Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента




Индивидуальные особенности клиента — основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом лич­ности человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию, стрем­ление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессиона­лизм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порож­дают иждивенчество.

Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, кото­рый уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы огра­ничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, пони­мание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребно­сти, способности.

Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при

 

осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, до­суговой и т. д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) форми­рует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мо­тивация — способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шка­лы оценки потребности в достижении цели. Многочисленные ис­следования показали взаимосвязь между уровнем мотивации дости­жения и успехом в жизнедеятельности. Люди, обладающие высо­ким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получа­ют удовольствие от решения сложных задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы — теста- опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек стре­мится в большей степени заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобре­ния можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений.

Изучение потребностей клиента осуществляется с помощью метода интервью. Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в роли заинтересо­ванного слушателя, его активность направлена на то, чтобы по­нять содержание, логику изложения, вникнуть в существо пробле­мы. Клиент сам определяет свои потребности и обосновывает их значимость. В процессе интервью выявляется отношение клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям или соб­ственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас возникают после выполнения работы?

В процессе диалога клиент становится более активным и само­стоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с помощью вопросов. У клиента возникает осознание значимости собственной деятельности, появляется но­вый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.

Реализуя свои способности в процессе деятельности, клиент достигает определенного успеха и может преодолеть сложную жиз­ненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я. Л. Коломен­ского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкет­ного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы. В ка­кой сфере вы считаете возможным применение своих способно­стей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружа­

 

ющих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профес­сия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?

Результат социальной диагностики — основа для разработки методов реабилитации клиента, которая характеризует степень его активности в преодолении жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные ресурсы являются:

·модальность самооценки (положительная —отрицательная), степень самопринятия (характер самоотношения);

·степень самостоятельности в принятии решения, уровень сфор- мулированности умения совершать осознанный выбор в проблем­ных ситуациях;

·уровень значимости успеха собственной деятельности;

·степень личной активности в совместной деятельности;

·степень осознания саморегуляции (произвольности собствен­ного поведения);

·степень включения в коммуникацию с окружающими, со­блюдение норм и правил общения, уровень развития умений об­щаться, владение способами вступления в контакт, поддержание общения;

·уровень понимания собственной ответственности за свои по­ступки;

·уровень соблюдения норм и правил личной гигиены, степень овладения умениями самообслуживания, уровень развития быто­вых умений.

На основании данных критериев проводится исследование ин­дивидуальных особенностей личности, осуществляется социальная диагностика клиентов в процессе совместной деятельности со спе­циалистом по социальной работе (консультирование, индивиду­альная беседа, социальный тренинг, коллективное творчество). Таким образом, социальная диагностика способствует выявлению и созданию условий для развития необходимых качеств и умений.

Вопросы и задания для самоконтроля

1.В чем сущность социальной диагностики?

2.Что входит в понятие объекта социальной диагностики?

3.Какие критерии берутся за основу при социальной диагностике клиента?

4.Назовите известные вам методы социальной диагностики.

Рекомендуемая литература

Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

Кондаков И. М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование струк­туры и личностного контекста локуса контроля // Психологический жур­нал. — Т. 16. — № 2.

 

Krampen G. TPC — Fragenbogen zu Kontrolluberzeugungen. — Gottingen, 1981.

Осухова H. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кри­зисной ситуации // Школьный психолог. — 2001. — № 31.

Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочетова. — Минск, 1987.

Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. — М., 1997.

Реан А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса конт­роля личности // Психологический журнал. — 1998. — Т. 19. — № 4.

Энциклопедия психологических тестов. — М., 1999.

ГЛАВА 16

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...