

«Когда подросток идёт на вечеринку, хорошее родительское напутствие могло бы звучать примерно так: «Желаю тебе приятно провести вечер, но не забывай, кто ты такой». Другими словам, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самосознания; не поддавайся деиндивидуализации» (Майерс, с. 374).

· Ситуации борьбы мнений в группе - групповая поляризация – усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы; обсуждение в группе зачастую усиливает первоначальные установки её членов, как положительные, так и отрицательные.

На уровне массового поведения групповая поляризация проявляется в виде:

Ö Усиление консолидации внутри поселенческих общин и уселение конфронтации между поселенческими общинами.

Ö Увеличение гомогенности мнений и сплочённости внутри банд в процессе соперничества между ними.

Ö Терроризм возникает среди людей, которых объединяют совместные обиды. В ситуации изоляции от других сообществ настроения «обиженных» становятся всё более экстремистскими. Результатом являются акты насилия, которые индивидуумы в отрыве от группы, возможно, никогда бы не совершили.

Пример групповой поляризации:

 

Антоний:

Я вижу, что вы все

Растроганы: то слёзы состраданья.

Вы плачете, увидевши раненья

На тоге Цезаря? Сюда взгляните,

Вот Цезарь сам, убийцами сражённый.

Первый гражданин:

О скорбный вид!

Второй гражданин:

О благородный Цезарь!

Третий гражданин:

Злосчастный день!

Четвёртый гражданин:

Предатели, убийцы!

Первый гражданин:

О зрелище кровавое!

Второй гражданин:

Мы отомстим!

Все:

Месть! Восстанем! Найти их! Сжечь! Убить!

Пусть ни один предатель не спасётся!

У. Шекспир. «Юлий Цезарь», акт 3, сцена 2.

 

· Ситуации поиска компромиссов - огруппление мышления – «режим мышления, возникающий у людей в том случае, когда поиски консенсуса становятся настолько доминирующими для сплочённоё группы, что она склонна отбрасывать реалистические оценки альтернативного способа действий» (И. Джанис).

Социально-психологические условия огруппления мышления:

Ö Дружеская сплочённость группы.

Ö Относительная изолоция группы от противоречащих мнений.

Ö Наличие сильного и авторитетного директивного лидера.

Симптомы огруппления мышления:

Ö Излишний оптимизм.

Ö Убеждённость в наивысшей степени моральности членов группы и их мнений.

Ö Интеллектуальная глухота: невосприимчивость информации о возможных других вариантов поведения или решений. Не рассматриваются все возможные альтернативы.

Ö Стереотипизация восприятия реальности.

Ö Высокий уровень внутренней цензуры на выссказывания и мнения.

Ö Иллюзия единомыслия. Подавление возражений.

Ö Отсутствие плана на случай непредвиденных обстоятельств

Пример огруппления мышления – атмосфера вокруг Гитлера: «В нормальных обстоятельствах люди, повернувшиеся спиной к реальности, вскоре исправляются благодаря насмешкам и критике со стороны окружающих, которые свидетельствуют об утрате ими доверия. В Третьем Рейхе таких поправок не существовало, особенно для тех, кто принадлежал к высшим сферам. Напротив, каждый самообман множился как в кривых зеркалах, становясь постоянно подтверждаемым образом мира фантастических грёз, который отныне никак не соотносился с миром угрюмой реальности. В этих зеркалах я не смог разглядеть ничего, кроме собственного многократно воспроизведённого лица. Никакой внешний фактор не возмущал единообразия сотен застывших лиц, каждое из которых было моим» (А. Шпеер, советник А. Гитлера).

Правила предотвращения огруппления мышления:

Ö Расскажите членам группы об огрупплении мышления.

Ö Поощряйте возражения и сомнения.

Ö Учредите должность «адвоката дьявола».

Ö Время от времени делите группу на части.

Ö Проводите «совещания второго уровня» - обсуждение оставшихся сомнений.

Ö Поощряйте членов группы делиться соображениями с доверенными лицами.

Ö Поручайте независимым группам заниматься вашими вопросами.

 

3.6.2. Феномены поведения человека в группе.

 

Феномен конформности.

Конформизм – подчинение суждениям или действиям человека групповому давлению (мнению большинства) в ситуации конфликта между его собственным мнением (опытом) и мнением большинства.

Конформность – склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению группового большинства.

Негативизм – демонстрация поведения или мнения, противоречащего мнению большинства, независимо от того, право это большинство или нет.

Нонкорформизм – демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт, незавмсимо от мнения или поведения группового большинства.

Изучение конформного поведения началось с экспериментов С. Аша, которые показали, что 35% людей демонстрируют зависимое от группы поведение. У 25% наблюдалось устойчивое независимое поведение.

Уровни конформного поведения:

· На уровне сенсорного восприятия – внушаемость.

· На уровне действия – внешняя конформность: нежелание вступать в конфликт с группой.

· На уровне оценки – внутренняя конформность: согласие с мнением группы.

Факторы конформного поведения:

· Степень единодушия большинства.

· Размер группы.

· Степень определённости \ неопределённости ситуации.

· Характер группы: диффузная (случайные люди) или целевая (коллектив).

· Условия включения в группу: степень добровольности-насильственности.

· Значимость ситуации для испытуемого.

· Степень эмоционального удаления от жертвы.

· Легитимность авторитета.

· Индивидуальные особенности:

Ö Пол: женщины более конформны.

Ö Возраст: средний возраст – наименее конформен; подростки в своей среде – очень конформны, по отношению к взрослым – проявляют негативизм.

Ö Личностные качества: наименее конформны люди с высоким интеллектом, социальной активностью и ответственностью.

· Особенности социокультурной ситуации – широкого социокультурного окружения человека.

 

Феномен референтности.

Референтная группа воображаемая или реальная группа, нормы которой являются значимыми для личности. Это понятие отражает стремление личности интегрироваться в единое целое и, тем самым, обрести внутреннюю определённость (структуру), гармонию жизни, единство с другими. Следует различать группу членства и референтную группу: они могут совпадать, а могут – нет. Нормы референтной группы «превращаются в социальные установки индивидов, в систему отчёта не только для самооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей картины мира» (М. Шерриф).

Типы референтной группы (Р. Мертон).

· Компаративная: нормативность группы является для человека вариантом, образцом поведения с помощью которого личность выстраивает своё поведение. В этом варианте референтной группы для человека важна познавательная (когнитивная) сторона взаимодействия, важно получить ответ на вопрос: как можно себя вести?

· Мотивационная: нормативность группы является для человека стандартом, с помощью которого личность оценивает поведение (своё и других). В этом варианте референтной группы для человека важна оценочная (императивная) сторона взаимодействия, важно получить ответ на вопрос: как нужно себя вести?

Функции референтной группы (Г. Келли).

· Сравнительная: нормативность группы является основой для описания и сравнения возможных вариантов поведения.

· Регулятивная: нормативность группы является основой для интерпретации «правильного» поведения, является предписанием к действию.

Вопросы креативности и развития.

«В то время как давление конформизма иногда пересиливает наши более правильные мнения, слишком грубое давление может стать причиной, побуждающей нас отстаивать свою индивидуальность и свободу; и что хотя силы убеждения действительно могущственны, мы можем сопротивляться попыткам убеждения, делая предварительные публичные заявления и предвосхищая содержание убеждающего сообщения» (Майерс, с. 391).

Ситуации формируют нас, но мы их выбираем и интерпретируем.

У истоков почти всех социальных движений стояло меньшинство, которое влияло на большинство, а иногда и само становилось им. «Вся история есть летопись могущества меньшинства, в том числе меньшинства, состоящего из одного человека» (Р. Эмерсон). Если бы взгляды меньшинства никогда не побеждали, история застыла бы и ничего бы никогда не менялось.

В американской социальной психологии подчёркивается нормативная и информационная зависимость человека от группы. Отклонение человека от групповой нормы интерпретируется как проявление плохой социальной адаптации. Особенно эта исследовательская установка было ярко выражено у С. Аша. Европейская социальная психология существенно иначе смотрит на вопросы соотношения меньшинства и большинства. Особенно это проявилось в работах С. Московичи. Он по другому трактует сам термин «меньшинство»: не по численности, а по критерию влияния: это часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния.

Факторы влияния меньшинства (С. Московичи).

· Уверенность в себе. Ощущение сильной и непоколебимой убеждённости меньшинства подталкивает большинство к тому, чтобы пересмотреть свою позицию.

· Твёрдость позиции и последовательность в отстаивании своего мнения. Противостояние большинству – тяжёлый труд, требующий напряжения всей личности. Р.Фултон, изобретатель парохода писал: «Никогда ни единого подбадривающего замечания, ни светлых надежд, ни тёплого пожелания не встречалось на моём пути».

· Твёрдость позиции разрушает иллюзию единомыслия. Среди большинства всегда имеются сомневающиеся, которые могут перейти на позиции меньшинства.

· Харизма героя или мученика.

· Удачное стечение обстоятельств. «Чтобы появились Черчиль…Маркс, Наполеон…, необходимо чтобы нужный человек оказался в нужном месте в нужное время. Когда удачное сочетание интеллигентности, опыта, решимости, уверенности в себе и социальной харизмы сталкивается с редким шансом, результатом может быть чемпионский титул, Нобелевская премия или социальная революция» (Майерс, с. 396).

Следствия влияния меньшинства для группы в целом и её отдельных участников.

· Влияние меньшинства побуждает человека и группу к поиску новых аргументов в защиту соей позиции. В результате большинство может ещё более убедиться в своей правоте, но это убеждение будет опираться уже не на стереотипы и неосознанные групповые нормы, а на результаты анализа и размышления.

· Благодаря существованию иной позиции, существенно возрастает вероятность выработки человеком и группой новых, креативных решений. С этой точки зрения влияние меньшинства полезно даже в том случае, если оно отстаивает ошибочный по своей сути взгляд на проблему.

 

 

Личность в толпе.

 

3.7.1. Понятие толпы и виды толп.

Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Толпой как субъектом массовых форм внеколлективного поведания часто становится:

· публика, под которой понимается большая группа людей, возникающая на основе общих интересов, часто без какой-либо организации, но обязательно при ситуации, которая затрагивает общие интересы и допускает рациональное обсуждение;

· контактная, внешне неорганизованная общность, действующая крайне эмоционально и единодушно;

· совокупность индивидов, составляющих многочисленную аморфную группу и не имеющих в своем большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким-либо общим более или менее постоянным интересом. Таковыми оказываются массовые увлечения, массовая истерия, массовые миграции, массовый патриотический или лжепатриотический угар.

3.7.2. Виды толп:

· Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию.

· Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу.

· Экспрессивная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.)

· Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы

· Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта.

· Агрессивная толпа

· Паническая толпа

· Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями.

· Повстанческая толпа.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...