Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социокультурная детерминация поведения.




 

Структурная детерминация: статусы и роли.

Человек в своей жизни, в общении с другими людьми, деятельности никогда не остается "просто человеком", а всегда является носителем определённых социальных функций и общественных нормативов.

У личности всегда есть статус: место в обществе и группе. Статус переходит в роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми личностными чертами. Конкретные индивиды реализуют статусные предписания в индивидуальной форме. Личность интерпретирует («прочитывает») статусные предписания. Роль – личностная актуализация определённых статусных позиций, социальное поведение в определённой социальной ситуации.

Ролевое поведение – социально, т.е.: 1)ориентировано на статусные нормы и 2)обусловлено

Культурная детерминация: символы и поведенческие стандарты.

Социальное окружение, в котором человек живет и дей­ствует, есть совокупность всяких значений — значений физи­ческих объектов, людей, цветов, эмоций, образов, действий.

Значения в виде определений, которые люди дают предметам зависят от их свойств. Однако любой предмет обладает множеством свойств. Формирование значений представляет собой процесс выделения части свойств предметов на основании привычных, культурно закреплённых способов их использования.

«Подобный подход проявляется, кстати, в ранних дефинициях детей, которые определяют стул как то, на чем сидят, или автомобиль как то, на чем можно ка­таться. Это свидетельствует не только о том, что мы познаем значения путем действий, но и о том, что значения есть, во-пер­вых, свойства поведения и, только во-вторых, свойства объек­тов… Физические свойства объектов важны только в том отношении, что они ставят границы тому, что может сделать человек с объектом… Человек не реагирует непосредственно на стимулирующие предметы; в подходе к ним он руковод­ствуется способом, который выкристаллизовался в прошлом опыте…

Значения есть, во-пер­вых, свойства поведения и, только во-вторых, свойства объек­тов» (Шибутани, с.90). Среда, в которой мы живем, слишком сложна и разнородна. Люди игнорируют частные различия, чтобы классифицировать объекты и явления в категории и ха­рактеризовать каждый класс с точки зрения определенных свойств.

«Особую важность для человеческих существ представляют значения категорий, значения классов объектов и событий. Среда, в которой мы живем, слишком сложна и разнородна. Если бы люди изучали каждый объект, который они берут в руки, они бы не сдвинулись с места. Объекты и события груп­пируются в категории, и к ним подходят так, как если бы во всех конкретных случаях имели место те же самые характерис­тики. …Как только какая-нибудь категория определяется через систему свойств, наши ожидания фиксиру­ются и мы готовимся действовать соответствующим образом. Из этого следует, стало быть, что категоризация — это нечто значительно большее, чем просто классификация; каждая ка­тегория есть значение, шаблон организованных предрасполо­жений к действию.Поскольку люди способны воспринимать конкретные со­бытия как частные случаи общего класса, они могут подгото­вить себя к действию дал е в том случае, если прежде не видели данного объекта». (Шибутани, с.92-93).

Восприятие избирательно и конструктивно. Воспринимаемое никогда не вос­принимается полностью. Всегда имеет место различение и отбор. Люди обращают вни­мание и реагируют на то, к чему они уже заранее чувствитель­ны, формируют гипотезы относительно свойств объекта, с которым они столкнулись, и затем подкрепляют свои ожида­ния, осуществляя дальнейшие наблюдения. «Что люди видят в какой-нибудь ситуации, зависит от того, что они ожидают, а что они ожи­дают, зависит от значений, с которыми они вступают в эту ситуацию. Область восприятия орга­низована так, чтобы максимально замечать сигналы, отно­сящиеся к гипотезам, и минимально реагировать на другие сигналы». (Шибутани., с.98).

Поскольку люди, выросшие в различных культурах, при­держиваются различных, значений, они используют разные гипотезы; поэтому они повышенно чувствительны к различ­ным сигналам и в той же самой ситуации будут конструиро­вать различные перцептивные объекты и вообще вести себя по-разному.

Итак, люди не всег­да «верят собственным глазам и ушам»; необходимо прямое и косвенное подтверждение со стороны тех людей, которым они доверяют.

Поскольку большинство поступков люди совершают в качес­тве участников каких-то коллективных действий, в известной мере все значения являются объектами социального контро­ля. Большинство значений социально потому, что действия человека по отношению к данному объекту в значительной степени предопределены групповыми нормами, касающими­ся подобающего использования этого объекта. На основе та­ких представлений определенные типы поведения признаются глупыми, опасными или благоразумными.

Многие человеческие поступки социальны не только потому, что они вызы­вают реакции других людей, но также потому, что ожидае­мые реакции других людей включены в социальную организа­цию поведения. «… Человеческое представле­ние о реальности есть в основном социальный процесс. Это не оз­начает, будто нет реального мира вне нас, но то, что знают о нем люди, есть продукт участия в группе. …То, что люди обычно называют «реальностью», есть рабочая ориентация, относительно которой существует высо­кая степень согласия». (Шибутани, с. 106-107).

Как человек по­ступает, зависит от его определения ситуации. Многое из того, что есть в наличии, игнорируется; человек просто не в состоя­нии замечать все, что его окружает. Вместе с тем определение включает много такого, что физически не присутствует. Че­ловек, который только что пропустил автобус, не бежит за ним в след: он разумно заключает, что через некоторое время придет следующий, даже если он его не видит.

Подход человека к определению ситуации зависит от того, какова его картина мира. Картина мира — это упорядоченный взгляд на окружающий мир; это то, что при­нимается как само собой разумеющееся в различных физи­ческих объектах, в событиях и в человеческой природе. Ок­ружение, в котором живут люди, — это не хаотическое на­громождение вещей, а упорядоченное единое целое. Мир организован с точки зрения предположений, ко­торые делают люди о различных объектах и классах объек­тов, причем эта организация скорее навязывается чувствен­ным данным, чем извлекается из них.

Если картины мира организованы с помощью лингвисти­ческих символов, значит, люди, говорящие на разных язы­ках, воспринимают мир несколько по-разному. На лингвистическом материале это показали Сепир и Уорф. Любой язык ограничивает восприятие; люди раскладывают то, что они воспринимают, по уже существующим заранее лингвис­тическим категориям. Различие в словаре, следовательно, влияет на содержание мысли. «…Наш лингвистически детерминированный мыслительный мир не только соотносится с нашими культурными идеалами и установками, но захватывает даже наши, собственно, подсознательные действия в сферу своего влияния и придает им некоторые типические черты» (Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку).

Словарь любой группы отражает её картину мира, является прекрасным по­казателем ее интересов и занятий. Каждый социальный мир есть схема жизни: способ действия, разговора, мышления.

 

Социализация личности.

3.2.1. Понятие социализации.

Социализация процесс становления личности посредством усвоения индивидом норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, группе, результатом которого является представление о себе и своём месте в обществе. Изучение процесса социализации предполагает решение следующих проблем:

· Способы социализации: что собой представляет по сути (по содержанию) усвоение норм: внешнее соблюдение ритуалов, понимание правил и умение их соблюдать, способность поддерживать и развивать взаимодействие?

· Механизмы социализации: посредством какой системы средств индивид усваивает социальный опыт: психологический механизм образного копирования, когнитивный механизм абстрактных представлений (познание), коммуникативный механизм символического конструирования?

· Агенты социализации: в каких социальных общностях осуществляется социализация; кто те «другие», которые передают нам накопленный социальный опыт: семья, профессиональное сообщество, референтная группа?

· Факторы социализации: что влияет на процесс социализации, детерминирует методы формирования социально приемлемого поведения и структуры личности?

3.2.2. Концепции социализации.

· Концепция адаптации. Социализация – адаптация, приспособление индивида как биологического организма к условиям социальной среды. Содержанием социализации является овладение социальными формами поведения. Способ социализации – воспитание – передача навыков социального поведения на полубессознательном (частично бессознательном), слаборефлексивном уровне в форме визуальных образцов поведения (на личном примере) и установок первых двух типов. Механизмы социализации в рамках этой концепции наиболее детально исследовал З.Фрейд. Он выделял следующие: 1)подражание, которое осуществляется в двух последовательных формах: имитации (игра) и идентификации (отождествление с ролям родителей); 2)подтверждениея-исключение, которое осуществляется в трёх формах: запрещение, замещение, компенсация. Агентом социализации является семья.

· Концепция научения. Социализация- интериоризация комплекса сенсорных действий и создание на этой основе когнитивных схем поведения. Содержанием социализации является приобретение опыта предметной деятельности; критерием уровня социализации – способность создавать новое. Способ социализации – направленное обучение, развитие способностей к абстрактному мышлению. Классиком этой концепции является Ж.Пиаже. Он выделял стадии социализации: 1)сенсомоторный: усвоение свойств и значений сенсорных предметов – до двух лет; 2)стадия конкретных операций: формирование наглядно-образного мышления, навыков преобразования сенсорных предметов – до 12 лет; 3)стадия формальных операций: формирование абстрактного мышления, навыков символической деятельности, идеального конструирования, творчества – до бесконечности. Механизмами социализации являются: 1)ассимиляция – включение новых предметов и действий в существующую у субъекта когнитивную схему; 2)аккомодация – приспособление когнитивных схем к конкретным ситуациям и развитие их. Агентом социализации является профессиональное сообщество (в широком смысле) – тот коллектив, в котором развиваются деятельностные способности человека.

· Коммуникативно-символическая концепция. Социализация – овладение и развитиекоммуникативных способностей, развитие способности к пониманию целей и мотивов действий других людей. Данная концепция сформировалась в русле интеракционистских идей, развитых впоследствии феноменологически ориентированнными социологами. Одним из первых на ограниченность концепции научения указал Т. Шибутани, он писал: «Научение не является накоплением отдельных навыков изолированным индивидом; это непрерывный коммуникативный процесс, в котором люди совместно встречают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы подхода к различным аспектам окружения». Механизмами социализации являются означивание и символизация.

Означивание формирование конвенциональных значений предметов и ситуаций. Значения содержат схемы поведения, основанные на предположении об определённых характеристиках объекта, носят условный интерсубъективный характер, т.е являются конвенциональными. Социологический смысл значений – шаблоны поведения, санкционированные группой. Социальное пространство, в которых они возникают – относительно постоянный и общий образ жизни, а значит и критерии, на основании которых производится различение объектов и специфики ситуации. Объекты, которые выделяют люди, - социальные конструкции. Люди не живут в мире непосредственных чувственных впечатлений. Восприятие и поведение зависит от определения ситуации, которое включает не только настоящее, но и прошлое и будущее. социализация как «приобретение конвенциональных значений представляет собой научение соответствующим способам опознавания и классификации объектов и развития по отношению к ним принятых способов действия» (Т.Шибутани).

Символизация – знаковое оформление значений предметов и смыслов ситуаций. В социальном мире накапливается множество значений. Смыслы нередко носят недостаточно ясный и субъективный характер. Постоянно существует необходимость упорядочивания значений и прояснение смысла. Это достигается через конструирование картины мира. Картина мира – это контурная схема, которая опережает опыт, определяет его и управляет им. «Материалом» конструирования являются символы. «Хотя ничто не случается дважды совершенно одинаково, каждый человек в состоянии сформулировать упорядоченный взгляд на мир, и у тех, кто пользуется одними и теми же символами, развивается общая ориентация» (Т.Шибутани). Личность как социализированный индивид – это человек, способный раскодировать символы и создавать новые. Общество существует и изменяется через символическую деятельность личности, а личность – через усвоение культурной символики.

Структуру коммуникативно-символической деятельности как процесса социализации исследовали П.Бергер и Т.Лукман. По своему содержанию, по сути социализация представляет собой интернализацию значений предметов объективного мира. Понимание мира, значений предметов «возникает не вследствие самостоятельной работы отдельных индивидов по созданию значений, а в результате "перенимания-от-другого" того мира, в котором другие уже живут». Объективный мир входит в человека, усваивается им через понимание значений и смыслов, которые вкладывает в свои действия другой человек. Понимая действия других, Я понимаю их мир, Я перенимаю и усваиваю их мир и мир как таковой – по частям – и референтами (представителями и проводниками) объективноо мира являются «значимые другие». Понимание = интернализация внутреннего мира «значимых других» = социализация индивида.

По своему механизму социализация представляет собой следующие этапы социальной идентификации: 1)эмоциональная идентичность, 2)ролевая идентичность,3)статусная идентичность, 4)когнитивно-мировоззренческая идентичность, 5)ценностно-символическая идентичность.

1)Первыми предметами, на которые обращает внимание ребёнок – это те, которые выделяют, называют, на которые обращают внимание «значимые другие», прежде всего родители; формируется позитивное или негативное отношение к предметам, людям, самому себе – возникает эмоционально-оценочное отношение к миру или эмоциональная идентичность.

2)Затем ребёнок совершает действия; вначале – подражая родителям, потом – другим людям. Он играет и формируется ролевая идентичность – индивидуальный ролевой ансамбль.

3)Далее - происходит абстрагирование от конкретных ролей, происходит осознание себя в социальных ситуациях – повторяющихся, стандартных, социально ратифицированных. Так возникает статусная идентичность – отождествление с социально значимыми и нормативно оформленными ролями.

4)Статусная идентичность меняется и развивается по мере приобретения новых статусных позиций. Множественность, динамичность и противоречивость статусных ролей с необходимостью порождает самосознание как надролевое образование. Самосознание предполагает знание – о себе и о мире, представление о своём месте и предназначении – когнитивно-мировоззренческая идентичность. «Теперь у него есть идентичность не только по отношению к тому или иному значимому другому, но и идентичность вообще, которая субъективно воспринимается как одна и та же, независимо от того, с какими другими – значимыми или нет – он сталкивается. Эта новая целостная идентичность объединяет в себе все самые различные интернализованные роли и установки, включающие среди многих других вещей и самоидентификацию…».

5)Решающая фаза социализации – формирование «обобщённого другого» - идентификация со всеобщностью других – ценностно-символическая идентичность. Лишь благодаря этому самоидентификация приобретает стабильность и непрерывность. Это означает появление у человека способности к различению значимого и незначимого, т.е. способность к моральному суждению. Теперь ситуация интерпретируется на основании ценностей, а поведение выстраивается в соответствии с принципами. Человек становится самостоятельным субъектом социального действия. Он начинает создавать нормы. Субъективная реальность переходит в объективную реальность.

 

3. 2. 3. Факторы социализации.

В процессе социализации в каждом конкретном обществе могут доминировать те или иные способы, механизмы, агенты. В каждом обществе применяются свои методы и методики. Всё это зависит от характера самого общества. Каких-либо «идеальных», «современных», «универсальных» методов воспитания, научения, коммуникации быть не может. Конкретное общество само «решает» как ему «включать в себя» новых членов. Именно общество, а не государство, Академия педагогических наук или учёные.

Процесс социализации в конкретном обществе обусловлен:

· характером отношений, обусловленном особенностями социальной структуры;

· характером ценностей-целей, обусловленных культурой.

Социальная структура и культурно-исторические особенности и являются факторамисоциализации. В разных сообществах конкретной страны доминируют разные по характеру отношения и ценности. Конкретное население находится в неодинаковой социокультурной ситуации: отдельные группы «живут в своём обществе», поэтому социализация в разных секторах социального пространства протекает по-разному: разными способами и методами. «Различные умения требуются в разном возрасте в том или ином обществе и даже в разных секторах одного и того же общества….Ребёнок из высшего класса может познакомиться с «правдой жизни» в том возрасте, когда ребёнок из низшего класса уже в некоторой степени овладел техникой аборта» (П.Бергер, Т.Лукман.).

 

Структурный фактор социализации.

Особенности социальной структуры- доминирующий тип групп и характер отношений между ними определяют, задают требования к личности – её поведению и доминирующим качествам: общество определяет как и в каком направлении должна функционировать личность. Соответственно этим функциям формируется и тип личности, её структура: мотивационная, диспозиционная и характер самосознания. Сильно выражаясь – общество решает, что должен думать о себе человек и к чему стремиться. Для того, чтобы сформировать личность определённого типа, необходимо использовать и определённые методы. В качестве примера можно привести классические рассуждения Э.Дюркгейма о различиях между традиционным и модернистским типами общества.

 

 

  Особенности социальной структуры. Функциональные требования к личности Особенности структуры личности Методы социализации
Традиционное общество: · Гомогенные группы · Низкий уровень социальной мобильности · Механическая солидарность Требование однозначности и точности воспроизведения заданных алгоритмов поведения Жёсткость и определённость диспозиционной структуры при слаборазвитой личностной рефлексии Личный пример.
Модернистское общество: · Специализированные группы · Высокий уровень социальной мобильности · Органическая солидарность.   Потребность в инновациях, в способности личности увидеть свои функции и роли в новом контексте взаимодействия Увеличение роли самосознания Направленное обучение с целью развития способности личности к творчеству

Культурный фактор социализации.

На методы социализации оказывает влияние вся совокупность ценностно-мировоззренческих представлений данного общества: что есть и каким должен быть человек, как он возник и к чему должен стремиться, что он должен делать в различные периоды своей жизни. «То, что считается детством в одном обществе, может с таким же успехом считаться зрелостью в другом. И социальное значение детства может бать совершенно различным в разных обществах – например, в терминах эмоциональных качеств, моральной ответственности или интеллектуальных способностей».(П.Бергер, Т.Лукман). В качестве примера культурного фактора можно схематично задать представления о природе человека, существующие в мировых религиях.

 

Вид религии Представление о природе человека Методы социализации
Христианство Идея греховности человека Репрессивный стиль
Конфуцианство Идея «чистой доски» Направленное обучение
Даосизм Идея природного детерминизма Развитие природных задатков
Буддизм Идея изначальной благости Создание условий для саморазвития
       

3.2.4. Тенденции социализации (гипотезы):

· Увеличение противоречивых тенденций в социализации. Причины: 1)рост культурной маргинальности в результате воздействия СМИ; 2)усиление индивидуально-экспрессивного начала в личности.

· Увеличение вероятностного характера результатов социализации. Причины: 1)увеличение автономии агентов социализации; 2)увеличение автономии личности.

· Изменение характера взамодействия между поколениями; М.Мид о смене типов культур:

Ö Постфигуративная культура: трансляция норм от предков к потомкам:

Ö Кофигуративная культура: выработка норм в масштабах одного поколения;

Ö Префигуративная культура: влияние норм потомков на взаимоотношения в среде старшего поколения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...