Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия успешности выбора и использования педагогических методов в социальной работе




В практической деятельности важно выбрать тот метод, кото­рый в конкретных условиях позволяет быстро, с наименьшим рис­ком, доступными средствами решать поставленные задачи. Поэто­му в первую очередь специалист должен учитывать цели и задачи, характер деятельности. В одном случае, например, предпочтение отдается приучению и упражнению, в другом — сочетанию убеж­дения и требования, а в третьем — воспитывающей ситуации или методу «взрыва».

При выборе методов не следует игнорировать особенности воз­раста клиентов. Ведь возраст — это определенный уровень соци­ального и психологического развития, приобретенный жизненный опыт, своеобразный взгляд на мир и себя в этом мире. Например, чтобы сформировать устойчивые навыки и необходимые жизнен­ные привычки, надо начинать упражнение как можно раньше, ибо чем моложе организм, тем быстрее они укореняются (К.Д.Ушин- ский). Следовательно, при работе с пожилыми потребуется боль­ше времени и более длительный период тренировки.

Этическая беседа как метод систематического и последователь­ного обсуждения ситуации и обстоятельств жизни особенно акту­ален в школьные годы, когда формируется «картина мира». В более старшем возрасте те же задачи позволяет решать дискуссия или инструктаж.

Следовательно, возраст и характер поставленных целей и задач являются теми критериями, которыми руководствуются специали­сты при выборе определенного метода работы с клиентом. У неко­торых клиентов отчетливо снижена выносливость по отношению к нагрузкам внешней среды. О таких говорят: «Если бы этот человек захотел, то мог бы добиться большего». Для такого человека чрез­мерные нагрузки оказываются непосильными. Он теряет уверен­ность в себе, а вместе с ней утрачивает поддержку окружающих. Разного рода требования, ограничения, наказания лишь создают порочный круг, разорвать который самостоятельно клиент не мо­жет. Именно это обстоятельство может привести к асоциальному поведению. Напротив, своевременное использование социальным работником одобрения, переключения, создание благоприятных условий для наилучшего приспособления к деятельности будут способствовать снижению остроты ситуации, минимизации по­следствий.

Каждый человек по-своему реагирует на любое педагогическое воздействие, и это следует учитывать. Кроме того, при выборе педа­гогических методов нужно принимать во внимание гендерные осо­бенности клиента. В частности, общественное положение женщи­ны, утвердившиеся в обществе методы воспитания отражаются на

 

ее отношении к себе, к окружающим и являются источником жиз­ненных проблем, которые нуждаются в решении.

Важно знать, в каких условиях специалист собирается приме­нять тот или иной метод педагогического воздействия на личность: климат отношений в сообществе, окружении, нравы и традиции социального окружения, образ жизни клиента и т.д.

Эффективность использования того или иного метода во мно­гом зависит от уровня педагогического мастерства, от профессио­нальной квалификации специалиста. Следовательно, результаты воздействия будут выше, если специалист, применяющий конкрет­ный метод, в состоянии предвидеть последствия, понимает его особенности, знает, в сочетании с какими другими методами воз­можно достижение поставленной цели.

Нередко выбор педагогического метода определяется также вре­менным отрезком, которым располагает специалист при работе с клиентом. В условиях, когда требуются решительные действия, воз­можно применение ограничения, наказания, метода «взрыва». В дру­гих случаях желаемые результаты дадут увещевание, беседы, при­учение, метод контрактов.

Используя конкретный метод, специалист социальной сферы должен помнить и о том, что, во-первых, любой метод не тер­пит шаблона, требует гибкости в подборе приемов и средств реа­лизации и, во-вторых, нуждается в логическом завершении.

В-т р е т ь и х, нельзя забывать о психологическом состоянии кли­ента или группы: метод воздействия не должен ухудшить их само­чувствие, обострить отношения в группе и с группой.

И наконец, в-четвертых, специалист должен понимать, что нет хорошего или плохого, а тем более универсального для всех случаев жизни метода. Социально-педагогическая деятельность стро­ится на системе методов: влияние одного из них дополняется, рас­ширяется и усиливается другими.

Таким образом, подчеркнем еще раз, что выбор педагогического метода подчиняется определенным зависимостям и правилам, среди которых приоритетными будут цель, задачи, состояние субъекта и объекта взаимодействия, возрастные и индивидуальные особенно­сти клиента, уровень квалификации специалиста. Наличие систе­мы методов воздействия, компетентность социального работника в их использовании, творческий подход — важные условия резуль­тативности влияния на личность, оказавшуюся в трудной жизнен­ной ситуации и нуждающуюся в помощи.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Что представляет собой педагогический метод?

2.Охарактеризуйте варианты классификации педагогических методов. Какой из них вам показался наиболее убедительным?

 

3. Проанализируйте взаимосвязь и взаимообусловленность различных методов.

4. Приведите примеры удачного использования конкретного педагоги­ческого метода в социальной работе, которые вам приходилось наблюдать на практике.

5. Назовите основные условия эффективного использования педагоги­ческих методов в социальной работе.

Рекомендуемая литература

Бочарова В. И. Педагогика социальной работы. — М., 1994.

Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. — М., 2003.

МудрикА. В. Социальная педагогика. — М., 2005.

Селиванов В. О. Основы общей педагогики: Теория и методика воспи­тания. — М., 2000.

Социальная педагогика: Курс лекций / Под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000.

Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. — Ростов н/Д, 2000.

Технология социальной работы / Под ред. Е. И.Холостовой. — М., 2001.

Технология социальной работы / Под ред. И. Г.Зайнышева. — М., 2000.

Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И.Жукова. — М., 1994.

Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. — Москва; Тула, 1993.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...