Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел IV. Психология социальных сообществ




Раздел III. Психология межличностного взаимодействия


 


9. Куницына В. Н. и др. Межличностное общение: Учебник для СПб., 2001.

10. Лабунская В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное
познание. Ростов-н/Д, 1999.

11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Межличностное общение: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001.

13. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Воронеж, 1995.

14. Ниренберг Д., Каперс Г. Читать человека — как книгу. М., 1990.

15. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л.: ЛГУ, 1979.

Познание и общение / Под ред. Б. Ф. Ломова и др. М., 1988.

17. Пронникое В. А., Ладанов И. Д. Язык мимики и жестов. М., 1998.

18. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-
шевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990.

19. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М., 1999.

20. Социальная психология: Учебное пособие / Отв. ред. А. Л. Журав­
лев. М.: ПЕР СЭ, 2002.

21. Штангль А. Язык тела. М., 1996.


Раздел IV

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ

СООБЩЕСТВ

Глава 4.1. Психология малых групп: основные понятия, структура, развитие, групповые феномены

Основные понятия: виды малых групп и критерии их различения

Малую группу можно определить как совокупность двух или более людей, непосредственно взаимодействующих друг с другом и разде­ляющих общие цели и нормы, которые направляют их активность. Многие другие, слегка отличающиеся определения, встречающиеся в психологической литературе, весьма многочисленны, нО большин­ство из них содержит ключевой элемент — социальное взаимодейст­вие, т. е. непосредственное взаимное влияние членов группы друг на друга.

Малая группа выполняет функции связующего звена в системе отношений «личность — общество». Статус социальной психологии как науки и ее специфика во многом определяются тем, что малая группа и групповые явления принадлежат к числу основных при­знаков определения предмета этой дисциплины. Человек осознает принадлежность к обществу, свои общественные интересы, через принадлежность к социальным группам и организациям, в которых °н участвует в общественной жизни. Малые группы играют важную Роль в~стаТГбвлёнйй"личности, ее социализации, являясь передаточ-Чьщ звеном идей, установок, ценностей и норм поведения, кото-РЬ1е существуют в обществе как целостной культурно-исторической системе.

В связи с этим вопрос о количественных границах малой груп-К позволяющих выделить ее в качестве специфической человече-


176


Раздел IV. Психология социальных сообществ


Психология малых групп: основные понятия,


177


 


ской общности в отличие от больших групп, в которых прямое: взаимодействие не возможно, является первостепенным. Исходя из] этого, по определению, главными качественными критериями_выде-ления малой труппы являются контактность 'ее членов — их воз-,| можность общаться, воспринимать, оценивать и воздействовать друг на друга; и ее целостность 'v— социально-психологическая и функ­циональная общность членов группы, позволяющая им осознавать и идентифицировать себя как единое целое. Критериями психоло­гической общности группы являются общность ценностных ориен­тации, мотивов, социальных установок и целей ее членов. Одним из проявлений положительной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность как тенденция к более позитив­ному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и бо­лее позитивной оценке ее членов по сравнению с членами других групп. Психологическая общность группы проявляется также через такие социально-психологические характеристики группы, как со­вместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологи­ческий климат и др. Обычно верхняя граница малой группы проле­гает между количеством от 20 до 30 человек, а нижняя — от 2 до 3 человек. Многие специалисты считают, что диаду необходимо вы­делять в особый вид группы, поскольку в ней проявляется специфи­ческое протекание социально-психологических явлений. В зависи­мости от характера групповой активности оптимальным размером малой группы принято считать 5—12 человек.

Группы большего размера обычно распадаются на более мелкие микрогруппы. В этой связи принято выделять первичные и вторич­ные группы. Первичная группа характеризуется малочисленностью состава, пространственной близостью ее членов, длительностью со­вместного существования, единством целей, добровольностью..вхо-] ждения в группу и неформальным групповым контролем. Термин «первичная группа» был введен в научный обиход в начале XX в. (Кули, 1909) для определения таких групп, которые «характеризуют­ся близким, лицом к лицу, сотрудничеством и контактом». Эти группы оказывают наибольшее влияние на формирование социаль­ных идеалов личности и первичны в том смысле, что в них индивид получает первый опыт социального единства и социализации. Пер­вичные группы в целом выполняют две функции: являются источ­ником формирования моральных норм личности и средством под­держки и стабилизации жизни взрослого человека.

В отличие от первичной группы, во вторичной группе люди опо­средованно связаны общей деятельностью по достижению обшей


цели. В социальных связях вторичного типа непосредственное взаи­модействие возможно, но оно может полностью или частично отсут­ствовать. Например/ рабочая бригада является первичной для ее чле-нов, И Коллектив предприятия в целом — вторичной группой, вклю­чающей в себя несколько первичных групп.

Большинству читателей знакомы разные типы таких групп, на-" пример супружеская пара, семья, спортивные и школьные группы, множество групп, выполняющих производственные задачи, прини­мающих решения или разрешающих определенные проблемы. Гру­бые оценки свидетельствуют, что обычно человек в современном обществе в конкретный период времени принадлежит к пяти или шести первичным и вторичным группам, а более 90 % всех сущест­вующих групп в обществе имеют пять или шесть членов. Изучением малых групп наиболее интенсивно занимались исследователи той отрасли социальной психологии, которая условно называется «груп­повая динамика» или «исследования малых групп».

Малые группы в социальной психологии являются основным объектом лабораторных исследований. Поэтому группы, специально создаваемые для решения научных задач, называют искусственными (или лабораторными, экспериментальными), в отличие от естест­венных групп, существующих независимо от воли исследователя. Психолог должен иметь четкое представление —- на каких объектах, в каких условиях (искусственных или естественных) проводятся ис­следования и в какой степени полученные результаты приложимы к объяснению психологических явлений в естественных социальных

группах.

Лабораторные группы, в свою очередь, делятся на контрольные и экспериментальные. В контрольной группе выполнение заданий происходит без воздействий изучаемого фактора. По условиям вы­полняемых задач в эксперименте деятельность контрольной группы не отличается от экспериментальной, подверженной воздействию изучаемого фактора — предполагаемой причины возможных изме­нений в деятельности группы. Выравнивание состава контрольной и экспериментальной групп и условий их деятельности является дос­таточно сложной задачей. Поэтому в экспериментальной социаль­ной психологии разработан ряд приемов выравнивания составов гРупп (попарный отбор, частотное выравнивание, выравнивание по квоте, рандомизация и их сочетание).

Среди естественных малых групп наиболее важным является их Деление на формальные и неформальные, которое стало широко при­меняться в социальной психологии и социологии после Хоторнских


экспериментов Э. Мэйо (20—30-е гг.). В этих экспериментах былц выявлены психологические характеристики рабочей бригады как; малой неформальной группы, спонтанно возникающей в формаль­ной организации промышленного предприятия. Основная функция неформальной группы состояла в защите работниками своих эконо­мических интересов (сохранение норм выработки,1 соответствующих неформальному групповому стандарту). В то же время была обнару, жена сильная зависимость индивидуальной производительности труда от межличностных отношений в бригаде.

Итак, формальная группа — это вид малой группы, членство и положение, поведение и взаимоотношения отдельных членов кото­рой регламентируются официальными правилами, предписаниями и договоренностями организации и социальных институтов. Отноше­ния в формальных группах характеризуются разделением функций, безличностью и договорностью, строго определенной свыше целью сотрудничества и рационализацией как индивидуальных, так и групповых функций. Формальная группа — это элемент социальной структуры общества (например, семья) или элемент его структурных подсистем (бригада, научная кафедра, воинское подразделение и т. д.). Формальными малыми группами являются прежде всего пер­вичные коллективы подразделений социальных организаций и ин­ститутов. Ведущей сферой активности и основным механизмом объ­единения людей в формальные группы является совместная дея­тельность. По отношению к индивидам, входящим в состав формальной группы, группа выступает внешним интеграционным фактором, не зависящим от их воли, желаний и эмоций и предпи­сывающим им определенные роли, функции и формы их исполне-. ния, а также предусматривает определенные нормы отношений и формы, критерии оценки деятельности, вознаграждения за труд и стимулирования его производительности. Межличностные отноше­ния в формальной группе устанавливаются внутри известных офи­циальных рамок.

Неформальная группа — это вид малой группы, возникающий в рамках формальной группы на основе межличностных отношений, общих интересов, потребностей в общении, понимании и взаимных симпатий. Организация отношений в неформальных группах харак­теризуется относительной независимостью от формальных структур, размытостью групповых целей и неформальным контролем, завися­щим от степени осознанности группового членства. В группе_са_мр_1. произвольно развивается система поведения, способствующая удов-


 

179

Психология малых групп: основные понятия,...

летворению потребностей ее членов. Неформальные группы могут образовываться как в рамках формальных групп, так и вне их.

Еще одним видом групп, в том числе и малых, хотя это и не обязательно, является так называемая референтная группа. Рефе­рентной для индивида группа становится тогда, когда групповые ценности, нормы и оценки становятся для него личностно значи­мыми. Поэтому референтной группой является любая реальная или воображаемая социальная группа, система норм, ценностей и уста­новок которой является-для индивида эталоном, с которым он соот­носит свое поведение.

.Исследования референтное™ в социальной психологии были. проведены в начале 40-х гг. американским социальным психологом Г. Хайменом, который впервые использовал термин «референтная группа». Хаймен установил, что на оценку статуса индивида в об­ществе в большой степени влияет то, с какими группами он срав­нивает себя, т. е. какие группы служат ему «рамками соотнесения». Вслед за Хайменом другие социальные психологи (Т. Нькжом, М. Шериф, Р. Хартли, Г. Келли и.др.) стали использовать этот тер­мин для обозначения вообще любой группы, с которой индивид соотносит свои установки. Так, М. Шериф, рассматривая влияние малых групп на поведение человека, предложил разделять их на два вида: группы членства, в составе которых числится данный инди­вид, и нечленские или референтные группы, членом которых инди­вид не является, но с нормами и ценностями которых соотносит свои взгляды и поведение. Позднее Р. Мертон и Т. Ньюком рас­пространили понятие референтной группы на групповые объедине-. ния, которые являются для индивида эталоном при его оценке соб­ственного социального положения, действий, взглядов и т. д. Рефе­рентной может быть как группа, к которой принадлежит данный индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.

Г. Келли предложил различать два типа референтных групп — нормативные и сравнительные. Нормативные -- это те группы, в которых индивид стремится получить и сохранить признание или стремится стать их членом. С этой целью он согласовывает свои ус­тановки и поведение с теми представителями этих групп, которые, с его точки зрения, являются главными носителями взглядов этой гРУппы. Сравнительной считается та референтная группа, ценности Членов которой человек считает точкой отсчета для соотнесения

сравнения своих оценок и самооценок.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...