Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основоположник позитивизма в социальных науках - Огюст Конт (1798-1857)




Вопросы по курсу «История социальной

Психологии»

1. Общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений.

2. Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики”, закон трех стадий общественного развития.

3. Г. Спенсер о закономерностях социальной эволюции, структуре и функциях основных социальных институтов, механизмах социального контроля поведения человека. “Первые правила социологического метода” как попытка постановки этических проблем социально-психологического исследования.

4. Основные положения концепции Э. Дюркгейма. Феноменология «коллективности» в анализе индивидуального сознания и поведения. Понятие коллективных представлений, его роль в системе категорий анализа общественной жизни.

5. Полемика Г. Тарда с Э. Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Социальные процессы как процессы психологического взаимодействия индивидов.

6. «Психология народов» как одна из первых социально-психологических концепций. Культура как предмет социально-психологического анализа в концепции В.Вундта.

7. “Психология масс” как одна из первых социально-психологических концепций.

8. Работа Г.Лебона «Психология масс»

9. Социально-психологическая проблематика в русской общественной мысли конца 19 века.

10. Вопросы лидерства и внутригрупповой структуры в работе З. Фрейда “Массовая психология и анализ человеческого “Я”.

11. Необихевиористская ориентация в социальной психологии: общая характеристика

12. Социальный бихевиоризм Б.Ф.Скиннера

13. Теории «агрессии и подражания» и подкрепления Миллера и Долларда.

14. Подход А. Бандуры к анализу социального поведения.

15. Работа А.Бандуры «Теория социального научения».

16. Теории межличностного взаимодействия как обмена

17. Когнитивистская ориентация в социальной психологии: источники и основные понятия

18. Теория структурного баланса Ф. Хайдера

19. Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома

20. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера

21. Работа Л.Фестингера «Теория когнитивного диссонанса»

22. Теория конгруэнтности Ч.Осгуда и П.Танненбаума.

23. Вторая версия когнитивного подхода

24. Общая характеристика психоаналитической ориентации в социальной психологии

25. Проблема личности и общества в концепциях А.Адлера, Э.Фромма, К.Хорни, Г.Салливена

26. Работа К.Хорни «Невротическая личность нашего времени»

27. Динамическая теория функционирования группы В.Байона

28. Теория развития группы В.Бенниса и Г.Шепарда

29. Теория интерперсонального поведения В.Шутца

30. Общая характеристика интеракционистской ориентации в социальной психологии

31. Символический интеракционизм Дж.Г.Мида

32. Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма

33. Теории референтной группы

34. Общая характеристика ролевых теорий

35. Работа И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»

36. Развитие критических тенденций в социальной психологии во второй половине ХХ века

37. «Внутриамериканская» критика ситуации в социальной психологии второй половины ХХ века

38. Европейская критика ситуации в социальной психологии второй половины ХХ века

Общество как самостоятельный предмет научного исследования. Методология позитивизма у истоков анализа социальных явлений.

1830-е – 1840-е года.

Западная Европа переживала индустриальную революцию.

В политической и социальной сфере – появление бюрократов (чиновники становятся отдельной соц. группой) – со своими порядками и иерархиями

В их задачи входит управление.

Окончательно оформляются партии. Встает вопрос политической борьбы.

В интеллектуальной сфере наблюдается доминирование эпохи просвещения. Человек рационален – он мыслящее существо. Еще в почете Вальтер, Русо, жив Сен-Симон.

Жива идея свободы личности – как творческого самовыражения.

Но в тоже время присутствует эксплуатация детского труда, огромная продолжительность рабочего дня и т.д.

Начинал формироваться запрос на возникновение новой науки, которая бы занималась всеми этими проблемами общества:

- Человеческая солидарность. Как удается договариваться?

- Что дает объединение?

- Что могут и не могут большие группы, что им можно противопоставить?

- Как деформируется личность под влиянием больших групп?

- и т.д.

Ответов на эти вопросы у философии не было –

Философия Бэкона не могла удовлетворить своими ответами:

силой социального развития – является страх и угроза насильственной смерти.

Нужна была новая наука, которая бы занималась именно проблемами общества.

 

Из вышеописанного положения дел принялся творить - Огюст Конт (1798-1857)

Автор слова «социология» (за него презирали современники – соединение двух корней – один латинский, другой греческий)

 

Конт сформировал новую науку социологию, которая потом породила социальную психологию.

 

Но определение «Общества» дал Гербер Спенсер (1820 – 1903)Конта такого понятия не было). Подробнее об их подходах см. ответ на 2-й и 3-й вопросы.

 

Три основных этапа в развитии социальной психологии:

1. Развитие преимущественно в русле европейской традиции

2. Почти безраздельное господство американской социальной психологии в социально-пси­хологической мысли Запада (с 1908 г. – первая половина 20-го века)

3. Ч асть работ демонстрирует укрепление американской традиции, другие исследования вносят много су­щественно нового (период после второй мировой войны по настоящее время)

 

Прагматизм и позитивизм, традици­онные для американской философии течения, в специфическом, подчиненном особенностям психологического знания виде, пре­вратились в основу большинства социально-психологических ис­следований.

Основоположник позитивизма в социальных науках - Огюст Конт (1798-1857)

«Курс позитивной философии» (1830-1842) – начала социологии (социальной физики)

Позитивный метод:

• Основная задача позитивного метода - отделение науки от метафизики и теологии

• Согласно О.Конту, слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений:

1) реальное в противоположность химерическому;

2) полезное в противоположность бесполезному;

3) достоверное в противоположность сомнительному;

4) точное в противоположность смутному;

5) положительное в противоположность отрицательному (новая философия по своей природе должна не разрушать, а организовывать)

• Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов (т. е. таких, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений); ее задачей является открытие законов (т.е. постоянных, повторяющихся связей между явлениями)

Социология как позитивная наука должна быть противопоставлена теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе и человеке (развитие общества исторично и подчиняется естественным законам, человек не есть создание божественное)

 

Неопозитивистский методологический комплекс, на который объективно ориентирован необихевиоризм, включает следующие основные принципы:

- абсолютизацию стандарта научного иссле­дования, сложившегося в естественных науках, — в этом смысле все науки должны развиваться по образу и подобию естественных наук;

- верификацию (или фальсификацию) и операционализм;

- натурализм, т.е. игнорирование специфики поведения человека; негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдае­мого;

- отказ от ценностного подхода, стремление элиминировать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и вообще научности;

- прин­ципиальный разрыв связей с философией.

 

Каждый из разработанных здесь принципов, взятый сам по себе, в его неабсолютизированном виде, может и не вызвать со­мнений. Это относится к таким принципам, как уважение к точ­ным данным, необходимость совершенствования математических процедур, требование строгого построения и проверки выдвигаемых гипотез.

Однако сущность позитивистской методологии зак­лючается не в том, что здесь выдвигаются эти принципы, а в том, что каждый из них абсолютизируется и тем самым исключается какой бы то ни было иной образ науки, кроме науки, построен­ной по моделям точного знания, прежде всего по модели физики. Это приводит к переоценке значения контролируемого ла­бораторного эксперимента и к отрицанию необходимости исследования социального поведения в естественных условиях.

 

При анализе этого методологического движения внутри соци­альной психологии нельзя абстрагироваться от социального фона, на котором оно происходит. Усиление позиций прагматизма и по­зитивизма в США в 20-е и 30-е годы было своеобразным ответом на запросы, которые американское буржуазное общество адресо­вало наукам о человеке, будь то психология, социология или уже набирающая силу в качестве самостоятельной дисциплины соци­альная психология. Требование разработки способов управления человеческим поведением, его предсказания, стремление к полу­чению «немедленных» рекомендаций, обеспечивающих сиюминут­ный выигрыш для бизнеса, пропаганды или армии, как будто наи­более полно реализовывалось при проведении исследований в ключе философских принципов прагматизма и позитивизма. В таком кон­тексте атеоретичность исследователя начинала представляться осо­бого рода ценностью, она как бы гарантировала меру его действи­тельного включения в решение ad hoc проблем.

В период максимального пика экспериментальной ори­ентации вопрос о теориях вообще не ставился или высказывалась мысль о невозможности (или несовершенстве) теоретического знания в этой области в то время как теория и эмпирический материал должны тесно взаимодействовать.

Доминирование экспериментальной традиции в социальной психологии плохо не потому, что эксперимент как метод непри­годен, а потому, что на уровне экспериментального исследования утрачивается возможность видеть связь изучаемой проблемы с со­циальным контекстом. Поэтому задача заключается отнюдь не в том, чтобы ликвидировать экспериментальную практику в соци­альной психологии, а в том, чтобы сконцентрировать нужное вни­мание и на разработке теорий.

Представления О. Конта о предмете, объекте и структуре социологической теории. Понятие “социального порядка”. Основные закономерности “социальной статики” и “социальной динамики”, закон трех стадий общественного развития.

Огюст Конт (A.Comte) 1798-1857

Конт сформировал новую науку социологию (которая потом породила социальную психологию) 30-40е годы 19 столетия.

Представления о социологии:

Предмет социологии: «развитие человеческого разума под воздействием общественной жизни»

Объект социологии: общество

Социология разделяется на социальную статику (изучает устойчивые условия существования любого общества) и социальную динамику (изучает естественные законы общественного развития)

 

Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов социального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. «Прогресс есть развитие порядка».

Объект первой из них - общества «в состоянии покоя», объект второй - общества «в состоянии движения»

Социальный порядок – это структура и условия существования общества (эти условия касаются индивида, семьи, общества):

Индивид естественным и необходимым образом предназначен жить в обществе; но и эгоистические склонности у него также носят естественный характер

Семья - это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других. Она прививает чувство социальной преемственности и понимание зависимости от прошлых поколений, связывая прошлое с будущим.

Общество – образуется из совокупности семей; в нем стадия семейного существования перерастает в стадию политического существования.

Разделение труда - самое главное условие нашей социальной жизни. Разделение труда лежит в основе социальной солидарности

Социальная солидарность - социальный консенсус (согласие). Консенсус - «основная идея социальной статики».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...