Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и классификация педагогических методов в социальной работе




Содержание деятельности специалиста по социальной работе охватывает широкий круг вопросов — от адресной помощи клиен­ту в преодолении трудных ситуаций, восстановлении и сохране­нии физических и душевных сил до обучения социальным навы­кам, формирования умений самостоятельно решать проблемы, ставить и достигать цели, оказывать поддержку не только взрос­лым, но и детям. Все это требует от социального работника владе­ния комплексом педагогических методов.

В педагогической литературе по-разному определяют понятие «метод»: это способ воздействия на сознание, волю, чувства, по­ведение человека с целью выработки у него определенных качеств; это планомерный процесс достижения определенных целей педа­гогическими средствами; конкретный способ взаимодействия кли­ента и социального работника, направленный на формирование и развитие личности, обогащение ее социального опыта; совокуп­ность приемов формирования у личности тех или иных социальных качеств; воздействие на личность для приобретения ею новых ха­рактеристик во взаимодействии с объективной действительностью и в межличностных взаимоотношениях; способ целенаправленных действий в конкретной ситуации взаимодействия с личностью и ее культурно-образовательной средой, обеспечивающие успешное формирование социально значимых отношений и качеств лично­сти; совокупность средств и приемов воздействия на личность, направленных на достижение социализации, исправления, пере­воспитания.

Педагогический метод рассматривают также как совокупность специфических способов и приемов воспитательной работы, ко­торые используются в процессе формирования личностных качеств, для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания, для выработки навыков и привычек поведения, их коррекции и совер­шенствования.

Таким образом, педагогический метод — это средство, способ, прием или ряд действий, выстроенных в определенной последова­тельности. Каждый метод представляет собой единую целостность,

 

в которой неразрывно связаны специфические действия двух субъек­тов — социального работника и клиента.

В современной педагогике имеется немало классификаций ме­тодов, т.е. выстроенных по определенному признаку систем. Клас­сификация помогает специалисту лучше представить место отдель­ного метода, его потенциал, условие его успешного использова­ния для решения конкретных задач, делает действия осознанны­ми, а деятельность осмысленной.

Многие авторы считают оптимальной классификацию педаго­гических методов по трем составляющим социально-педагогиче­ской работы. Это — цель, содержание и процесс. В соответствии с этим они выделяют три группы методов.

1. Методы формирования сознания личности помогают клиенту приобрести знания требуемых норм и правил поведения, сформи­ровать у него понятия и суждения, обеспечивающие уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенно­го типа поведения.

В эту группу методов включают рассказы на этические темы, разъяснения, лекции, этические беседы, внушение, убеждение, инструктажи, диспуты, дискуссии. Каждый из перечисленных ме­тодов имеет свою область применения, помогает решать конкрет­ные проблемы клиента. Комплексное использование методов этой группы будет способствовать осуществлению словесно-эмоциональ­ного воздействия.

2. Методы организации деятельности помогают, во-первых, фор­мировать требуемый тип формы поведения клиента и, во-вторых, обеспечивать перевод знаний, социального опыта в личный опыт.

К этой группе методов относят приучение и упражнение, требова­ние, поручение, воспитывающие ситуации. Эти методы позволяют специалисту ставить перед клиентом и помогать ему решать задачи разной степени трудности, в том числе и касающиеся отношений с окружающими людьми. Грамотное и целесообразное применение данных методов поможет клиенту приобрести опыт гуманистиче­ских отношений.

3. Методы стимулирования (в том числе поощрение, наказание, соревнование, методы контрактов и «взрыва») ориентированы на ускорение или торможение определенных действий у клиента. Сле­довательно, они поддерживают положительные побуждения, ак­тивизируют позитивные проявления в поведении, ослабляют, ней­трализуют влияние негативных факторов на поведение.

Разнообразные методы, взаимодействуя в определенном соче­тании, помогают человеку приобрести новый, улучшить, видоизме­нить существующий жизненный опыт, выработать жизненные стра­тегии, адекватные ситуации.

Педагогические методы социальной работы подразделяют на методы обучения и методы воспитания. Последние представлены

 

двумя группами: 1) методами, оценивающими и стимулирующи­ми деятельность личности (поощрение и порицание); 2) метода­ми, побуждающими и формирующими определенную деятельность, сознание личности (убеждение и побуждение).

Использование этих методов позволяет социальному работнику оказывать более эффективную социальную помощь клиенту.

Исходя из того что каждый педагогический метод является ком­понентом социально-педагогической системы, Л.Станоев1 пред­лагает рассматривать следующие группы методов.

1.Метод, направленный на формирование у клиента стремле­ния самостоятельно преодолеть свои проблемы. Ожидаемый ре­зультат достигается с помощью таких приемов, как рассказ, бесе­да, показ, чтение, игра, а также концентрацией внимания клиен­та на деятельности, которая способствует выработке жизненно необходимых качеств личности.

2.Метод репродуцирования помогает приобрести необходимый минимум знаний и умений, накопить личный опыт самостоятель­ного решения своих проблем. Результатом использования этого метода является зарождение проектируемых социальных качеств.

3.Метод закрепления и обогащения активизирует самостоятель­ные усилия клиентов по обогащению и расширению социального опыта, дальнейшему совершенствованию личностных качеств.

Используются такие приемы, как пример, критика, самокри­тика, дискуссия, планирование, целеполагание, распределение, самоконтроль. С их помощью закрепляются формируемые качества личности, усиливается самостоятельность в решении проблем, создаются условия для проявления творчества и выработки уме­ния действовать в зависимости от ситуации.

4. Метод содействия и творчества обеспечивает благоприятные условия для перевода воспитания в самовоспитание, в процесс самосозидания собственной личности. Характерные приемы — воспитывающие ситуации, обсуждение, личные комплексные пла­ны и др. Они позволяют клиентам осуществлять осознанные и осмысленные действия, направленные на решение своих проблем.

Опираясь на опыт организации воспитательного процесса и представления о сущности воспитания, А. М.Сидоркин2 выделяет три группы методов.

1.Методы изменения деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение содержания деятель­ности и предмета общения, а также изменение смысла видов дея­тельности и общения). Эти методы позволяют помочь клиенту пе­

1 См.: Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт: Сб. ст. - М.; Тула. - Т. 1. - С. 147- 158.

2 См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993. — Т. 1. — С. 569-570.

 

рейти к самостоятельному, активному освоению знаний, приобре­тению новых смыслов деятельности, самосовершенствованию.

2. Методы изменения отношений через их демонстрацию (при­мер, специальные воспитательные ситуации, метод «взрыва», ком- мунарский сбор, ключевые общешкольные дела, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, сохране­ние традиций и обычаев коллектива, метод коллективного само­анализа, игры).

3. Методы изменения компонентов воспитательной системы (постановка новых целей, разъяснение смысла идей, создание новых традиций, стимулирование творчества).

Применение таким образом расположенных методов, знание их возможностей, умелое использование их потенциалов помогает социальному работнику создавать условия для развития личности и преодоления ею жизненных трудностей.'

Педагогические методы в социальной работе в зависимости от сферы преимущественного влияния на внутренний мир личности и ее образовательную среду подразделяют также на следующие группы.

1.Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни (рассказ, сообщение, информация-описание, разъяснение-убеж- дение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление-диалог).

2.Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чув­ства (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание уста­новки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успе­ха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой).

3.Методы, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, обще­ственное мнение, приучение, тренировка, организация деятель­ности, поручение, общение-диалог, переучивание).

4.Метод самовоспитания и самореализации (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоана­лиз, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя).

5.Метод творчества (выбор задач, моделирование плана дей­ствий, самоорганизация времени, анализ своих достижений).

6.Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отноше­ний, проектирование деятельности и общения-диалога, коррек­тировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвра­щение деформаций среды развития).

В этом варианте разные группы классификации методов вклю­чают одинаковые приемы.

В основе еще одной разновидности классификации педагоги­ческих методов в социальной работе лежит психолого-педагоги- ческое воздействие, цель которого — изменить или сформировать

 

определенный взгляд клиента на вещи, произвести сдвиг в систе­ме его ценностных ориентаций.

В этом случае первую группу составляют методы речевого воздействия, в которую входят внушение, убеждение, доказатель­ство, дискуссия, взаимное просвещение. Они призваны стимули­ровать освоение клиентом новой информации, изменение отно­шений, осмысление своего жизненного опыта.

Во вторую группу входят методы регулирования активно­сти (минимизация, ориентирующие ситуации, включение в дея­тельность).

Третья группа включает методы стимулирования деятель­ности и поведения клиента (требование, перспектива, поощре­ние, наказание). Они позволяют специалисту активно влиять на поведение человека, стимулировать его к позитивным действиям, поступкам или предупреждать нежелательные.

Четвертую группу составляют методы организации дея­тельности и поведения (поручения, задания, упражнения, при­учение, создание специальных воспитывающих ситуаций), кото­рые в комплексе формируют навыки общественно одобряемого образа жизни.

Итак, педагогические методы в социальной работе независимо от того, какой классификации специалист отдает предпочтение, направлены на решение проблем целостной личности, стимули­рование собственной активности клиента, мобилизацию его жиз­ненных ресурсов.

§ 2. Характеристика педагогических методов

Методы — сложнейший компонент педагогического процесса, инструмент формирования необходимых качеств личности, обога­щения ее опыта социально значимых отношений. Частным выра­жением метода является прием как актуализирующее действие в конкретных обстоятельствах. Правда, в реальном педагогическом процессе между приемом и методом нет четких границ. В то же время каждому методу в определенных условиях соответствует свой набор приемов педагогической деятельности.

В социально-педагогической литературе особое место отводит­ся методу убеждения, который выражается в эмоциональном разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения в новых ситуациях, в развитии чувств и со­знания личности. Результатом его воспитательного влияния на лич­ность становится собственная точка зрения человека на волную­щую его проблему.

Многие авторы считают психологической основой данного ме­тода принцип опережающего отражения в сознании личности тех действий и поступков, которые в будущем ей придется реализо­

 

вывать. Опережающее отражение поведения базируется на приоб­ретенном опыте и глубоком знании норм и правил общественно полезной деятельности.

Метод убеждения требует от специалиста высокого профессио­нального мастерства. В частности, он должен знать возрастные осо­бенности клиента, закономерности формирования и обогащения его социального опыта, диагностировать уровень развития само­сознания и выявлять положение в системе межличностных отно­шений, видеть и учитывать трудности, определять перспективы, поддерживать, закреплять достижения, находить способы оказа­ния адресной помощи.

Метод убеждения представляет собой интеллектуально-эмоцио- нальное воздействие на сознание, чувства, волю человека, осно­ванное на логике, поэтому его использование требует от социаль­ного работника больших временных затрат, владения разнообраз­ными сведениями, ораторским искусством.

К методам, которые конкретизируют сложные социальные нор­мы и понятия, относят таюке этический рассказ, этическую бесе­ду, диспут.

Этический рассказ чаще используют в работе со школьниками, чтобы вызывать у них положительные нравственные чувства, фор­мировать образец идеального поведения.

Этическая беседа как метод привлечения клиента к обсужде­нию, анализу и выработке нравственных оценок призвана помочь ему осмыслить повседневный опыт,- расширить представления о нравственных мотивах, руководящих поступками людей, глубже вникать в сущность поведения других, адекватно ситуации оцени­вать собственные действия.

Диспут мобилизует активность конкретного человека при ори­ентировании его в выборе соответствующих норм и правил пове­дения. Большие нравственные проблемы, которые находятся в цен­тре обсуждения на диспутах, позволяют стимулировать размышле­ния клиента о сущности и характере нравственных требований, принципов, об особенностях связей между ситуацией, условия­ми, собственными поступками и их реальными последствиями.

Каждый из названных методов в состоянии реализовать свой по­тенциал, если соблюдаются определенные допущения и ограниче­ния. Например, рассказ на этическую тему требует учета настрое­ния слушателя, умения создавать эмоциональность обстановки, т.е. целесообразно использовать музыку, иллюстрации, технические средства. Этическая беседа в свою очередь предполагает разнообразие форм включения клиента в обсуждение, обращенность к проблеме, поступку (а не конкретной личности), избегания категоричности умозаключений, оценок со стороны социального работника.

Диспут — более сложный способ взаимодействия специалиста и клиента, поэтому требует тщательной подготовки со стороны орга­

 

низатора (не только продуманности методической цепочки, но и отбора темы, проблемы для диалога). Главная забота того, кто прово­дит диспут, — добиться желания клиента продолжить разговор.

Одним из эффективных педагогических методов социальной работы, позволяющих сформировать у клиента необходимые со­циальные привычки, укрепить их, является упражнение, которое чаще всего трактуется как многократное повторение действий и поступков в целях их образования и закрепления. В процессе ис­пользования социальным работником метода упражнения практи­куются: показ необходимых способов деятельности; организация первоначального воспроизводства образцов поведения в рамках пред­ложенного алгоритма; подкрепление желания повторить отдель­ные (менее удачно выполняемые) действия с целью их совершен­ствования; последующие тренировки для закрепления необходи­мых способов деятельности; приучение к самоконтролю на опре­деленных этапах освоения действий; создание разнообразных си­туаций, в том числе и нестандартных, которые могут потребовать совершения отрабатываемых действий, расширяют горизонты при­менения полученных клиентом умений и навыков.

Для того чтобы метод упражнения успешно решал свои задачи, следует помнить о необходимости более частого повторения дей­ствий на начальной стадии работы, об обязательном напомина­нии последовательности шагов, о чередовании успеха и проверки качества сформированного действия через ситуации проб. В то же время не следует пренебрегать чувством меры. Поэтому если кли­енту не ясен смысл действий, необходимо разъяснить важность овладения конкретными действиями для решения проблемы и от­работать точность их выполнения. Именно эти условия будут га­рантировать, что в будущем человек окажется в состоянии с их помощью самостоятельно организовывать свою деятельность, вы­страивать свои отношения с окружающими, решать свои жизнен­ные проблемы.

Формирование опыта действовать особенно эффективно в игре, как в сюжетно-ролевой, социально-ориентирующей, так и в ими­тационной. Следовательно, специалист может включать игры в программу собственной деятельности.

Методы убеждения и упражнения тесно связаны с примером, как образцом поведения других людей, с конкретизацией для кли­ента сложных этических и социальных понятий, вариантов пове­дения.

Психолого-педагогической основой влияния на личность поло­жительного примера является подражательность, стремление ко­пировать в собственных действиях поступки других, значимых, лиц (идеальных, реальных, виртуальных). Наблюдая, анализируя, ре­конструируя образцы поведения других, человек делает для себя выводы о значимости, желательности, достоинстве тех или иных

 

поступков, постигает сущность социальных, нравственных отно­шений, открывает для себя новые свойства в привычных явлени­ях, новые грани в повседневности.

Важно, чтобы специалист по социальной работе, социальной педагогике, используя положительный пример в своей деятельно­сти, обращал внимание на возраст клиента, уровень его знаний, характер жизненного опыта, особенности предпочтений. Нежела­тельно забывать и о том, что пример как образец действия тесно связан с другими методами педагогического воздействия и может использоваться в убеждении, упражнении. Кроме того, желая сфор­мировать у клиента тот или иной способ поведения, характер дея­тельности в конкретной ситуации, любой специалист может ис­пользовать и собственные действия как образец для подражания.

Среди педагогических методов, которые выполняют побужда­ющую и запрещающую функции, особое место отводится методу требования.

Требование — способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улуч­шение поведения, обогащение опыта. Требование имеет большую силу воздействия на личность, так как помогает человеку осознать и пережить противоречия между наличным и необходимым уров­нем развития, между интуитивным и осмысленным действием.

Педагогическое требование как метод влияния на личность мо­жет иметь разное назначение: выражать нормы общественного по­ведения или способствовать приобщению человека к новым жиз­ненным отношениям; уточнять или обогащать социальный опыт клиента, представлять собой реальную задачу, которую необходи­мо выполнить в процессе определенной деятельности; обеспечи­вать организацию жизнедеятельности человека, помогая ему при­нять адекватное ситуации решение, подсказывая нужное действие.

Формы предъявления требования могут быть разными: а) пря­мыми (приказания, указания), которые предъявляются решитель­ным тоном, носят деловой, инструктивный характер, и косвенными (совет, намек, просьба), которые апеллируют к мотивам самого человека и являются ненасильственными по своей сути; б) инди­видуальными и коллективными; в) побуждающими к действию (просьба, задание, приказ) и запрещающими (запрет, ограни­чение).

Назначение данного метода заключается в том, чтобы специа­лист оперативно отреагировал на поведение клиента и своевре­менно вносил в содержание программы его действий желаемые изменения.

Еще одним инструментом прикосновения к личности считает­ся воспитывающая ситуация, которую определяют как совокуп­ность внешних условий и факторов, действующих на человека и определяющих его деятельность наряду с субъективными условия­

 

ми. Воспитывающие ситуации — это сложившиеся обстоятельства, которые заполняют жизнь человека и оказывают существенное влияние на его жизненную позицию.

По мнению Г. И. Щукиной, которая данный педагогический метод относит к методам формирования положительного опыта поведения, таковыми являются ситуации соревнования, органи­зованного дежурства, длительных общественных поручений, иг­ровые и специальные. Главный стержень данного педагогического метода заключается не только в вооружении человека необходи­мыми способами деятельности и поведения, но и в развитии мно­гообразных отношений между участниками общения и общих дел.

Особое внимание в работе специалиста социальной сферы тре­буют так называемые специальные ситуации, к которым относятся возникающие в процессе выполнения специальных психологиче­ских упражнений, создания обстановки взаимодействия в повсе­дневной жизни, организации процесса совместного обучения или труда разных людей. Эти ситуации позволяют сформировать но­вые, внести коррективы в имеющиеся социальные навыки, спо­собствуют развитию умения работать в команде, решать собствен­ные проблемы.

Совместная с клиентом деятельность в педагогической регули­руемой ситуации позволяет специалисту соединять прошлые и настоящие ценности, связывать между собой чувства и мораль, учат быть более терпимыми, гибкими, внимательными, владеть простыми жизненными принципами.

Своеобразные педагогические ситуации используют, например, когда нужно помочь человеку ощутить единение с другими; все­лить надежду; показать, что значит уважение; научить принимать самостоятельно и в группе решения; помочь ясно мыслить, анали­зировать обстоятельства жизни; справляться со своими страхами; жить без насилия; развивать сильные стороны своей личности и минимизировать слабые1. Специальные ситуации, решающие та­йне задачи в социальной сфере, могут быть созданы в любом виде деятельности (трудовой, учебной, познавательной, спортивной, художественной, общественно полезной и др.).

В общей системе педагогических ситуаций важное место зани­мают специальные ситуации нравственного характера: рассчитан­ные на проявление глубоких нравственных переживаний; побуж­дающие к нравственным поступкам; носящие характер нравствен­ных коллизий; представляющие собой конфликтные ситуации нрав­ственного содержания.

В работе специалиста по социальным вопросам могут использо­ваться и ситуации-установки, в которых закладываются основы ответственного поведения подопечных, их исполнительности и

1 См.: Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать? — М., 1999.

 

самостоятельности, разъясняется смысл общественных требований, необходимых (ожидаемых) действий. Педагогически грамотное использование такого рода ситуаций социальным работником по­зволяет инициировать активность клиента в осознании проблем и осуществлении нравственного выбора.

Ряд педагогических методов стимулирует изменения в поведе­нии личности, характере и содержании ее социального опыта, способствует коррекции действий и поступков. Это — поощрение, поручение, соревнование, наказание. К ним специалисты обраща­ются в том случае, если хотят поддержать, усилить положитель­ные побуждения и ослабить, затормозить отрицательные.

Метод поощрения означает одобрение, признание, положитель­ную оценку поведения или качества личности клиента, результа­тов его поступков. На практике он осуществляется при помощи такого комплекса приемов, как похвала, благодарность, подчер­кивание достижений, успехов, награждение. Психологической основой реализации данного метода выступают внутренние пере­живания, чувство удовлетворения у клиента, стремление к улуч­шению своего опыта и личностных качеств, повышению своего социального статуса.

Побуждая человека к оценке результатов собственной дея­тельности, анализу поступков, их последствиям, обдумыванию обстоятельств и условий, обеспечивающих умение сопротивлять­ся соблазнам, требовательно относиться к себе, социальный ра­ботник вселяет уверенность клиента в правильности этих действий, рождает желание двигаться дальше в своем жизненном самоопре­делении.

Наказание выражается в предостережении, осуждении, неодоб­рении, отрицательной оценке действий и поступков личности, противоречащих нормам и правилам социального поведения. Его приемы: замечание, выговор, внушение, исключение, изоляция, лишение и др. Использование данного метода предполагает опре­деленные действия специалистов: анализ неблаговидного поступ­ка, оценку меры нарушения допустимого поведения, нахождение способа ликвидации возникшего противоречия, способа закреп­ления достигнутого результата.

Признавая правомерность использования поощрения и нака­зания в деятельности социального работника, не следует пре­увеличивать их значение, так как неразумное применение может принести больше вреда, чем пользы. Это замечание относится и к методам соревнования, поручения. Поэтому их относят к вспо­могательным педагогическим методам, которые усиливают по­тенциал других, помогая решению намеченных задач. Таким обра­зом, знание потенциалов каждого педагогического метода, уме­ние пользоваться ими будут способствовать действенности ока­занной помощи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...