Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология больших социальных групп.





233


 


Для возникновения паники решающим является наличие соче­тания ряда условий и факторов:

• общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности
большой группы людей в случаях опасности или продолжи­
тельного переживания негативных эмоций и чувств (предше­
ствует и способствует возникновению паники);

• наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов
(усиливают у населения предвосхищающее переживание
предстоящей опасности или степень ее негативных послед­
ствий);

• наличие в группе «критической массы» паникеров (т. е. участ­
ников толпы, имеющих предрасположенность к панике по
своим личностным особенностям; для возникновения паники
в большой группе иногда достаточно одного процента пани­
кующих от общего состава группы);

• сочетание не только общих, но и частных («местных») усло­
вий жизни большой группы в каждый конкретный период
времени (такие ситуации предусмотреть сложнее всего в силу
многочисленности характеристик физической и социальной
среды).

Исторический пример поведения людей в условиях паники. Случай массового психоза и паники, охватившей большое количество насе­ления страны, произошел в США в 1938 г. Причиной ее возникно-, вения послужила трансляция по национальному радио радиопоста-', новки «Вторжение с Марса» по Г. Уэллсу. Около 1 млн американцев восприняли эту радиопередачу как репортаж с места событий, по­следствия были соответствующими.

Изучению этого случая массовой паники было посвящено спе-| циальное исследование, проведенное группой психологов во главе-с X. Кэнтрилом, которое в настоящее время считается классиче-',' ским. В результате исследования были выделены четыре группы! людей, различающихся по особенностям своего поведения в усло­виях паники.

Первую группу составили те, кто испытал легкое чувство страха, но засомневался в реальности таких событий и, в конце концов, само-1,! стоятельно пришел к выводу о невозможности вторжения марсиан.

Вторая группа включала тех, кто в состоянии переживаемого страха не смог самостоятельно сделать выводы из ситуации и пытал­ся проверить реальность этих событий с помощью других (обращался' к соседям, знакомым, на радио и т. п. и только после этого пришел К;] отрицательному заключению о невозможности десанта с Марса).


В третью группу вошли те, кто, испытав сильное чувство страха, не смог убедиться в нереальности происходившего с помощью дру­гих, поэтому оставался при своем первом впечатлении о полной ре­альности вторжения марсиан.

Члены четвертой группы сразу предались панике, даже не пыта­ясь что-то узнать, уточнить или проверить.

Возникновение панических состояний оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, среди которых на первое место по своей важности вышли социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированность о космиче­ских явлениях тормозили -развитие панических состояний. Обрат­ные характеристики, т. е. низкий уровень образованности и инфор­мированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом влияние оказывал не ста­тус сам по себе, а общее состояние тревожности и неуверенности, составляющее психологическую готовность такого типа людей к па­ническому восприятию событий. Важны были также половозраст­ные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх и намного легче поддавались панике.

Наряду с социально-демографическими характеристиками су­щественную роль играли и психологические свойства личности, особенно такие, как некритичность мышления, выраженная лично­стная тревожность и повышенная внушаемость — качества, пред­располагающие к возникновению панических состояний.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение большой социальной группы, перечислите основ­
ные признаки классификации больших групп и их виды.

2. Дайте характеристику уровням развития больших социальных групп.

3. Перечислите основные формы проявления психологии больших групп.

4. Назовите основные и структурные признаки, характеризующие толпу
как социальную группу, назовите основные виды толп.

5. Опишите классические исследования толп и массовых явлений.

6. Охарактеризуйте панические и спасающиеся виды толп.

7. Дайте ваше понимание термина «внутренняя структура толпы».

8. Охарактеризуйте основные отличия состояния психики и поведения че­
ловека в толпе и вне ее.


234


Раздел IV. Психология социальных сообществ


Психология межгрупповых отношений


235


 


9. Какие социальные условия являются благоприятными для возникнове­ния слухов в больших группах?

10. В чем состоят основные функции слухов?

11. Перечислите способы профилактики слухов в больших группах.

12. Что характеризует панику как социально-психологическое явление и
каковы социальные условия, способствующие ее возникновению?


 

18. Социально-психологические исследования руководства и предприни-
длэтельства / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: Изд. «Инсти­
тут психологии РАН», 1999.

19. Тощенко УК. Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.:
Асас)ет1а, 1996.

20. Соснин В. А., Лунев П. А. Как стать хозяином положения: анато­
мия эффективного общения. М., Асас1ет-А, 1996.


 


Литература

1. Андреева Г, М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Дилигенский Г. Г. Некоторые методологические проблемы исследо­
вания психологии больших групп // Методологические проблемы исследо­
вания больших групп / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1975.
С. 196—205.

3. Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся об­
ществе / Отв. ред. А. Л. Журавлев. М.: ИП РАН, 1996.

4. Кэнтрил X. «Чудовища вокруг нас...» // Страх: Антология / Сост.
П. С. Гуревич. М.: Алетейа, 1998. С. 52—70.

5. Маккей Ч. Наиболее распространенные заблуждения и безумства
толпы. М.: АЛЬПИНА, 1998.

6. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс.
М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.

7. Парыгин Б. Д. Социальная психология: Проблемы методологии, ис­
тории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

8. Преступная толпа. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

9. Психология XXI века / Отв. ред. В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М,
2003.

 

10. Психология масс: Хрестоматия. Самара: БАХРАХ, 1998.

11. Психология толп. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

12. Революционный невроз. М.: ИП РАН; КСП+, 1998.

13. Рощин С. К. Психология толпы: анализ прошлых исследований и про­
блем сегодняшнего дня // Психологический журнал. Т. 11. 1990. № 5.|
С. 3—16.

14. Современная психология: Справочное руководство / Отв. ред.
В. Н. Дружинин. М.: ИНФРА-М, 1999.

15. Социальная психология / Под ред. А. Л. Журавлева. М.: Рег Бе,
2002.

16. Социальная психология / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова.
Л.: ЛГУ, 1979.

17. Социально-психологическая динамика в условиях экономических из­
менений / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М.: ИП РАН, 1998.


Глава 4.3. Психология межгрупповых отношений

Введение

Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее динамично развивающихся направлений в социальной психологии. Исследования межгрупповых отношений возникают на рубеже XIX—XX вв. с анализа феноменов межгрупповой враждебности и этноцентризма (Г. Лебон, У. Макдугалл, У. Самнер). Однако регу­лярные эмпирические и экспериментальные исследования в этой области ведутся только после Второй мировой войны. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологиче­ской имеет исключительное значение как для теории и методологии социальной психологии, так и для практики социального управле­ния обществом.

Так, Б. Ф. Поршнев (1979), рассматривая специфику предмета социальной психологии, отмечает, что она лишь тогда может пре­тендовать на статус самостоятельной науки, когда исходной едини­цей анализа становятся отношения между общностями. Он считает, что специфическим объектом социально-психологической науки, изучение которого предполагает выход за рамки индивидуаль­но-психологического исследования, является групповая общность, понимаемая не только как социальное объективное, но и как субъ­ективное (психологическое) объединение людей. Общая теория со­циальной психологии представляет собой всесторонний психологи­ческий анализ центрального понятия — понятия общности. В каче­стве психологической первопричины образования общности ученый выделяет не межличностные отношения и взаимодействия, а меж­групповые отношения, строящиеся по типу противопоставления и обособления, на основе которого формируются групповое самосоз­нание и чувство общности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...