Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера




ЧЕРЕЗ НАУЧЕНИЕ МЫ ПОЛУЧАЕМ ЗНАНИЯ, ОВЛАДЕВАЕМ ЯЗЫКОМ, ФОРМИРУЕМ ОТНОШЕНИЯ, ЦЕННОСТИ.Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет система взглядов СКИННЕРА, ВЫДВИНУЛ ТЕОРИЮ ОПЕРАНТНОГО БИХЕВИОРИЗМА.

Основываясь на ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ и теоретическом АНАЛИЗЕ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ, он сформулировал положение о ТРЕХ ВИДАХ ПОВЕДЕНИЯ: БЕЗУСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОМ, УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНОМ И ОПЕРАНТНОМ. Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

ПЕРВЫЕ ДВА вида вызываются СТИМУЛАМИ и называются РЕСПОНДЕНТНЫМ, ОТВЕЧАЮЩИМ ПОВЕДЕНИЕМ. Это реакции обусловливания типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но ими одними не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания.

РЕАЛЬНО ПРОЦЕСС ПРИСПОСОБЛЕНИЯ строится НА ОСНОВЕ АКТИВНЫХ ПРОБ — ВОЗДЕЙСТВИЙ ОРГАНИЗМА НА ОКРУЖ МИР. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. ЧАСТЬ ИЗ ТАКИХ РЕАКЦИЙ (R), НЕ ВЫЗЫВАЕМЫХ СТИМУЛОМ, А ВЫДЕЛЯЕМЫХ ОРГАНИЗМОМ, ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРАВИЛЬНЫМИ И ПОДКРЕПЛЯЮТСЯ. Их Скиннер и назвал ОПЕРАНТНЫМИ. Это реакции типа R.

Оперантное поведение предполагает, что ОРГАНИЗМ АКТИВНО ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ОКРУЖЕНИЕ И В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭТИХ АКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОНИ ЗАКРЕПЛЯЮТСЯ ИЛИ ОТВЕРГАЮТСЯ. По Скиннеру, именно эти реакции — ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ В АДАПТАЦИИ ЖИВОТНОГО: они являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму — это все примеры оперантных действий человека, контролируемых их ПОСЛЕДСТВИЯМИ. Если последние БЛАГОПРИЯТНЫ ДЛЯ ОРГАНИЗМА, ТОГДА ВЕРОЯТНОСТЬ ПОВТОРЕНИЯ ОПЕРАНТНОЙ РЕАКЦИИ УСИЛИВАЕТСЯ.

Проанализировав поведение, Скиннер сформулировал свою теорию научения. ГЛАВНЫМ СРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ВЫСТУПАЕТ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.

Скиннер выделяет 4 РЕЖИМА ПОДКРЕПЛЕНИЯ:

1. Режим подкрепления С ПОСТОЯННЫМ СООТНОШЕНИЕМ, когда УРОВЕНЬ + ПОДКРЕПЛЕНИЯ ЗАВИСИТ ОТ КОЛИЧЕСТВА ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (работнику платят пропорционально количеству произведенной продукции, т. е. чем чаще возникает правильная реакция организма, тем больше подкреплений он получает.)

2. Режим подкрепления С ПОСТОЯННЫМ ИНТЕРВАЛОМ, когда ОРГАНИЗМ ПОЛУЧАЕТ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПРОЙДЕТ СТРОГО ФИКСИРОВАННОЕ ВРЕМЯ С МОМЕНТА ПРЕДЫДУЩЕГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ (работнику платят зарплату через каждый месяц или у студента сессия через каждые четыре месяца, при этом скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления — ведь следующая зарплата или сессия будет еще не скоро.)

3. Режим подкрепления С ВАРИАТИВНЫМ СООТНОШЕНИЕМ (выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш — такой режим значимо воздействует на поведение человека.)

4. Режим подкрепления С ВАРИАТИВНЫМ ИНТЕРВАЛОМ (через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что ПОБУЖДАЕТ СОБЛЮДАТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРИЛЕЖАНИЯ И РЕАГИРОВАНИЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ ПОДКРЕПЛЕНИЯ С «ПОСТОЯННЫМ ИНТЕРВАЛОМ».)

Скиннер выделял «ПЕРВИЧНЫЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ» (ПИЩА, ВОДА, физический комфорт, секс) и ВТОРИЧНЫЕ ИЛИ УСЛОВНЫЕ (ДЕНЬГИ, ВНИМАНИЕ, хорошие оценки, привязанность). ВТОРИЧНЫЕ подкрепления ГЕНЕРАЛИЗУЮТСЯ, ОБЪЕДИНЯЮТСЯ СО МНОГИМИ ПЕРВИЧНЫМИ: например, деньги являются средством для получения множества удовольствий. Еще более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение: ради его получения со стороны родителей, окружающих человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, прилежно учиться, делать карьеру, красиво выглядеть.

Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления, а также позитивные и негативные наказания.

ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ - Предъявление положительного подкрепления (удовольствие).

НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ - Удаление аверсивного (болевого) стимула.

ПОЗИТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - Предъявление АВЕРСИВНОГО СТИМУЛА (ругают, бьют, исключают из школы, сажают в тюрьму)

НЕГАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ - Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять).

Скиннер РЕКОМЕНДУЕТ ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ КАК НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ДЛЯ УСТРАНЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ И ПООЩРЕНИЯ ЖЕЛАТЕЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении тех действий, которые наиболее близки к ожидаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом: одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к предпочтительной (так формируют речь, трудовые навыки).

ДАННЫЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПОВЕДЕНИЯ ЖИВОТНЫХ, СКИННЕР ПЕРЕНЕС НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ. Так, возник СКИННЕРОВСКИЙ ВАРИАНТ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Его принципиальная ОГРАНИЧЕННОСТЬ состоит В СВЕДЕНИИ ОБУЧЕНИЯ К НАБОРУ ВНЕШНИХ АКТОВ ПОВЕДЕНИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЮ ПРАВИЛЬНЫХ ИЗ НИХ. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность человека, следовательно, нет обучения как сознательного процесса. СКИННЕР ИСКЛЮЧАЕТ ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА, ЕГО СОЗНАНИЕ ИЗ ПОВЕДЕНИЯ И ПРОИЗВОДИТ БИХЕВИОРИЗАЦИЮ ПСИХИКИ. Мышление, память, мотивы и тому подобные психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств.

ЗАКОН ОПЕРАНТНОГО ОБУСЛОВЛИВАНИЯ: «ПОВЕДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПОЛНОСТЬЮ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПОСЛЕДСТВИЯМИ, К КОТОРЫМ ОНО ПРИВОДИТ. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему значения или избегать его повторения в дальнейшем». ЧЕЛОВЕК СПОСОБЕН ПРЕДВИДЕТЬ ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СВОЕГО ПОВЕДЕНИЯ И ИЗБЕГАТЬ ТЕХ ДЕЙСТВИЙ и ситуаций, которые приведут К НЕГАТИВНЫМ ДЛЯ НЕГО ПОСЛЕДСТВИЯМ. Он СУБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ИХ НАСТУПЛЕНИЯ: чем больше возможность негативных последствий, тем сильнее это влияет на поведение человека. Эта субъективная оценка может не совпадать с объективной вероятностью последствий, но на поведение влияет именно она. Поэтому один из способов воздействовать на поведение человека — «нагнетание обстановки», «запугивание», «преувеличение вероятности негативных последствий».

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвинул задачу создания технологии поведения, которая призвана осуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание, управление поведением не связано с сознанием. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми. Для наибольшей эффективности необходимо учитывать, какое подкрепление наиболее важно, значимо, ценно в данный момент, а затем предоставлять такое субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека или угрожать его лишением в случае неправильного поведения. Подобный механизм и позволит управлять поведением.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...