Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двойственность в представлении таможенного дела: таможенное дело — объект и субъект управления




Таможенное дело — специфическое социально-экономическое явление, развивающийся институт, представляющий собой, с одной стороны, большой, сложный, недостаточно структурированный объект управления — систему[13], а с другой — особый специальный предмет изучения.

Одной из наиболее характерных особенностей таможенного дела являет­ся то, что оно в явном виде содержит в себе все признаки управляемой и управляющей систем. В первом случае речь идет об управлении таможенным делом, о системе управления таможенным делом. Во втором — о таможенном деле как институте управления, о системе таможенных методов и средств, о таможенных органах России как инструменте таможенного регулирования[14] и контроля[15] (рис. 3.1).

Система управления таможенным делом (СУТД) представляется в данном случае органами управления как субъектом управления и собственно таможенным делом как объектом управления.

Таможенное дело как объект управления — это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности та­моженных органов), таможенных услуг и таможенного персонала. Соответ­ственно, управление таможенным делом — системное воздействие межго­сударственных и государственных органов на таможенные институты, орга- шпации, процессы, таможенные услуги и таможенный персонал для дости­жения поставленных целей.

Система таможенного администрирования (таможенного регулирования и контроля) Система управления таможенным делом Рис. 3.1. Таможенное дело в качестве объекта и субъекта управления

 

В силу сложной природы такого явления, как таможенное дело, наличия различного рода факторов воздействия, синергетических эффектов, процес­сов самоорганизации и саморазвития, однозначно определить субъект — структуру органов управления таможенным делом — достаточно проб- исматично. В зависимости от принимаемого подхода к структурированию понятия таможенного дела проявляется и адекватная структура органов управления. Если рассматривать процесс структуризации с этапа форми­рования таможенных институтов и идентифицировать факторы и условия формирования институциональной среды с уровня международных организа­ций, что и происходит на практике в настоящее время, то в соответствующей иерархии выстраиваются и субъекты управления таможенным делом. Напри­мер, начиная с государственного уровня форми-руется следующая иерархия: президент, исполнительные, законодательные и судебные органы власти Рос­сии; ЦЛ ФТС России; РТУ, таможни, таможенные посты, структурные под- ризделепия таможенных органов России.

Таможенное дело как система управления также имеет в своем соста­ве две базовые подсистемы: собственно таможенное дело как управляющую подсистему и сферу ВЭД как объект управления.

Таможенное дело как субъект управления — это система управления сферой внешнеэкономической деятельности, участниками ВЭД, товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу, — объектами управления. Такое управление осуществляется в форме таможен­ного регулирования и контроля; шире — это система таможенного админи­стрирования (СТА).

В общем случае администрирование — это деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления. Административные или административно-управленческие мето­ды — способы воздействия на управляемый объект в целях обеспечения од­нозначного поведения и действия исполнителей в сложившейся ситуации.

По аналогии введем следующие определения таможенного администри­рования. В широкой постановке таможенное администрирование — специ­фическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемые и управляемые с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора эконо­мики России.

В более узкой постановке таможенное администрирование — органи- зационно-управленческая деятельность ФТС России, а также деятельность таможенных органов, осуществляемая в нормативных правовых рамках, по реализации возложенных на них задач в сфере таможенного дела.

Более простое, но не менее сущностное определение следующее. Тамо­женное администрирование представляет собой совокупность средств и ме­тодов обеспечения реализации функций таможенного регулирования и кон­троля. Управленческая сущность таможенного администрирования заклю­чается в том, что оно представляет собой системное организационно- технологическое воздействие таможенных органов России на сферу ВЭД с целью ее эффективного регулирования и контроля. Такое воздействие всегда ограничено определенной организацией и процедурами реализации порядка и правил, регламентирующих право юридических и физических лиц на пере­мещение товаров и транспортных средств через таможенную границу.


Таким образом, таможенное администрирование — система адми­нистративных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, орга­низуемая и управляемая с целью обеспечения социально-экономической эф­фективности этого сектора экономики. В самом общем виде таможенное ад­министрирование определяется рамками регламента Федеральной тамо­женной службы, устанавливающего общие правила организации деятель­ности ФТС России по реализации полномочий, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции ФТС России, и взаимодействия ФТС России с иными федеральными органами испол­нительной власти. Наряду с Регламентом ФТС России в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, осуществляет раз­работку административных регламентов исполнения государственных функ­ций и предоставления государственных услуг, которые определяют админи­стративные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС Рос­сии, эффективную работу его главных управлений (управлений) и должност­ных лиц, реализацию прав граждан.

С позиции теории систем — управление таможенным делом является вложенной системой по отношению к системе таможенного адми­нистрирования. Поэтому, образно, управляя таможенным делом, мы регули­руем процессы в сфере ВЭД и по каналам обратной связи контролируем по­лученные результаты. Далее, анализируя их, по мере необходимости прини­маем решения по изменениям собственно в таможенном деле и или в сфере ВЭД.

В такой постановке речь идет об управлении таможенным адми­нистрированием. И, в представленном подходе, такое управление на­чинается с международного уровня, например с уровня ВТО, содержание ко­торого, в частности, раскрывают такие ключевые документы, как Киотские протоколы и Рамочные стандарты безопасности и содействия торговле. В них отражены единые принципы и процедуры организации и реализации тамо­женного администрирования для всех администраций мира, подписавших данные документы. Заканчивается такое управление на уровне таможенного инспектора, принимающего в ходе взаимодействия с участниками ВЭД кон­кретные решения по таможенным вопросам в объеме своих должностных обязанностей.

Таможенное дело находится в процессе непрерывного развития. Это гармонизированный процесс концептуальных, правовых, организационных, технологических и иных динамических изменений системно-эволюционного характера.

Основные факторы развития: интеграция российской экономики в миро­хозяйственные связи, вступление России во Всемирную торговую организа­цию, масштабы и характер деятельности хозяйствующих субъектов, идеоло- гия исемерного содействия развитию торговой деятельности. Все это объек­тивно выдвигает в число приоритетных направлений практическую реализа­цию новой философии таможенного дела — «контроль—сервис», предпола­гающей развитие таможенной службы Российской Федерации для повы­шения качества таможенных услуг, предоставляемых государству, обществу и участникам внешнеторговой деятельности.

Стратегической целью развития таможенных органов является по­вышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, соз­дание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного админист­рирования.

Она сводится к нескольким основным параметрам:

• повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Рос­сийской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты тамо­женных пошлин, налогов и таможенных сборов;

• повышение качества предоставления государственных таможенных услуг, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным кон­тролем;

• повышение эффективности работы таможенных органов по выявле­нию и пресечению контрабанды, в том числе незаконного вывоза товаров и ценностей.

Перспектива развития Федеральной таможенной службы определяет и существенные изменения в содержании таможенных услуг, в организации и технологиях таможенной деятельности. Наряду с исторически сложившимися традиционными процедурами таможенного регулирования и контроля фор­мируются и внедряются новые таможенные технологии и инструменты: управление рисками, таможенный аудит, информационное взаимодействие с государственными структурами России и с таможенными администрациями других стран, системный анализ внешнеэкономической и таможенной дея­тельности, управление таможенными услугами в международной цепи по­ставки товаров, таможенная логистика.

Сегодня разработаны и введены в действие новые формы грузовой и транзитной таможенных деклараций, гармонизированные с документами, принимаемыми в странах Европейского союза. Внедряется система предвари­тельного информирования таможенных органов и технология электронных способов обмена информацией с участниками внешнеэкономической дея­тельности, таможенный аудит. В ближайшее десятилетние будут реали­зованы требования Рамочных стандартов безопасности и содействия ВТО, протоколов Киотской конвенции, программные положения Концепции разви­тия таможенных органов России и других органических институтообра- зующих решений.

В целом таможенное дело и как объект, и как субъект управления явля­ется открытой, динамично развивающейся системой, представляет собой сложный предмет для изучения и требует соответствующего уровня подго­товки специалиста по таможенному делу.

3.2. Таможенный менеджмент как теория управления тамо­женным делом. Базовые понятия и определения

Особые требования на современном этапе предъявляются к руково­дителям таможенных подразделений, к оперативности и качеству их реше­ний, к методической и инструментально-технологической базе управ-ления. Широчайший спектр принимаемых решений: от строго регламенти-рованных оперативных, до инновационных стратегического характера — по развитию таможенных институтов, таможенных органов, таможенного персонала, включая и вопросы взаимодействия и сотрудничества с конкрет-ными тамо­женными администрациями и мировым таможенным сообществом в целом. 11ри этом любые акции, предпринимаемые как таможенным инспектором, так п руководителем любого таможенного органа любого уровня администриро­вания, должны быть своевременными, предельно выверенными и доказатель­ными, строго соответствовать Российскому законодательству и межгосудар­ственным соглашениям по таможенным вопросам.

Качественное решение таких фундаментальных вопросов может быть достигнуто только на основе соответствующим образом разработанной тео­ретической платформы.

Представим таможенный менеджмент как соответствующую теорию управления таможенным делом. Введем ее самые общие параметры, включая: понятия таможенного менеджмента и их определения, морфологическую с труктуру определений, объект и предмет таможенного менеджмента и его с труктуру, основные задачи таможенного менеджмента.

Таможенный менеджмент в широком смысле — комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение таможен­ного дела как социально-экономического явления.

Таможенный менеджмент в более узком и специальном смысле — форма организации научного знания, дающая целостное представление о законо­мерностях и существенных связях в таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах.

Обобщая оба определения, можно утверждать, что таможенный менедж­мент как теория представляет собой целостную систему знаний, состоящих из элементов (взглядов, представлений, идей, существенных связей, законо­мерностей), взаимосвязанных логической зависимостью одних элементов от других. Соответствующая морфологическая структура определения понятия таможенного менеджмента как теории представлена на рисунке 3.2.



ТАМОЖЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
таможенное дело как специфическое социально-

объясняющих

 

 

таможенных институтах, организациях (органах), процессах (процедурах, технологии) и услугах

 

Рис. 3.2. Морфологическая структура определения понятия таможенного менеджмента как теории

Таможенный менеджмент — это особая разновидность менеджмента в государственной службе, связанная с реализацией задач в области таможен­ного дела, как путем воздействия через принятие решений, так и путем роста организованности таможенной системы[16].

Данное определение отражает функциональный (деятельный) аспект та­моженного дела и аспект его развития, однако оно недостаточно конст­руктивно раскрывает его сущность как объекта теории управления. Расстав­ленные в определении акценты позволяют наиболее эффективно использо­вать это определение в ходе исследования таможенного дела (в плане функ­ционирования и развития) в виде «черного ящика», как це-лостного объекта.

Таможенный менеджмент — это теория управления функциони­рованием и развитием таможенных институтов, организаций, технологий и таможенного персонала с целью результативного исполнения госу­дарственных функций и предоставления государственных таможенных услуг. В упрощенном варианте — теория управления таможенными институтами, организациями, процессами и услугами в их целостностной взаимосвязи.

Данное определение, как и предыдущее, отражает функциональный ас­пект таможенного дела и аспекты его развития. В то же время оно раскрывает структуру основного объекта теории. Следовательно, позволяет не только эффективно исследовать таможенное дело в виде «черного ящика», но и дает возможность структурировать объект, представить и исследовать его на раз- пых взаимосвязанных моделях. В дальнейшем данное определение, в силу его общности, будем рассматривать как базовое.

Таможенный институт — ведущий государственный институт, выпол­няющий комплекс значимых функций, связанных, прежде всего, с тамо­женным регулированием внешнеэкономической деятельности.

Таможенные организации — таможенные органы России и их струк­турные подразделения.

Таможенные процессы — деятельность таможенных органов по реали­зации функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальных функций по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными пра- нопарушениями, функций управления деятельностью таможенных органов и функций обеспечения их деятельности.

Таможенные услуги — деятельность, направленная на принятие конк­ретных решений по таможенным вопросам в рамках административных ре­гламентов исполнения государственных функций и регламентов предо­ставления государственных услуг. Возможны и более частные определения понятия «таможенный менеджмент» (ТМ). Примеры соответствующих опре­делений представлены в таблице 3.1.

Таблица 3.1

Частные определения понятия таможенный менеджмент

  Аспект, доминирующий в определении Определение
1. ТМ как свойство ТМ — это свойство государственной системы управ­ления, проявляющееся в процессе ее воздействия на сферу ВЭД
2, 3. 4. " Т7 ТМ как процесс ТМ — это процесс управления, заключающийся в реа­лизации функций анализа, планирования, организации, мотивации и контроля, реализуемых в процессе управ­ления таможенным делом России
ТМ как механизм14 тамо­женного регулирования ТМ — это политико-правовой и организационно- технологический механизм регулирования сферы ВЭД
ТМ как механизм госу­дарственного управления ТМ — это системный механизм политико-правового и организационно-технологического воздействия государ­ства на сферу ВЭД для достижения социально- экономических целей страны
ТМ как область специаль­ных знаний ТМ — это область специальных знаний, позволяющих осуществлять деятельность по управлению таможенным делом России
Механизм (от греч. mechane — машина): система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения др. тел; устройство для преобразования и передачи движения. М. применяется в тех случаях, когда нельзя иолучить непосредственно требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения. (Синоним — конструкция, структура.)


Примеры сформулированы по аналогии с подобными определениями в общем менеджменте или в государственном управлении. В таких определе­ниях доминирует какой-то определенный аспект, определяющий его специ­фику, например, определенное свойство, функцию, определенный механизм или процесс реализации целей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...