Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная работа с безработными




Социально-экономическая сущность безработицы в условиях рыночных отношений

Переход России к рыночным отношениям повлек за собой спе­цифические проблемы социально-трудовой сферы. Дефицит рабо­чей силы сменился нехваткой рабочих мест, что привело к воз­никновению безработицы. В связи с этим особенно актуальным | гаповится изучение современных процессов, происходящих на рынке труда, а также последствий роста безработицы и особенно- (н й социальной работы с безработными гражданами.

Основным нормативно-правовым актом в сфере занятости слу- | пт Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» щ 19 апреля 1991 г. Данный документ определяет правовые, эко­номические и организационные основы государственной полити­ки содействия занятости населения, в том числе гарантии госу- ллрства по реализации конституционных прав граждан на труд и

·оциальную защиту от безработицы. Согласно ст. 1 занятость — по деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и | 'Ищиственных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход.

 

Безработица (ст. 3) — это сложное социально-экономическое яв­ление, не позволяющее части экономически активного населения, желающего работать на условиях найма или создания собственно­го дела, реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсут­ствия подходящих рабочих мест (предложений) и лишенной вслед­ствие этого основного дохода (заработной платы).

В соответствии с определением Международной организации труда (МОТ) безработица рассматривается как потеря заработков в свя­зи с тем, что человек, способный и готовый трудиться и действи­тельно ищущий работу, не имеет возможности получить подходя­щую должность. Безработными являются лица в возрасте экономи­ческой активности населения (15 — 72 года), не участвующие в общественном производстве в течение определенного периода и соответствующие во время обследования трем критериям: а) не имеют работы (доходного занятия); б) занимаются поиском рабо­ты в течение четырех недель, предшествующих неделе обследова­ния, используя разные способы; в) готовы приступить к работе в течение двух недель с момента проведения обследования.

В нашей стране безработными считаются трудоспособные граж­дане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), прожи­вающие на территории России, зарегистрированные в органах служ­бы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей ра­боты, ищущие ее и готовые приступить к ней.

Безработными не могут быть признаны:

·граждане, не достигшие 16-летнего возраста;

·граждане, которым в соответствии с законодательством на­значена трудовая пенсия по старости или инвалидности, кроме инвалидов III группы;

·те, кто в течение 10 дней после обращения в службу занято­сти отказался от двух вариантов подходящей работы, а впервые ищущие работу и не имеющие специальности (профессии) — после двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной работы, в том числе временного характера;

·лица, представившие документы, содержащие заведомо лож­ные сведения для признания их безработными;

·трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.

Последствия безработицы как сложного социально-экономи­ческого явления невозможно оценить однозначно. Отношение к безработице с течением времени менялось. В начале XX в. ее рас­сматривали как социальное зло, в середине столетия — как зако­номерное явление для стран с рыночной экономикой. В настоя­щее время безработица является устойчивой социально-эконо­мической категорией. Вместе с тем негативный характер послед­ствий безработицы как для отдельного человека, так и для обще­ства в целом не вызывает сомнений. Рассмотрим экономические и социальные последствия безработицы.

 

На национальном уровне безработица в первую очередь приво­дит к снижению объема производства валового внутреннего про­дукта (ВВП), что влечет за собой существенное сокращение нало­гов в государственную казну. Вместе с тем для предотвращения последствий безработицы нужны значительные финансовые вли­вания, что может привести к экономическому кризису. Для кон­кретного человека незанятость означает потерю регулярного дохо­да, необходимого для его жизнедеятельности.

Вынужденная бездеятельность ведет к появлению социальной напряженности в обществе, к снижению моральных устоев, при­водит к потере профессиональных навыков и т.д. Анализ статисти­ческих данных показывает, что наиболее незащищенной на рынке труда оказывается молодежь. Высокий уровень безработицы среди молодежи отрицательно влияет на социальный климат в стране сегодня, а ее последствия в будущем трудно просчитать.

В то же время безработица является одним из важнейших усло­вий эффективного функционирования рыночной экономики, она способствует формированию резерва рабочей силы, развивает со­циальную активность человека во время поиска подходящей рабо- I i.i. Последствия безработицы можно прогнозировать как для от­дельного человека, так и для общества в целом.

Виды и формы безработицы

Явление безработицы неотъемлемо связано с рынком труда. Рынок труда — динамичная система социально-трудовых отноше- иий, определяющих условия найма, использования и обмена ра­бочей силы на жизненные средства, и механизм ее самореализа­ции на основе информации, поступающей в виде изменений цены груда (заработной платы).

Экономисты рассматривают безработицу как естественную и неотъемлемую часть рыночного хозяйства. Определены основные виды безработицы по сущностным характеристикам — причинам возникновения и продолжительности.

Причины возникновения позволяют выделить фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

Фрикционная безработица — это незанятость в период перехода грудящегося с одного места работы на другое, носящая времен- характер. Данный вид безработицы объективен и определяет­ся свободой выбора рода деятельности и места работы человека.

·то может быть запланированный переход, когда человек добро­вольно в связи с определенными личными потребностями меняет род деятельности.

На рынке труда фрикционная безработица является определен­ным балансом между спросом и предложением, когда уровень про­фессиональной подготовки работников, находящихся в положе­

 

нии таких безработных, отвечает запросам производства и работо­дателей. Чаще всего инициатива увольнения исходит от самого че­ловека, т.е. по существу фрикционная безработица является доб­ровольной, а возникающая при этом незанятость не вызывает пси­хологического дискомфорта. Она дает возможность к более рацио­нальному распределению трудовых ресурсов и при этом повышает уровень благосостояния.

Структурная безработица — это отсутствие достаточного спро­са на данный труд в данной отросли хозяйственной деятельности. В определенный период времени в структуре потребительского спро­са происходят существенные изменения, которые влияют на струк­туру общего спроса, в том числе и на работников. Развитие эконо­мики влечет за собой внедрение более прогрессивных технологий, создание новых товаров и услуг, а значит, и соответствующие струк­турные изменения производства.

Структурные безработные вряд ли смогут получить работу без соответствующей переподготовки. Работодатель осуществляет на­бор и обучение кадров, занимается повышением квалификации имеющихся работников, хотя часть сотрудников может быть не востребована. Технический прогресс на определенных стадиях раз­вития экономики и производства вытесняет ряд профессий с рын­ка труда, что вполне закономерно.

В данном виде безработицы предложение не отвечает спросу, что и приводит к определенному дисбалансу между ними. Люди, медленно реагирующие на потребности рынка, чаще всего попа­дают в состав безработных. Инициатором увольнения в структур­ной безработице чаще всего выступает работодатель.

Следовательно, можно определить существенное различие между фрикционной и структурной безработицей: в первом случае без­работный имеет все возможности для будущего трудоустройства, тогда как во втором — безработные нуждаются в обязательной под­готовке, переподготовке или переобучении.

По мнению большинства ученых, совокупность структурной и фрикционной безработицы определяет уровень естественной без­работицы, т.е. гот минимальный критерий, ниже которого невоз­можно опуститься и который соответствует понятию полной за­нятости.

Циклическая безработица — это отсутствие достаточного спроса на труд вообще, она обусловлена спадом производства товаров. Масштабы и продолжительность данной безработицы достигают своего пика при кризисе экономики и минимальны при ее подъеме. Данная безработица создает серьезные проблемы на рынке труда, так как в условиях экономического спада, когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, уровень занятости сокращается, а безработица растет. Снижение ее влечет за собой существенные финансовые вливания со стороны государства. Наиболее эффек­

 

тивной была бы разработка и принятие специальной программы но обеспечению занятости населения, субсидированная государ­ством и носящая комплексный характер.

Одной из разновидностей безработицы является сезонная неза­нятость, которая связана с временным характером выполнения определенных видов деятельности. По форме проявления она схо­жа с циклической, когда в определенный период (сезон) проис­ходит большой набор кадров, а в случае свертывания работы — их массовое увольнение. Вместе с тем она похожа и на фрикцион­ную, так как носит добровольный характер. Уровень показателей сезонной безработицы можно определить с большой степенью точ­ности, так как она повторяется каждый сезон; регулярный анализ поможет минимизировать ее последствия. К сезонной занятости (п I юсят: рыболовство, сбор ягод, грибов, сплав леса и многое другое. Работник или предприятие интенсивно трудятся несколько недель, месяцев в году и резко сокращают или прекращают свою деятель- i юсть в остальное время.

Неэффективное использование человеческого капитала ведет к появлению частичной, или скрытой, безработицы, когда для сохра­нения кадров работодатель дает им возможность работать непол­ный рабочий день или неделю.

Для измерения безработицы как явления существуют два пока­зателя:

1)уровень безработицы — отношение количества безработных к общей численности экономически активного населения (в про­центах);

2)продолжительность безработицы — время пребывания в ка­честве безработного.

Учетом безработных в нашей стране занимаются Госкомстат и Государственная служба занятости. Численность безработных оп­ределяется на основе их добровольной регистрации в районных и юродских отделениях Государственной службы занятости. Госком- ciai делает заключение на основе выборочного обследования за­нятости населения, исходя из его общей численности.

Для измерения уровня безработицы, определения статуса без­работного создаются нормативные акты. К данной категории без­работных относят незанятых граждан, которые ищут работу, гото­вы приступить к ней и являются клиентами службы занятости.

Специалисты отмечают, что почти треть рабочей силы в мире ||ибо являются безработными, либо работают неполное рабочее время. Однако в службу занятости обращаются, как правило, 25 — И) % граждан, не имеющих работы. Основная масса людей стре­мится трудоустроиться самостоятельно, поэтому уровень реаль­ной безработицы определить очень трудно. Следовательно, и по- м«uni. может быть оказана только тем, кто обратился в службу ипятости.

 

Исходя из сказанного сделаем вывод: на возникновение вынуж­денной безработицы влияет экономический фактор, естественной безработицы — личностный, сезонной, скрытой безработицы — социально-культурный фактор.

§ 3. Методы и формы социальной работы с безработными

Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи со­зданы службы занятости, осуществляющие комплексное регу­лирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба заня­тости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве орга­низационно-самостоятельной службы на территории России. Ее территориальные представительства не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной влас­ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Регулированием всех сторон трудовой сферы занимается Ми­нистерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В его задачи входят: выработка активной политики занятости, управление федеральной системой службы по труду и занятости, разработка и финансирование государственных программ содействия занятости населения, контроль за деятельностью сис­темы службы по труду и занятости и др.

Эффективным средством социальной защиты занятого населе­ния в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действую­щим законодательством государство гарантирует:

·свободу выбора рода профессиональной деятельности;

·охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольне­ния или необоснованного отказа в приеме на работу;

·бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудо­устройстве при посредничестве органов службы занятости;

·защита от безработицы.

Безработным гражданам гарантируются:

·бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ори­ентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повы­шения квалификации, психологическая поддержка по направле­нию органов службы занятости;

·обеспечение социальной поддержки;

·компенсация в соответствии с законодательством Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;

·бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освиде­тельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

 

·возможность заключения срочных трудовых договоров на уча­стие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с уче­том возрастных и иных особенностей граждан.

Государство также предоставляет дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испыты­вающим трудности в поиске работы. Разрабатываются и реализу­ются целевые программы содействия занятости населения. Созда­ются дополнительные рабочие места и специализированные орга­низации (включая организации для труда инвалидов). Устанавли­ваются квоты для приема на работу инвалидов. Организуется вре­менное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте, от 14 до IS лет в свободное от учебы время, предоставляются услуги по профессиональной ориентации, а также возможность обучения по специальным программам.

Важной составляющей государственной социальной поддерж­ки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. I осударство гарантирует безработным:

выплату пособий по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности безработного;

·выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению ор­ганов службы занятости;

·возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по предложениям органов служ­бы занятости.

Задачи службы занятости в нашей стране очень велики, она снимается не только решением проблем безработного, но и воп­росами изменения трудового поведения в рыночных условиях всех хозяйственных субъектов (работодатель и работник). В компетен­цию службы занятости входят:

содействие поиску подходящего рабочего места как времен­ного, так и постоянного;

повышение конкурентоспособности граждан на рынке тру­па, также организация профессионального образования безра­ботных;

квотирование рабочих мест для неконкурентоспособных на рынке труда категорий граждан;

информирование населения, работодателей, государственных н негосударственных структур о состоянии рынка труда; территориальное перераспределение работников; помощь в развитии предпринимательства и самозанятости

Iраздан;

обеспечение социальной поддержки безработных; сотрудничество с работодателями для комплексного решения проблем клиентов службы занятости;

 

·совершенствование механизма финансовой поддержки рабо­тодателей, создающих и сохраняющих рабочие места, осуществля­ющих переподготовку персонала.

Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право про­консультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудо­устройства, профессионального обучения. При этом регистрировать­ся в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в служ­бу занятости в целях поиска подходящей работы.

Порядок регистрации безработных граждан предусматривает несколько этапов.

1.Первичная регистрация безработных граждан осуществляется в целях учета общей численности безработных, обратившихся в службу занятости за консультацией. В регистрационных документах указываются анкетные данные клиента, его профессия и причины обращения в службу занятости.

2.Регистрация в целях поиска подходящей работы. В соответ­ствии со ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ» подходя­щей считается такая работа, которая соответствует профессиональ­ной пригодности работника с учетом его профессиональной под­готовки, условий последнего места работы, состояния здоровья, транспортной доступности.

Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы осуществляется органами службы занятости населения по месту жительства граждан со дня их личного обращения со всеми необходимыми документами.

Для этого безработные предоставляют справку с предыдущего места работы о среднем заработке (доходе, денежном доволь­ствии) за последние 3 месяца и следующие документы: а) пас­порт или иной документ, удостоверяющий личность; б) трудо­вую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж; в) документы, удостоверяющие профессиональную квали­фикацию.

Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявля­ют трудовую рекомендацию, индивидуальную программу реаби­литации.

Специалисты службы занятости в течение 10 дней со дня реги­страции граждан должны по возможности предложить обративше­муся два варианта подходящей работы, включая работу временно­го характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профес­сии, два варианта профессиональной подготовки или оплачивае­мой работы. В целях содействия в трудоустройстве клиент службы занятости и специалист могут разработать план самостоятельного поиска работы. В случае невозможности подобрать подходящую ва­кансию безработному может быть предложена профессиональная подготовка (переподготовка). На каждого клиента, зарегистриро­

 

ванного в целях поиска подходящей работы, заводится личное дело, куда заносится вся полученная информация по подбору работы.

3. Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется на основании решения органов службы занятости населения о при­знании гражданина безработным, которое принимается не позднее

11календарных дней со дня его регистрации в целях поиска под­ходящей работы.

Датой регистрации гражданина в качестве безработного являет­ся принятие решения службы занятости о признании его безра­ботным. Граждане, которым отказано в регистрации в качестве безработных, имеют право на повторное обращение. В случае не­согласия с решением службы занятости гражданин имеет право в установленном порядке обратиться с иском в суд.

4. Перерегистрация безработных граждан. Клиенты службы за­нятости обязаны не реже 2 раз в месяц проходить перерегистра­цию. Безработные обязаны активно содействовать своему трудо­устройству, соблюдать порядок и условия регистрации, информи­ровать органы службы занятости в случае поиска работы.

5. Снятие безработных граждан с регистрационного учета осу­ществляется в следующих случаях: если гражданин признается за­пятым в соответствии с трудовым законодательством; если он про­ходит профессиональную подготовку или переподготовку, повы­шает квалификацию по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; если он не является без уважительной при­чины в течение 10 дней со дня регистрации в качестве безработно­го; при неявке в органы службы занятости без уважительной при­чины; при переезде в другую местность; в случае назначения граж­данину пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет; когда устанавливаются нарушения со стороны безработного.

По мнению некоторых специалистов, нормализации ситуации и области занятости населения будет способствовать развитие ма­лого предпринимательства, особенно в небольших городах и сель­ской местности.

Малый и средний бизнес во многом инициирует появление дополнительных рабочих мест, повышает деловую активность граж- лан, их конкурентоспособность на рынке труда.

Другим вариантом увеличения занятости является привлечение. раждан к оплачиваемым общественным работам. Под обществен­ными работами понимается трудовая деятельность, имеющая со­циально-полезную направленность и организуемая в качестве до­полнительной социальной поддержки граждан, имеющих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, сти­хийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их ква­лифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки.

 

Право на участие в общественных работах имеют граждане, заре­гистрированные в органах службы занятости в целях поиска под­ходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные, не по­лучающие пособия, и граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности человека.

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» оплачиваемая работа, включая работу временного характера и об­щественные работы, считается подходящей для следующих кате­горий граждан:

·впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);

·уволенных более одного раза в течение одного года, предше­ствовавшего безработице, за нарушение трудовой дисциплины или другие действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

·прекративших индивидуальную предпринимательскую дея­тельность в установленном законодательством Российской Феде­рации порядке;

·стремящихся возобновить трудовую деятельность после дли­тельного (более 1 года) перерыва, а также направленных органа­ми службы занятости на обучение и отчисленных по их вине;

·отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную про­фессию или пройти переподготовку после окончания первого пе­риода выплаты пособия по безработице;

·состоящих на учете в органах службы занятости более 18 ме­сяцев, а также более 3 лет не работающих;

·обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

В системе мер социальной защиты населения от безработицы важное место занимает право граждан на бесплатную профессио­нальную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по направлению органов службы занятости. Профессиональное образование безработных граждан осуществляется с целью:

·повышения конкурентоспособности конкретного человека на рынке труда;

·сокращения уровня безработицы;

·изменения профессионально-квалификационного состава тру­довых ресурсов в соответствии с потребностями экономики;

·минимизации финансовых издержек государства.

Данный вид деятельности службы занятости — один из главных

элементов активной политики занятости, так как он способствует преодолению основной причины безработицы — несоответствия

 

качественных характеристик вакантных рабочих мест и безработ­ных граждан.

В соответствии с законом эта работа ведется в тех случаях, если: гражданин не имеет профессии (специальности);

·невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

·необходимо изменить профессию (специальность, род заня­тий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;

гражданин утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан осуществляются в образова­тельных учреждениях профессионального и дополнительного обра­зования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с до­говорами, заключаемыми органами службы занятости.

11раво в приоритетном порядке пройти профессиональную под­готовку, переподготовку и повышение квалификации имеют без­работные инвалиды; безработные граждане по истечении шести­месячного периода безработицы; граждане, уволенные с военной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы; выпускники образовательных учреждений, а также I раждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при пом не имеющие профессии (специальности).

Профессиональное обучение призвано решать следующие за­дачи:

1)предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обуче­ния;

2)содействовать трудовой активности населения, развитию предпринимательства и самозанятости;

3)повышать конкурентоспособность определенных категорий I раждан;

4)формировать социальный заказ на профессиональное обуче­ние с учетом региональных особенностей.

Для того чтобы все эти требования четко выполнялись, необхо- лимо создать целостную концепцию профессионального образо­вания безработных граждан.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании:

·документов об образовании;

документов, удостоверяющих профессиональную квалифика­цию;

·записей в трудовой книжке.

 

Эффективность системы профессионального образования под­тверждается высокой долей трудоустройства по окончании обуче­ния.

Приоритетное право на приобретение новой профессии имеют длительно неработающие граждане. Длительность безработицы опре­деляется временем, в течение которого человек не может найти работу. Безработица может быть: кратковременной (до 4 месяцев); длительной (более 1 года).

В России число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Среди таких безработных мужчины составляют 38 %, женщины — 62 %. Дли­тельная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, так как они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительно безработным гражданам необ­ходимы, во-первых, комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы и, во-вто- рых, активный поиск работы (формирование новой активной по­зиции).

Анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные кате­гории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоуст­ройства. Это граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; молодежь (особенно до 18 лет); женщины; граждане, осво­божденные из учреждений, исполняющих наказание; инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы.

Основной целью работы с данными категориями является не­допущение застойной и хронической безработицы средствами ак­тивных форм трудоустройства, таких как:

·организация и проведение общественных работ;

·содействие самозанятости и предпринимательской деятель­ности;

·организация временной занятости подростков;

·реализация программы «Молодежная практика» для выпуск­ников учебных заведений;

·квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

·осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан.

В целях оказания гражданам дополнительных услуг по трудо­устройству служба занятости совместно с работодателями орга­низует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно подобрать себе работу и в непосред­ственном общении с работодателем определить варианты и усло­вия трудоустройства. В последнее время широкое распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки для опре­деленных групп населения (молодежь, инвалиды, специалисты в

 

определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифици­рованные работники и т.д.).

Социальная адаптация безработных граждан осуществляется в «Клубах ищущих работу», создаваемых при службах занятости. Уча­стие в деятельности клуба позволяет им преодолеть негативные психологические последствия безработицы, активнее вести само­стоятельный поиск работы.

Работая с инвалидами, служба занятости предпринимает меры для привлечения их в сферу предпринимательства и самозанято­сти, ведет переговоры с работодателями по квотированию рабо­чих мест, осуществляет сотрудничество с общественными объеди­нениями инвалидов.

Высокий уровень безработицы среди молодежи (граждане в воз­расте до 30 лет) влияет на социальную напряженность в обществе. Для решения проблем занятости и создания эффективной систе­мы обучения молодежи непосредственно на рабочих местах с 1 января 1995 г. на территории РФ была введена в действие программа орга- пизации временной занятости безработной молодежи «Молодеж­ная практика». Эта форма работы позволяет повысить конкурен­тоспособность молодых людей на рынке труда, способствует их дальнейшему трудоустройству. Территориальными органами служ­бы занятости и молодежными биржами труда создаются регио­нальные программы трудоустройства несовершеннолетних.

Важнейшие задачи в работе с данной категорией граждан: информирование о ситуации на рынке труда и рынке образо­вательных услуг;

проведение активной профориентационной работы;

·психологическая подготовка к конкурентной борьбе за рабо­чие места;

обучение типовым моделям трудоустройства.

Для России актуальной остается проблема сохранения кадрово­го потенциала, особенно среди женщин, она требует определен­ных мер со стороны государства.

Служба занятости решает не только социальные, экономиче­ские, но и психологические проблемы безработного. Прогнозиро­вание поведения безработных на рынке труда, диагностика и кор­рекция негативных психологических состояний — одни из основ­ных направлений деятельности службы занятости по работе с без­работными. Стабильное эмоциональное состояние способствует быстрому трудоустройству. Практика показывает, что наиболее эффективной представляется упреждающая комплексная психо­логическая помощь безработным, включающая в себя: консульти­рование, психодиагностику, коррекцию, психопрофилактику и психотерапию.

Таким образом, наиболее эффективен комплексный подход к ре­шению проблем занятости и безработицы с учетом экономических

 

и социальных факторов, способствующих обеспечению занятости населения в соответствии с потребностями рынка труда.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.В чем вы видите социально-экономическую сущность безработицы в условиях рыночных отношений?

2.Какие виды безработицы существуют, дайте их характеристику?

3.В чем заключается негативный характер безработицы?

4.Назовите методы и формы социальной работы с безработными в центрах занятости населения.

Рекомендуемая литература

Буланов В. С. Современные проблемы занятости и безработицы: Учеб. пособие. — М., 1996.

Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 ап­реля 1991 г. № 1032 - I (Ред. 31.12.2005).

Занятость. Безработица. Служба занятости: Толковый словарь терми­нов и понятий / Под ред. Ю. В. Колесникова. — М., 1996.

Заславский И. Е. Труд. Занятость. Безработица. — М., 1992.

Плакся В. И. Безработица в рыночной экономике. — М., 1996.

Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В. Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда: Учеб. пособие. — М., 1998.

Рынок труда: Учебник / Под ред. B.C.Буланова, Н.А.Волгина. — М., 2000.

Старовойтова JT. М., Золотаева Т. Ф. Занятость населения и ее регули­рование: Учеб. пособие. — М., 2001.

ГЛАВА 9

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МИГРАНТАМИ § 1. Сущность современных миграционных процессов

Миграция — относительно новое слово в русском языке, хотя явление, обозначаемое им, известно каждому. Миграция — это все виды движения населения, имеющие социальную значимость. В бо­лее узком, научном, смысле — процесс перемещения людей, пе­ресекающих границы тех или иных территорий со сменой места жительства, навсегда или на срок более 6 месяцев.

В современном значении слово «мигрант» имеет негативный отте­нок. Кто такие мигранты? Беженцы, спасающиеся из «горячих то­чек» или вынужденные покинуть обжитые места из-за межнациональ­ной вражды; северяне, лишившиеся льгот; офицеры, уволенные из армии. Превратиться в мигранта — это большое несчастье. И мало того что эти люди мучаются сами, они ухудшают положение жи­телей тех территорий, куда устремляется миграционный поток.

 

В то же время миграция — это естественная, зачастую необхо­димая часть человеческой жизни. В основе миграции лежит нор­мальное человеческое желание улучшить свою жизнь.

Миграция как социальное явление порождает массу проблем. С одной стороны, большие миграционные потоки ведут к перена­селению отдельных районов, что может вызвать социальные осло­жнения (увеличение безработицы, рост преступности, возраста­ние конфликтности и др.). С другой — при вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: перемеще­ние из одной природной и социальной среды в другую приводит к болезненному разрыву множества естественно-антропологических связей и их искусственному созданию на новом месте. Отсутствие жилья, сложности с трудоустройством, падение уровня жизни осложняют социальную адаптацию мигрантов.

Единый миграционный поток можно условно разделить на не­сколько течений. В зависимости от направления движения выделя­ют эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция — это выезд за пределы страны на постоянное место жительства или длительное прожива­ние. Иммиграция — въезд в данную страну на постоянное место жительства или длительное проживание.

Эмигранты — граждане России, выезжающие с ее территории по причинам политического, экономического и этнического ха- рлктера, а также по личным мотивам (воссоединение с семьей, вступление в брак); лица, ранее прибывшие на территорию РФ и получившие статус беженцев либо вынужденных переселенцев, выезжающие с территории России.

Иммигранты — иностранные граждане и лица без граждан­ства, прибывшие в Россию в поисках убежища, в том числе с намерением подать ходатайство о предоставлении им статуса бе­женца.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...