Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Необихевиористская ориентация в социальной психологии: общая характеристика




Сведения, полученные в 1963 г. амер психо­логом У. Ламбертом на основе анализа социально-психологичес­ких публикаций. Оказалось, что 20 исследований можно считать выполненными в рамках необихевиористской традиции, 19 — в неофрейдистской ориентации, 22 — в традициях когнитивизма. Преобладающей является когнитивистская направленность ра­бот, хотя и остальные ориентации занимают близкое по влиянию положение.

Задачей является анализ те­орий, выросших из приложений традиционной психологической ориентации к социально-психологическим явлениям. Необихевиоризм представля­ет собой распространение принципов, разработанных в традицион­ном бихевиоризме и необихевиоризме, на новый круг объектов — объекты социально-психологического знания.

Необихевиоризм наи­более полно реализует в социальной психологии методологические принципы философии НЕОПОЗИ­ТИВИЗМА (включает следующие осн принципы:

АБСОЛЮТИЗАЦИЮ стандарта научного иссле­дования, сложившегося в естественных науках (все науки должны развиваться по ОБРАЗУ И ПОДОБИЮ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК);

ВЕРИФИКАЦИЮ (ИЛИ ФАЛЬСИФИКАЦИЮ) и операционализм;

НАТУРАЛИЗМ, т.е. ИГНОРИРОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА;

негативное отношение к теории и абсолютизацию эмпирического описания, основанного на фиксации непосредственно наблюдае­мого;

ОТКАЗ ОТ ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА, стремление исключать ценностные установки по отношению к изучаемым объектам как препятствующие достижению истины и научности; прин­ципиальный разрыв связей с философией.

Авторы, представляющие НЕОБИХЕВИОРИСТСКУЮ ОРИЕНТАЦИЮ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ, РАЗЛИЧАЮТСЯ между собой, в частности с точки зрения СТЕПЕНЬЮ ЖЕСТКОСТИ СЛЕДОВАНИЯ ВЫШЕУКАЗАННЫМ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПРИНЦИПАМ.

В 30-Е годы произошло РАЗДЕЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГ ШКОЛЕ БИХЕВИОРИЗМА. Выделилась линия развития «смяг­ченного» бихевиоризма или НЕОБИХЕВИОРИЗМА, связанная с именами Э. ТОЛМЕНА (промежуточные стимулы, связи между стимулами – когнитивная карта), К. ХАЛЛА отмеченная усложнением традиционной бихевиористской схемы S—R за счет введения промежуточных переменных.

 

В области соц психоло­гии сталкиваемся с 2-мя тенденциями:

1) РАДИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ ОПЕРАНТНЫМ ПОДХОДОМ СКИННЕРА и его последователей

2) МЕДИАТОРНАЯ ЛИНИЯ Н. МИЛЛЕР, Д. ДОЛЛАРД, А. БАН­ДУРА, Р. Уолтер

Психологические принципы, лежащие В ОСНОВЕ НЕОБИХЕВИОРИСТСКОГО подхода, являются разновид­ностью психологического АССОЦИАНИЗМА. Для этой по­зиции характерно ВКЛЮЧЕНИЕ принципа психологичес­кого ГЕДОНИЗМА, согласно которому стремление к удовольствию, и избеганию боли рассматривается в качестве основной мотивационной силы, основного фактора, детермини­рующего поведение.

Методическое обеспечение направления: работа в рамках лабора­торного эксперимента; наметилась и тенденция сочетать лабораторный эксперимент с полевым исследованием. Она связана, в частности, с работами А. Бандуры. Переключение внимания на эксперименты, испытуемыми в которых выступают люди, а не животные, что всегда было характерно для представителей бихевиоризма.

Основной проблемой бихевиористской ориентации является НАУЧЕНИЕ. Именно через научение приобре­тается весь репертуар наблюдаемого поведения. В рамках бихевиоризма пред­ложено общее описание хода научения и сформулирован РЯД ЗАКОНОВ, ПРИНЦИПОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПЕРЕМЕННЫМ СИТУАЦИИ НА­УЧЕНИЯ.

Фокусирование внимание на УСЛОВИЯХ ОКРУЖЕНИЯ (СРЕ­ДЫ) — стимулах, которые «ответственны» за приобретение, моди­фикацию, ослабление определенных поведенческих образцов. НАУЧЕНИЕ - КАК УСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЕ АССОЦИ­АЦИИ МЕЖДУ РЕАКЦИЯМИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ И СТИМУЛАМИ, КОТОРЫЕ ПО­БУЖДАЮТ ИЛИ ПОДКРЕПЛЯЮТ ЕГО.

Два типа на­учения — НАУЧЕНИЕ ТИПА S и НАУЧЕНИЕ ТИПА R.

Схема КЛАССИЧЕСКОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ заимствована бихевиористами у И. П. ПАВЛОВА. Где экспериментатор ВОЗДЕЙ­СТВУЕТ НА ОРГАНИЗМ УСЛОВНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ (ЗВОНКОМ) И ПОДКРЕПЛЯЕТ ЕГО БЕЗУСЛОВНЫМ (ПОДАЧЕЙ ПИЩИ), т.е. БЕЗУСЛОВНЫЙ СТИМУЛ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ ВЫЗЫВАНИЯ БЕЗУСЛОВНОЙ РЕ­АКЦИИ В ПРИСУТСТВИИ ПОНАЧАЛУ НЕЙТРАЛЬНОГО СТИМУЛА. После ряда повторений реакция ассоциируется с этим новым стимулом. Про­дуктом научения по такой схеме оказывается респондентное пове­дение — поведение, отвечающее на определенный стимул. Подача подкрепления здесь связана со стимулом.

Схема ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ разработана СКИННЕРОМ. Суть научения состоит в том, что ВМЕСТО ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТИМУЛА, ВЫЗЫВАЮ­ЩЕГО ОПРЕДЕЛЕННУЮ РЕАКЦИЮ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОР, НАБЛЮДАЯ ЗА ОРГА­НИЗМОМ, ЖДЕТ СЛУЧАЙНОГО ПОЯВЛЕНИЯ РЕАКЦИИ В ИНТЕРЕСУЮЩЕМ ЕГО НАПРАВЛЕНИИ. Ее проявление сразу же подкрепляется. Продуктом научения по данной схеме оказывается оперантное поведение, или оперант.

Скиннер определяет разницу между респондентным и оперантным видами поведения: респондентное поведение вызва­но стимулом, «предшествующим ему. ОПЕРАНТ — ЭТО ПОВЕДЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ СТИМУЛОМ, СЛЕДУЮЩИМ ЗА НИМ». В данном случае подкрепляется уже не стимул, а реакция организ­ма, именно она вызывает подкрепляющий стимул. СХЕМА ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ ЗАНИМАЕТ ВЕДУЩЕЕ МЕСТО В ИССЛЕДОВАНИЯХ НЕОБИХЕВИОРИСТОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

ПОНЯТИЯ ОПЕРАНТНОГО ПОДХОДА.

СТИМУЛ как физическое, или материальное, событие, ко­торое должно быть наблюдаемым и манипулируемым.

ДРАЙВ (пробуждение) определяется совокупностью операций, используемых для его ус­тановления. Драйв — это не реакция, не стимул, не психологическое состояние, а термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими опе­рациями экспериментатора и силой ответа организма в результате.

ПОДКРЕПЛЕНИЯ в скин­неровском подходе представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи пред­ставленными, усиливают реакции; негативные подкрепления — это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными.

ПОНЯТИЯ МЕДИАТОРНОГО ПОДХОДА.

РАЗДЕЛЕНИЕ СТИМУЛОВ И РЕАКЦИЙ НА ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ. Схему S— R они заменяют S—r—s—R. Внутренние, импли­цитные rи s выступают как медиаторы (посредники).

ДРАЙВ — это не­кая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления, импульс к действию.

ПОДКРЕПЛЕНИЕ приводит к наблюдаемым изме­нениям во внешних реакциях.

Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Формы подкреплений могут варьировать от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (одобрение сло­вом).

Важной парой категорий выступают КАТЕГОРИИ ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ (ОБОБЩЕНИЯ) И ДИСКРИМИНАЦИИ (РАЗЛИЧЕНИЯ).

ПРИНЦИП ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ - это ТЕНДЕНЦИЯ РЕАКЦИИ, ПОЛУЧЕННОЙ НА ОДИН ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СТИМУЛ, АССОЦИИРОВАТЬСЯ С ДРУ­ГИМ (ПОДОБНЫМ), но похожим стимулом. Это важное объяснительное понятие в теории научения: генерализация оказывается основой объяснения, в частности БЫСТРОГО ОВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ У РЕБЕНКА.

ДИСКРИМИНАЦИЯ (ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ) - КОГДА ИНДИ­ВИД НАУЧАЕТСЯ РАЗЛИЧАТЬ ПОДОБНЫЕ СТИМУЛЫ И ОТВЕЧАТЬ НА ОДИН, НО НЕ НА ДРУГОЙ ВСЛЕДСТВИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ. Дискримина­ция затрудняется, когда стимулы становятся слишком похожими.

Обозначая круг социально-психологических теорий, разрабо­танных в ключе необихевиористской ориентации, следует назвать теорию агрессивного поведения, теорию подража­ния, связанные в первую очередь с именами Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры, теорию межличностного взаимодействия, пред­ставленную в работах Д. Тибо и Г. Келли, Д. Хоманса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...