Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 3: Сертификация продукции




Сертификация - действие удостоверяющее по средством сертификата (или знака соответствия), что изделие или услуга отвечают требованиям определенных стандартов или техническим условиям.

Сертификат (сертификат соответствия) - документ, выдаваемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу

Знак соответствия - защищенный в установленном порядок, применяемый или выданный в соответствии с правилами сертификации, указывающий что обеспечивается уверенность в том, что (см сертификацию).

 

В зависимости от статуса система сертификации может быть обязательной или факультативной.

 

Обязательная - в случаях, когда стандарты в законодательном порядке становятся обязательными к применению. В большинстве стран область обязательных к применению стандартов ограничен требованиями к следующим объектам.

 

охрана окружающей Среды

безопасность людей

сохранность имущества

здравоохранение

 

В отдельных случаях для некоторых видов продукции или деятельности обязательными могут быть требования: по удельному потреблению электроэнергии, по взаимозаменяемости и технической совместимости.

 

Факультативный характер - речь идет не об обязательных требованиях, предприятие само решает, исходя из требований конкуренции и саморекламы проводить сертификацию или не производить.

 

В конечном итоге введение сертификации обеспечивает следующие преимущества:

 

повышает доверие к качеству изделий, экспортируемых в другие страны.

 

предотвращает импорт в страну изделий не соответствующих требуемому уровню качества.

 

снижает импорт аналогичных изделий

 

упрощает выбор продукции потребителя

 

защищает изготовителя от конкуренции с поставщиками не сертифицированной продукции и обеспечивает ему рекламу и рынок сбыта

 

улучшает качество стандартов путем выявления в них устаревших положений и стимулирует переработку этих стандартов.

 

Сертификация делиться на:

1. Само сертификацию – все мероприятия по обеспечению в соответствии с продукцией требований к стандартам, проводится под полную ответственность предприятий изготовителей

2. Сертификация 3-ей стороной – предусматривает участие в сертификации сторонних организаций, которые оценивают и подтверждают правильность проводимых мероприятий, осуществляют испытания образцов продукции, а также надзор за состоянием производства. 3-я сторона – лицо, или оран, признанные независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе.

 

Системы сертификации создаются на 3 уровнях:

- на международном

Базируются на международных стандартах и технических условиях.

- региональном

Примером являются страны ЕЭС, страны скандинавского региона. Основана на базе международных стандартов.

- национальном

 

Основан на национальных стандартах.

На международном уровне вопросами сертификации занимаются такие организации, как ИСО, МЭК и ЛАК (международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий).

 

При ИСО и МЭК функционирует специальный комитет, занимающейся вопросами сертификации, в частности, в ИСО функционирует комитет по оценке соответствия (КАСКО).

 

Развитие работ по международной сертификации предусматривает выполнение целого комплекса мероприятий:

1. Принятие соответствующего нормативно-технических документов в качестве национальных.

2. Взаимное признание странами-участниками проверок качества продукции требования нормативно-техническим документам (НТД).

3. Взаимное признание испытаний и правила работы национальных организаций по сертификации.

4. Взаимное признание национальных сертификатов и национальных знаков соответствия.

 

Во всех странах-участниках международной системы создаются национальные головные организации по сертификации, национальные службы проверки, независимые испытательные лаборатории.

Основной задачей головной организации является организация разработки и внедрения соответствующих НТД, организация проведения сертификации, выдача сертификатов.

 

В РФ эту функцию выполняет ГОССТАНДАРТ.

 

Основной задачей службы надзора является осуществление практической работы по проведению сертификации на предприятии (принятие заявок, организация проведения испытаний).

Испытательные лаборатории – независимые испытательные подразделения, не подчиненные не изготовителю ни потребителю, располагающие необходимыми техническими средствами и подготовкой для проведения испытаний определенных изделий.

 

Первым опытом по международной сертификации является сертификация изделий электронной техники.

МСС ИЭТ МЭК – международная система сертификации изделий электронной техники по МЭК.

В 1990 г., в МССИЭТМЭК входило 13 членов, в т.ч. СССР, США, Франция, Англия, Япония.

 

Условия, при которых эффективно проведение сертификации:

1. Отсутствие монополизма среди производителей.

2. Наличие законодательства об ответственности изготовителя за качество товара.

Наличие эффективной информационной системы о качестве товаров.

3. Наличие нормативной базы с требованиями качества продукции.

4. Наличие системы воздействия на производителей некачественной продукции.

 

В рамках ЕЭС создана информационная, которая любому участнику отвечает на вопросы:

 

1. Существует ли система сертификации на данную продукцию, какова степень обязательности, правила и порядок сертификации.

2. Что обозначает данный знак соответствия, какой уровень эксплуатационной безопасности.

3. Существуют ли для данного вида изделий аналоги, прошедшие сертификацию.

4. Какие изделия не прошли сертификацию.

 

В США с 1936 г. действует союз потребителей США, насчитывающий более 5 млн. членов. Членами союза автоматически становиться каждый, кто выписывает журнал «Сообщение потребителям».

В структуре союза создана специальная техническая группа, осуществляющая тестирование продукции в различных испытательных лабораториях.

Работа групп строится так, чтобы в каждом номере содержалась интересующая потребителей информация. Закупаются товары для испытаний анонимно, в различных штатах за наличные 2 раза в год. Для сотрудников союза проводятся аукционы.

В международной практике применяются различные системы сертификации, в зависимости от объема и содержания производимых при сертификации работ.

 

Виды систем сертификации

 

Система сертификации Вид процедуры сертификации
  Аттестация предприятия Оценка организации контрольных испытаний Типовые испытания образцов продукции в исп. лаб. Последующий контроль качества
        Образец взят с торговли Образец взят с производства Надзор за системой управления качеством (СУК)
  - - + - - -
  - - + + - -
  - - + - + -
  - - + + + -
  + - + + + +
  + + - - - -
  - - на выборку - - -
  - - 100% проходят типовые испытания - - -

 

5-ый вид сертификации является наиболее современным и используемым в международной системе.

 

В общем виде работы по сертификации заключаются в:

1. Подготовительная часть работы.

1.1. Составление действующих технических условий (ТУ) на сертифицируемые изделия с соответствующими НТД, устанавливающие требования к сертификации

1.2. Привидение действующих ТУ в соответствие с требованиями.

1.3. Анализ и оценка состояния производственного процесса на способность выпускать продукцию по скорректированным ТУ.

1.4. Осуществляется модернизация производства при необходимости.

1.5. Проведение аттестации пп (производства).

2. Проведение сертификации.

3. Контроль выполнения сертификационных требований в процессе производства и эксплуатации.

Объектами сертификации, помимо продукции, м.б. состояние производства, система управления качеством.

 

 

Тема:

Основное содержание и структура международных стандартов ИСО 9000.

 

Построение, содержание ИСО 9000 исходит из того, что в области качества перед пп стоят 3 задачи:

1. достигнуть и поддерживать качество продукции или услуг на уровне, обеспечивающим постоянное удовлетворение установленным требованиям потребителя.

2. обеспечить руководству пп уверенность, что намеченные качества достигнуты и поддерживаются на заданном уровне.

- внутренне обеспечение качества.

3. обеспечивать потребителю уверенность в том, что качество достигнуто и будет поддерживаться в процессе поставки.

- внешнее обеспечение качества.

 

Комплекс стандартов ИСО 9000 состоит из 6 стандартов.

1. квалификация персонала, обеспеченность трудовыми ресурсами;

2. типов и объемов производства, особенностями технологических процессов.

Организационная структура включает распределение функций, прав, обязанностей и ответственности в системе качества.

Общее руководство и ответственность по обеспечению качества несет руководитель фирмы.

Для организации методического руководства, контроля за функционированием всех подсистем предприятия, на предприятии д.б. создана служба качества во главе с заместителем руководителя предприятия по качеству (вице-президент по качеству, зам. ген. директор по качеству).

 

Лекция №

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...