Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конспекты лекций по дисциплине




«Технологии Internet (Web-мастерство)»

ЛЕКЦИЯ 1. Сетевая среда. Определение web-дизайна. Базовые технологии Интернет. (2 часа)

 

Большинство дискуссий относительно Web-дизайна, как правило, быстро уходит от своей основной темы, т. к. этот термин разные люди понимают по-своему. Хотя каждый имеет некоторое представление о том, что такое Web-дизайн, лишь немногие способны дать ему точное определение.

Пять областей охватывают основные аспекты Web-дизайна.

Содержимое. Сюда входят форма и организация содержимого сайта. Воз­можный диапазон — от того, как написан текст до того, как он организо­ван, представлен и структурирован с помощью технологии разметки, та­кой как HTML.

Зрительные образы. Это относится к компоновке экранного пространства на сайте. Эта компоновка обычно создается с помощью HTML, CSS или даже Flash и может включать графические элементы, выполняющие функции украшения или навигации. Визуальная сторона сайта — это наиболее очевидный аспект Web-дизайна, но не единственная, и не са­мая важная, сторона дисциплины.

Технология Хотя применение разнообразных базовых Web-технологий вроде HTML или CSS попадает в эту категорию, под технологией в этом контексте чаще подразумеваются различные интерактивные элементы сайта, в особенности созданные с использованием программных методов Это могут быть элементы в диапазоне от языков сценариев, работающих на стороне клиента, наподобие JavaScript, до серверных приложений, та­ких как Java-апплеты.

Доставка. Скорость и безотказность доставки сайта по сети Internet или внутренней корпоративной сети связаны с применяемым аппаратным/
программным обеспечением и задействованной сетевой архитектурой

Назначение Причина, по которой сайт существует, часто связанная с экономическими вопросами, вероятно, является наиболее важной частью Web-дизайна Этот элемент следует учитывать при принятии любых ре­шений, затрагивающих другие области.


Пирамида Web-дизайна

Все компоненты Web-дизайна можно представить через метафору Web-пирамиды, показанной на рисунке. Содержимое это кирпичи, составляю­щие пирамиду, а фундамент прочно покоится на зрительных образах и тех­нологии, при этом в значительной степени основываясь на экономике, благодаря которой нашим проектом стоит заниматься

Как Web-дизайнеры, мы пытаемся тщательно планировать наши сайты, однако конструировать их сложно Дюны Web-технологии делают строи­тельство нашего сайта сложной задачей; для ее выполнения необходимы коллективная работа и устойчивое понимание сетевой среды Даже если мы специалисты, способные создать красивый и функциональный Web-сайт, наши пользователи могут посмотреть на наше прекрасное создание с замешательством. Дизайнеры, или их работодатели, часто больше времени тратят на обдумывание собственных нужд и желаний, чем чаяний посетителей их сайта.

Рисунок 1.2. Пирамида web-дизайна

 

Хотя уровень проблем, связанных с Web-разработкой, отличается от того, с которым сталкивались древние египтяне, все же создать функциональный, привлекательный Web-сайт, который может выдержать испытание Internet-временем, безусловно, непросто. Пирамида позволяет дизайнерам с легко­стью представить все стороны Web-дизайна в их взаимодействии, но не мо­жет предложить почти ничего, чтобы обеспечить более глубокое понимание сетевой среды.

Сетевая среда

Несмотря на то, что аналогия с Web-пирамидой — это очень отвлеченный способ описания Web-дизайна, это полезное средство демонстрации взаи­модействия различных компонентов здания Internet. Более практичным ва­риантом размышления о Web-дизайне представляется обсуждение разнооб­разных составных частей сетевой среды, показанных на рис. 1.2.

 

 

 

Рисунок 1.2. Компоненты сетевой среды

 

Сегодняшние Web-сайты, в основном, относятся к базовой модели сетевого клиент-серверного программирования с тремя общими элементами.

Сторона сервера. Сюда входят аппаратное и программное обеспечение Web-сервера, а также программные элементы и встроенные технологии. Диапазон этих технологий простирается от простых программ CGI, на­писанных на PERL, до комплексных многозвенных приложений на ос­нове Java; здесь же учитываются прикладные технологии, например —
серверы баз данных, которые могут обеспечивать поддержку Web-сайта.

Сторона клиента. Сторона клиента связана с Web-браузером и поддер­живаемыми им технологиями, такими как языки HTML, CSS и JavaScript, элементы управления ActiveX и сменные модули Netscape, ко­
торые используются для создания представления страницы или обеспе­чения интерактивных функций.

Сеть. Сеть характеризует различные элементы связности, предназначен­
ные для доставки Web-сайта пользователю. Такими элементами могут
быть различные сети в общедоступной части сети Internet или частные
соединения внутри корпорации, которые зачастую называются внутрен­ней сетью.

Детальное понимание технических аспектов сетевой среды, включая сетевой компонент, имеет огромное значение для квалификации Web-дизайнера, и в большей части этой книги значительное внимание будет уделено этим дета­лям. Схема Web-пирамиды вновь напоминает нам о важности пользователь­ского компонента, т. к. на самом деле Web-дизайн представляет собой род деятельности, связанный с сетевым программированием и определенными вопросами пользовательской направленности.

Web-сайты используются как механизм общения между владельцами сайта и его пользователями, а иногда — между самими пользователями. Владельцы сайтов обычно ставят задачу и определяют основные правила взаимодейст­вия, в то время как пользователи — это те люди, что посещают сайт и пы­таются пользоваться представленным на нем содержимым или его возмож­ностями. Канал связи между владельцем сайта и его посетителем может изменяться. Зачастую владельцы сайтов предоставляют пользователям ин­формацию для ее потребления, делая из этого отчасти одностороннее взаи­модействие.

Типы Web-сайтов

Пользователи имеют тенденцию к тому, чтобы обсуждать Web-сайты, а сле­довательно — и дизайн Web-сайтов, по назначению сайта или по его внеш­нему виду. Важно уметь характеризовать сайты именно таким образом; впрочем, есть множество других способов их категоризации. Хотя возмож­ные категории сайтов могут показаться бесконечными, мы можем, ничем не рискуя, сгруппировать сайты несколькими общими способами. Начнем с отвлеченных классификаций, а затем перейдем к зрительным.

Отвлеченные классификации

Для начала определитесь с тем, ориентирован ли сайт на получение инфор­мации или на выполнение задачи. Иногда мы можем характеризовать это разграничение как различие между документо-ориентированным и про­блемно-ориентированным сайтами.

Документо-ориентированные, или информационные сайты предоставляют пользователям информацию, но при этом обеспечивают очень ограниченный уровень интерактивности (кроме наделения пользователя возможностями просмотра, поиска или сортировки представленной информации)

Прикладные, или проблемно-ориентированные сайты позволяют пользователю взаимодействовать с информацией или вы­полнять какую-либо задачу, например, перевод денежных средств с банков­ского счета или покупка нового свитера. На гибридных сайтах есть понем­ногу от обеих функций; по мере того как разделительная черта между информацией и прикладной задачей размывается, этот тип сайтов становится все более распространенным.

Такая отвлеченная классификация предполагает, что существует переход от более документо- или печатно-ориентированных Web-сайтов к более инте­рактивным программным Web-сайтам. Это действительно так; точка пересе­чения между этими двумя философскими "лагерями" является источником серьезных разногласий — и нововведений — в сообществе Web-дизайнеров.

Другой способ, которым мы можем воспользоваться для классификации сайтов, — рассортировать их по нескольким широким категориям.

Информационные сайты. На таких сайтах представлена информация по
конкретной теме или об определенной организации ("буклетное обеспечение"). Это самые распространенные в сети Internet Web-сайты; с течением времени они зачастую перенимают некоторые черты других категорий сайтов.

Операционные сайты. Сайтом такого типа можно воспользоваться с целью выполнения какой-либо операции или задачи. В эту категорию входят сайты, занятые в электронной коммерции.

Сайты сообществ. На этих сайтах представлена информация или средст­ва, связанные с осуществлением операций, но упор делается на взаимо­действие между посетителями. Сайты, основанные на сообществах, имеют тенденцию к фокусированию на конкретной теме или человеке; они
поощряют взаимодействие между сходно мыслящими личностями.

Развлекательные сайты. Эти сайты создаются для игр или некоего занимательного взаимодействия, для которого могут употребляться элементы
операционного, информационного типов и сайтов сообществ.

Прочие сайты. В эту категорию входят художественные или эксперимен­тальные сайты, личные Web-пространства, такие как Web-журналы (так­
же называемые blogs), а также сайты, которые могут не следовать обще­
принятым Web-соглашениям или не иметь четко определенного эконо­мического назначения.

Кроме этого, можно сгруппировать сайты на основе организаций, которые поддерживают или в каком-то смысле платят за сайт. В рамках этого типа классификации мы усматриваем пять основных групп.

Коммерческие сайты. Сайт из этой группы создается и поддерживается
организацией или индивидуумом для получения коммерческой выгоды —
либо напрямую посредством электронной коммерции, либо косвенно че­рез стимулирование приобретения товаров или услуг вне Internet.

Правительственные сайты. Вышестоящим органом по отношению к такому сайту в конечном итоге является правительственная организация, а
назначением сайта является удовлетворение какой-либо общественной
или правовой потребности.

Образовательные сайты. Сайт такого типа курирует некое образовательное учреждение (возможно, имеющее отношение к правительственным
органам); он используется для обеспечения образовательных или иссле­довательских задач.

Филантропические сайты. Филантропический сайт существует с целью
продвижения целей некоммерческой организации или благотворительной
деятельности частного лица или организации.

Персональные сайты. Такой сайт существует исключительно по усмотре­нию некоего человека или группы людей по любым причинам, обычно
являясь плодом выплеска творческой энергии или формой самовыраже­ния личности.

Классификация может оказаться сложной задачей. К примеру, образова­тельные сайты на самом деле могут попадать в категорию правительствен­ных. Некоторые сайты из категории персональных могут, вероятно, принад­лежать к группе филантропических или коммерческих — в зависимости от причины, по которой человек берется за создание сайта. Теперь мы перей­дем к более зримым характеристикам сайтов и рассмотрим несколько при­меров категорий сайтов, часто встречающихся в Internet.

Визуальные классификации

Группируя сайты по визуальному признаку, мы сталкиваемся с диапазоном, на одной стороне которого — сайты, которые в более значительной степени основываются на текстовом содержимом, а на другой — те, что больше фо­кусируются на графическом представлении или изображениях. В Internet есть четыре наиболее распространенных дизайнерских школы.

Тексто-ориентированные сайты. Такие сайты проектируются с упором на
текстовое содержимое. Они относительно лег­ковесны, без труда загружаются, а их дизайн слегка минималистичен.

Сайты в стиле GUI. На этих сайтах соблюдаются некоторые соглашения, связанные с графическим пользовательским интерфейсом (GUI — graphi­cal user interface), взятые из проектирования программного обеспечения, например выровненные кверху строки меню, пиктограммы и всплываю­щие окна. Среди GUI-ориентированных сайтов есть и простые GUI-компоненты, добавляемые по большей части в тексто-ориентированные сайты, и полнофункциональные Web-приложения со специальными эле­ментами пользовательского интерфейса.

Метафорические сайты. Метафорические сайты черпают идеи из "реальной жизни". К примеру, в дизайне и навигации сайта, посвященного автомоби­лям, могут быть задействованы приборная панель и рулевое колесо.

Экспериментальные сайты. На таких сайтах нередко задействуются творчество, новаторство и даже хаотичность

 

Рисунок 1.3. номенклатура web-сайтов

 

 

Таким образом, мы приходим к более четкому определению web-дизайна.

Web-дизайн — это мультидисциплинарная область деятельности, относящаяся к планированию и производству Web-сайтов, которое включает (но не исчерпы­вается) техническую разработку, структурирование информации, визуальный дизайн и доставку по сети.

Так как Web-дизайн охватывает такое количество дисциплин, зачастую уме­стно заимствовать идеи и теории из областей деятельности, которые имеют к нему отношение. Действительно, именно это мы и делали уже на самых первых страницах этой книги. Впрочем, некоторые люди чрезмерно привле­кают этот подход, разрабатывая свои сайты в манере, аналогичной печатным изданиям, или перенимая столь много соглашений, связанных с программ­ным графическим пользовательским интерфейсом, что сам пользователь сбивается с толку. Хотя Web-дизайн много чего заимствует из других облас­тей дизайна, существуют и значительные различия. К примеру, среда очень отличается от печати, поскольку в ней обеспечена большая функциональ­ность — как и в программном обеспечении. В то же время вопросы, связан­ные с доставкой, и смысл содержимого делают Web-сайты отличными от традиционных программных приложений. Web-дизайн — это не просто за­имствование старых идей. Это нечто совершенно новое.

Практичность

Каждый человек имеет свое собственное, хотя и весьма смутное представле­ние о том, какой смысл следует вкладывать в понятие "практичность" (usability). Люди могут часами говорить о том, как именно должны выгля­деть Web-сайты, которые можно будет назвать дружественными пользовате­лям, интуитивно понятными или просто "практичными". Что же, в конце концов, конкретно подразумевается под практичностью чего бы то ни было? Во-первых, рассмотрим понятие практичности в связи с двумя сайтами электронной коммерции, торгующими книгами и предлагающими одинако­вые базовые функции. Оба сайта позволяют пользователям вести поиск конкретной книги или просмотр всех книг, чтобы найти нужную, читать информацию о книгах, приобретать книги и следить за своими заказами. Если два сайта предлагают одни и те же услуги, то можно сказать, что они имеют одинаковую полезность. Это означает, что у обоих сайтов примерно одинаковые возможности, другими словами, оба сайта могут выполнять од­ни и те же функции. Исходя из постулата о том, что сайты имеют сходный набор функций, вы, тем не менее, можете прийти к выводу о том, что ре­шать конкретную задачу на одном сайте может быть намного легче, чем ту же задачу на другом сайте. В таком случае можно вести речь о том, что пер­вый сайт представляется более практичным, чем второй. Однако же четко определить само понятие "практичность" по-прежнему достаточно трудно. Обратите внимание на следующее определение, адаптированное из стандар­та практичности, сформулированного ISO.

Практичность представляет собой степень, в которой сайт может быть исполь­зован заданной группой пользователей для достижения конкретных целей с эффективностью, результативностью и удовлетворением в рамках заданного контекста использования.

Рассмотрим каждую часть определения по отдельности. Прежде всего, обра­тите внимание на то, что, ведя речь о практичности, нам следует сразу вы­делить определенную группу пользователей. Всего лишь вспомните о том, что практичность в значительной мере разнится от одного пользователя к другому.

Помните также, что практичность обязательно должна соотноситься с кон-чретной задачей или задачами. Вам не следует рассматривать проблему практичности сайта с некой общей точки зрения. Напротив, изучайте во-ipoc практичности в контексте выполнения определенного задания, напри­мер, нахождения телефонного номера для контакта, заказа товара и т. д. В таком случае практичность будет определяться эффективностью, результа­тивностью процесса и удовлетворением, которое пользователь будет испы­тывать при попытке достижения указанных целей. Результативность определяет принципиальную возможность для пользователя достичь искомого ре­зультата. Если пользователь вообще не может достичь цели, ради которой он посетил сайт, или может получить только частичный результат, такой сайт уже нельзя назвать по-настояшему практичным.

Кроме того, практичность имеет отношение к эффективности. Если поль­зователи во время посещения сайта совершают большое количество оши­бок или вынуждены проделывать многие операции обходными путями, сайт тоже невозможно отнести к категории достаточно практичных и, на­конец, пользователи должны испытывать удовлетворение от достигнутых результатов.

Существует и множество других определений практичности Некоторые "профессионалы практичности" утверждают, что понятие "практичность" можно определить вполне четко и конкретно. Возможно, практичность мо­жет быть исчислена в виде времени, которое необходимо для успешного за­вершения типичного посещения сайта, а также числа ошибок, совершенных в ходе данного посещения. С точки зрения пользователя, которая может и не иметь решающего значения, принципиально лишь то, насколько он удовлетворен достигнутым результатом при решении конкретной задачи. Многие эксперты по практичности, такие как Якоб Нильсен (Jacob Nielsen; www.useit.com), предлагают собственные определения практичности, кото­рые, однако, весьма схожи с тем, что есть у ISO. Например, Нильсен пола­гает, что практичность сайта определяют следующие пять критериев:

□ легкость освоения;

□ запоминаемость;

□ эффективность использования;

□ надежность использования;

□ удовлетворение пользователя.

В соответствии с данным определением, сайт может называться практич­ным, если он прост в освоении, легко запоминается, эффективен в исполь­зовании (не требует больших затрат труда со стороны пользователей), наде­жен (в том смысле, что корректно работает и помогает пользователям решать необходимые задачи), и, кроме того, пользователь испытывает общее удовлетворение от посещения сайта. Однако все по-прежнему выглядит до­статочно нечетко, и конфликты в сфере практичности возникают очень лег­ко Например, сайт, который легко осваивается новичками, может оказаться крайне трудоемким в работе для опытного пользователя. Так как люди все-таки отличаются друг от друга и имеют различные уровни знаний и навыков работы с Web-сайтами, не все одинаково быстро согласятся с тем, что именно считать практичностью. Сайт, простой для одного пользователя, может быть очень трудным для другого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...