Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Санитарно-гигиенические методы




Медико-социальная помощь клиентам учреждений социально­го обслуживания населения направлена на профилактику, лече­ние имеющихся у них заболеваний и уход, на поддержание актив­ного образа жизни. Она также включает в себя социальную защиту в случае болезни, первичную медицинскую помощь, лечение хро­нических заболеваний по назначению врачей; социально-гигиени- ческую помощь, которую оказывают врачи-специалисты закреп­ленных лечебно-профилактических учреждений органов здраво­охранения, медицинские сестры учреждений социального обслу­

 

живания населения, специалисты по социальной работе, соци- альные работники.

Для клиентов учреждений социального обслуживания населе­ния организуются следующие медико-социальные мероприятия: оздоровительные, профилактические, санитарно-гигиенические, i апитарно-просветительская работа, медико-социальный патронаж семей клиентов.

Специалист по социальной работе стремится создать условия, улучшающие состояние здоровья клиента. Исследование влияния факторов окружающей среды на здоровье человека и разработка практических мероприятий являются основными направлениями социальной гигиены как науки. Санитарно-гигиенические исследо- намия проводят с целью изучения факторов окружающей среды и оценки их влияния на здоровье человека. Эту работу осуществля- ют: Международный комитет по изучению факторов окружающей | реды, Международная федерация по гигиене, профилактической социальной медицине, Международная медицинская ассоциация но изучению жизненных условий и состояния здоровья. В структу­ру санитарно-гигиенических исследований входят санитарно-опи- чшп'льные методы, которые может использовать в своей деятель­ности специалист по социальной работе. Санитарно-описательные методы формируют общее представление о жилищно-бытовых усло­виях клиента, о навыках личной гигиены членов его семьи, о выпол­нении родителями гигиенических нормативов, связанных с охра­ной и укреплением здоровья детей и подростков.

(анитарно-описательные методы применяются во время меди- а о социального патронажа семьи, который организуется специали- i юм по социальной работе и медицинским работником и облегчает обслуживание клиента на дому. Специалисты проводят диагности- | V, медицинскую и социальную реабилитацию, лечение, направля­ли при необходимости на медико-социальную экспертизу и т.д.

Мри социальном обслуживании клиента на дому медицинский работник организует соответствующий уход, выполнение проце­дур патронажной сестрой и сестрой физиотерапевтического отде­ления. Особенно большое внимание уделяется клиентам с сердеч­но сосудистыми заболеваниями, сосудистыми поражениями го- иоипого мозга, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной I hiпки, гастритами.

Обследование жилищно-бытовых условий проводят с учетом определенных нормативов.

I.Жилая квартира должна соответствовать гигиеническим и со- i шально-бытовым потребностям семьи клиента, иметь необходи­мый набор помещений, размеры которых отвечают гигиеническим нормам. Минимальной нормой жилой площади на одного челове- I а считается 9 м2. Такая площадь при высоте помещений 2,5 —3,2 м обеспечивает необходимый объем воздуха в квартире, предостав­

 

ляет возможность разместить мебель и предметы быта. Неудовлет­ворительными жилищными условиями являются отдельная квар­тира или собственный дом, жилая площадь которых менее 6 м2 на одного человека без гигиенических удобств, а также общежитие. Перенаселенность квартиры приводит к возникновению инфек­ционных заболеваний, изменению состава и физического состоя­ния воздуха. Загрязненный воздух влияет на центральную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на физиологические функции всего организма и вызывает головную боль, плохой аппе­тит, быструю утомляемость.

2.Квартира должна иметь санитарно-техническое оборудование, хорошее освещение и соответствующий гигиеническим требова­ниям микроклимат. В сырых и холодных помещениях развиваются острые респираторные и другие заболевания.

В жилой квартире должны быть созданы условия для звукоизо­ляции. Излишний шум в помещении вызывает плохое самочув­ствие, раздражительность. В качестве примера можно привести сле­дующую ситуацию. В однокомнатной благоустроенной квартире про­живала семья, состоящая из отца, матери, новорожденного сына и семилетней дочери, имеющей нарушения слуха. Девочка училась в первом классе. Восприятие ребенком устной речи и улучшение ее разговорной речи обеспечивал слуховой аппарат. Специалист по социальной работе в ходе патронажа отметил, что плач ново­рожденного брата влияет на нервную систему девочки. Семье было оказано содействие в улучшении жилищно-бытовых условий.

3. В квартире должны быть созданы условия жизни, отвечающие возрастным особенностям человека, способствующие восстановле­нию творческих сил, укреплению здоровья. В связи с тем что соци­альная работа в большой степени ориентирована на предоставле­ние медико-социальных услуг несовершеннолетним и гражданам пожилого возраста, необходимо знать рекомендации по оборудо­ванию комнаты, исходя из возрастных особенностей клиентов.

Пожилой человек должен иметь хорошо организованные быто­вые условия, ему необходимо выделить отдельную комнату или просторную светлую часть помещения. Не следует создавать вокруг пожилого человека пустоту, влекущую за собой чувство одиноче­ства. Мебель необходимо расставить так, чтобы середина комнаты была свободной. Возле кровати на расстоянии вытянутой руки не­обходимо поставить столик или тумбочку с предметами первой необходимости. Желательно, чтобы здесь же стоял телефон, кото­рый избавляет пожилого человека от беспокойства и неуверенно­сти. Необходимо поддерживать в норме температуру и влажность воздуха. Комфортный уровень температуры в комнате +22 °С. Не следует оставлять пожилого человека в жаркой, плохо проветрен­ной комнате. Зимой температура в помещении должна быть не ниже + 18...+20 °С.

 

Рекомендации по улучшению санитарно-гигиенических усло- IIIin быта необходимы также семьям, воспитывающим детей. Во время медико-социального патронажа специалист по социальной работе наблюдает за ребенком в домашних условиях, изучает быт, п taiсоотношения в семье, знакомится с режимом, питанием, осо­бенностями семейного воспитания, узнает о самочувствии ребенка (гоп, периодичность посещения дошкольного учреждения или об­щеобразовательной школы), обращает внимание на самочувствие матери (эмоциональное состояние, особенности общения) в мо­мент проведения медико-социального патронажа. Во время посеще­ния семьи он отмечает выполнение родителями гигиенических норм,

I лсающихся спального места ребенка, места для отдыха и при- | отопления уроков. В случае если данные требования не выполня­ются, специалист по социальной работе и медицинский работник н ненавязчивой форме дают родителям советы-рекомендации, орга- пп зуют режим сна и бодрствования, адекватный возрастным осо- иеппостям ребенка. Важно объективно определять общее состоя­ние ребенка, а таюке состояние его кожи, в том числе внешние признаки ушибов: гематомы, порезы и т.д. Необходимо наблюдать

1 тем, как родители относятся к состоянию одежды ребенка, а

1 к же выяснить, какими навыками самообслуживания он обладает.

Если ребенок не обучен навыкам самообслуживания, соответ- i I кующим его возрасту, родители получают неоценимые рекомен- пации-советы, посещают обучающие занятия-тренинги по освое­нию приемов и методов, содействующих социально-бытовой адап- i.iции ребенка. Медико-социальный патронаж — одна из форм со­циальной работы реабилитационного центра для детей с ограни­ченными возможностями, а также социально-оздоровительных петров для пожилых людей и инвалидов.

15 учреждениях социального обслуживания населения проводит- (I санитарно-просветительская работа, она включает в себя: фор- мирование гигиенических навыков, распространение знаний о правильном, здоровом режиме труда, отдыха, питания, основан­ных на данных современной медицинской науки, ознакомление | м иентов с причинами возникновения болезней и методами их профилактики. Формы санитарно-просветительской работы: ин­дивидуальная беседа, устный журнал, специализированное кон­сультирование, инструктаж.

Индивидуальная беседа проводится во время посещения кли­ента на дому, в стационарном учреждении социального обслужи­вания населения (ежедневный обход клиентов), на медико-соци-.hiI.пом патронаже семьи. Она должна учитывать психологические особенности клиента, иметь психотерапевтический характер, если клиент нездоров, и в то же время успокаивать его, внушая веру в оиагоприятный исход болезни. Практические рекомендации спо­собствуют улучшению состояния здоровья клиента.

 

Важной формой санитарно-просветительской работы в ста­ционарном учреждении социального обслуживания населения либо в группах дневного пребывания для граждан пожилого воз­раста и в группах детей и подростков является устный журнал. Он может проводиться, например, в форме интервью, которое по­зволяет рассматривать обсуждаемую проблему на основании раз­личных профессиональных подходов. В интервью принимают уча­стие люди, соответствующие возрастным особенностям аудито­рии: врачи-геронтологи, педагоги, ровесники клиентов и т.д. Во время интервью используются наглядные средства: фрагменты видеофильмов, фотографии, иллюстрирующие информацию о гигиенической подготовке.

Специализированное консультирование проводится индивиду­ально по заранее подготовленным вопросам. Медицинский работ­ник предлагает каждому клиенту конкретные практические реко­мендации. В процессе подготовки к консультированию клиенты могут заранее передать свой вопрос в письменной форме. Меди­цинский работник готовит точные, подробные, реальные реко­мендации с учетом социально-экономического положения кли­ента. Инструктаж проводится для клиентов, а также родителей де­тей и подростков, у которых заканчивается реабилитационная программа в условиях учреждения социального обслуживания на­селения. Инструкции представляют собой собеседование по вы­полнению клиентом определенных санитарно-гигиенических тре­бований.

Согласно инструкциям об организации медицинского обслу­живания, противоэпидемических и санитарно-гигиенических ме­роприятий в обязанности медицинского персонала входит вы­полнение ряда санитарно-гигиенических процедур. Врач организу­ет выполнение санитарных правил и санитарно-гигиенических мероприятий, проводит санитарно-просветительскую работу с проживающими и персоналом. Старшая медсестра организует ра­боту среднего и младшего медицинского персонала по обеспече­нию должного санитарного состояния помещений, содержанию клиентов в надлежащей чистоте, соблюдению гигиены. Дежурная медицинская сестра совершает ежедневный обход клиентов, несет ответственность за санитарное состояние помещений, в отделе­нии для больных с постельным режимом проводит необходимый по назначению врача туалет кожи для профилактики пролежней, контролирует выполнение санитарками гигиенического туалета больных. Санитарка под руководством медицинской сестры обслу­живает клиентов и ухаживает за ними, несет ответственность за их внешний вид, помогает больным при приеме пищи, умывании, передвижении.

Таким образом, медико-социальная помощь клиентам учреж­дений социального обслуживания населения направлена на про­

 

филактику, лечение имеющихся у них заболеваний и уход, под­держание их активного образа жизни и социальную защиту в слу­чае болезни.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Определите алгоритм оказания медико-психологической помощи кииспту, пережившему трудную жизненную ситуацию.

2.Какова роль медико-психологических методов в оказании помощи I пнснту?

У Назовите социально-гигиенические требования, которым должны соответствовать жилищно-бытовые условия клиента.

4. Назовите формы проведения санитарно-просветительской работы в учреждениях социального обслуживания населения.

Рекомендуемая литература

И помощь пожилому человеку: Пособие для людей пожилого возраста,.1 1 тюке для тех, кто за ними ухаживает. — СПб., 2001.

1'ехт К. Психогигиена. — М., 1979.

Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб. пособие / Под ред. Т. В.Зо- |ули. — М., 2005.

Майстрах К. В., Лаврова И. Г. Основы социальной гигиены и организа­ции здравоохранения. — М., 1974.

Основы социально-медицинской работы: Учеб. пособие. — М., 1998.

Право социального обеспечения / Под ред. К. Н.Гусова. — 2-е изд., пгрсраб. и доп. — М., 2002.

Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 28.07.1995 г., № 170 «Об утверждении инструкции об орга- шпмции медицинского обслуживания, противоэпидемических и санитар­ии гигиенических мероприятиях в домах-интернатах для престарелых и нпилЛидов».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ’<>. 11.1996 г., № 391 «О подготовке медицинских психологов для учрежде­нии, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь».

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от ’N.07.1997 г., № 266 «О подготовке специалистов по социальной работе и ' пциальных работников, участвующих в оказании психиатрической и пси- ми ерапевтической помощи».

Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряко- и*1. М., 1990.

Сироткина И. Е. Психопатология и политика: Становление идей и прак-

Iи к и психогигиены в России // Вопросы истории естествознания и тех­ники. — 2000. — № 1.

Чичерин Л. П. Актуальные вопросы организации медико-психологиче- 1'кой помощи детям и подросткам // Вестник психосоциальной и коррек­ционной реабилитационной работы. — 2002. — № 4.

 

ГЛАВА 13

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ § 1. Сущность и содержание психологических методов в социальной работе

Психология — отрасль гуманитарной науки и практики, изуча­ющая психику человека с целью описания, систематизации и объяс­нения разнообразных проявлений человеческого поведения и пе­реживания, а также целенаправленного влияния на них.

Непосредственно с социальной работой взаимодействует прак­тическая психология, содержанием которой является воздействие на конкретного человека с целью оптимизации его психической деятельности. Разделы практической психологии: психодиагности­ка, психокоррекция и психотерапия, психологическое консульти­рование, превентивная психология, психогигиена и психопрофи­лактика.

Психодиагностика — область практической психологии, раз­рабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-пси- хологических особенностей личности. Знание прикладных аспек­тов психодиагностики позволяет социальному работнику верно определить психологические особенности клиента и его состоя­ние, а также эффективно осуществлять мероприятия, направлен­ные на оказание ему различных видов помощи. В психодиагностике применяются психодиагностические методы.

Психотерапия — лечение при помощи воздействия на психику человека. Психолог-психотерапевт помогает человеку находить решение жизненных проблем, преодолевать кризисы, разрешать конфликты, снимать последствия стрессов и психологических травм.

Психокоррекция — исправление нарушений в психике человека психологическими средствами. В современной психологии и соци­альной работе психокоррекция часто является синонимом психо­терапии.

Психологическое консультирование — раздел практической пси­хологии, включающий в себя индивидуальную психологическую помощь человеку путем анализа его жизненной ситуации и предо­ставления советов для ее улучшения. Приемы консультирования, применяемые консультантом-психологом, направлены на обеспе­чение доверия и открытости клиента, получение от него инфор­мации и ее анализ, на постановку психологического диагноза, под­бор соответствующих мер и психологических техник. Психологи­ческое консультирование — интегральная процедура, основанная на методах психодиагностики, психотерапии и психокоррекции.

 

Iкихологи-консультанты должны обладать высокой квалификацией. Чиание методов психологического консультирования позволяет со­циальному работнику7 правильно выстроить беседу с клиентом, основательно разобраться в его проблеме и назначить адекватные меры по ее преодолению.

Психогигиена — часть общей гигиены, разрабатывающая меро­приятия по сохранению и укреплению нервно-психического здо­ровья человека. Психогигиена тесно связана с психопрофилакти-

Iой, главная цель которой — устранение факторов, вредно отра­жающихся на психике человека, и использование факторов, по­ложительно на нее влияющих. Методы психогигиены в социаль­ной работе направлены на выявление и предупреждение бытовых и социальных факторов, вредно влияющих на психику человека и снижающих эффективность жизнедеятельности; на разработку и ппсдрение в практику социальной работы мероприятий по укреп- непию психики человека, повышению ее сопротивляемости стрес- союпным воздействиям и обеспечению условий для нормального Функционирования психики человека.

Для специалистов по социальной работе особый интерес пред-

·|.шляют методы психогигиены труда социального работника, по- июляющие снизить деструктивное влияние профессиональных факторов на психику, избежать профессиональных деформаций чичмости и поддерживать оптимальное функциональное состоя­ние в работе с клиентами.

Превентивная психология — специальная отрасль прикладной психологической науки, задача которой — предупреждение, диагно-

·шка и коррекция отклоняющегося поведения несовершеннолет­ни \, а также оздоровление условий их семейного и общественного воспитания. Владеть методами превентивной психологии должен каждый специалист по социальной работе, чей круг обязанностей

·иязан с семьями группы риска, детьми и подростками девиант­ною и делинквентного поведения, интернатными учреждениями, а также задачами общей профилактики социальных отклонений в ни кой и молодежной среде.

('оциальная психология — отрасль психологической науки, изу­чающая группы людей, а также личность в системе социальных отношений. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующее в виде микросреды, оказывает опреде­ляющее влияние на сознание личности и группы, формирование потребностей, установок, отношений, интересов, ценностных

·'риептаций индивидов и групп в целом. Методы социальной пси- оиогии активно и широко используются для изучения социаль­ной проблематики клиентов, а также для коррекции поведения и ' oiшальной адаптации.

Интенсивное внедрение психологических методов в социальную pat юту обусловлено тем, что клиент социальной работы — чело­

 

век, оказавшийся в трудной жизненной ситуации. Разработкой методов и реализацией психологической поддержки традиционно занимается практическая психология. Специалист по социальной работе должен уметь осуществлять индивидуально-психологический подход к конкретному клиенту, знать психологические особенно­сти различных социальных категорий.

Кроме того, в феномене социального неблагополучия всегда имеются внутренние причины, выражающиеся в деформации раз­личных личностных структур (неадекватность самооценки и уров­ня притязаний, нарушение эмоционально-коммуникативной и мо­тивационно-нравственной сфер, процессов саморегуляции, нега­тивные фиксированные установки, психотравмы, комплексы). Та­ким образом, в каждой трудной жизненной ситуации содержится психологический компонент, что делает необходимым использо­вание психологических методов в социальной работе.

В конце 1990-х гг. возникла новая отрасль практической психо­логии — психосоциальная работа, задача которой — преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой сферах. В цен­тре внимания психосоциальной работы находится психика чело­века, которая обобщенно понимается как система управления ин­дивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Цен­тральный тезис психосоциальной работы — здоровая психика обес­печивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным измене­ниям психики.

В психосоциальной работе выделяются источники социально­психологического неблагополучия человека: потеря работы, близ­ких, инвалидность и хроническая болезнь, смена жительства и привычных условий, адаптация после возвращения из мест лише­ния свободы, психологические последствия военных конфликтов, техногенных катастроф и т.д.

Психосоциальная работа — часть комплексных программ со­циального оздоровления и воспитания населения. Для каждой категории клиентов в зависимости от целей психосоциальной ра­боты разрабатываются свои психосоциальные программы и тех­нологии.

Деятельность специалиста по социальной работе включает в себя некоторые элементы психосоциальной работы: первичное консуль­тирование, диагностику и посредническую деятельность при раз­решении конфликтов. Методы психосоциальной работы заимство­ваны из практической психологии и адаптированы к задачам и условиям социальной работы с населением.

Таким образом, сущность психологических методов в социальной работе это воздействие на психику клиента с целью оптимизации самоуправления в трудной жизненной ситуации.Содержанием пси-

 

чологических методов являются психологическая диагностика, коррекция, консультация и профилактика, направленные на ока- чапие помощи клиенту.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...