Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Условия формирования теоретической модели таможенного менеджмента




Развитие теории осуществляется циклично по направлению от понятий (определений) к их формальным представлениям — абстракциям, к идеали­зированному объекту — теоретической модели с последующим уточнением понятий и далее — к адекватной формализации, к корректировке модели.

Центральную роль в формировании теории играет лежащий в ее основе идеализированный объект — теоретическая модель. Построение такого объ­екта — необходимый этап создания любой теории, в том числе и теории та­моженного менеджмента. Модель должна не только отражать реальность, но и неявно содержать в себе определенную программу исследований для ее практической реализации.

В нашем случае должен быть построен абстрактный образ, интегри­рующий в себе двойственный характер таможенного дела — присутствие в нем черт и объекта, и субъекта управления. Модель должна отражать основные свойства реального объекта, его структуру, механизм функциони­рования, внешние и внутренние условия жизнедеятельности.

Как уже отмечалось, таможенная сфера деятельности самым тесным образом связана со сферой внешнеэкономической деятельности. Именно в согласованности таких сфер раскрывается тот потенциал, который может оказать благотворное воздействие на экономику страны, на ее безопасность и благосостояние ее граждан. Решение такой масштабной задачи как обеспечение национальной безопасности связано с решением следующих частных общегосударственных задач управленческого характера:

макроэкономическое исследование современного состояния и тен­денций развития мировой экономики, глобальных моделей внешне­экономической деятельности индустриально развитых стран;

- макроэкономический анализ современного состояния национальной экономики, управления народным хозяйством, направлений таможенной политики и определение направлений и реализация программ развития таможенной службы;

- всестороннее изучение динамики показателей валового внутреннего продукта, инструментов бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, валютной и таможенно-тарифной политики в их взаимосвязи;

- определение направлений и методов повышения эффективности деятельности таможенных органов и таможенного дела в целом;

- разработка комплекса альтернативных способов управления таможенным делом — включая рекомендации международных институтов — в интересах устойчивого роста отечественной экономики и повышения интенсивности и эффективности ее внешнеэкономической деятельности.

Именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности функционально наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела (политика, технология, функциональная и организационная структуры), а через их проявления и собственно само таможенное дело как целое.

Рассмотрим внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности как совокупность взаимосвязанных систем и определим модель взаимо­отношений, согласованного взаимодействия между ними. Этот абстрактный образ и станет в дальнейшем объектом теории таможенного менеджмента. Формализация и исследование такой научной абстракции позволит решать вопросы теории и практики таможенного дела, сформировать принципы и разрабатывать прикладные методы управления.

Современные сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности формируются под воздействием факторов общемирового и государственного масштаба. Первые определяют условия развития мирового сообщества — это так называемые факторы глобализации, вторые (факторы регионализации) задают условия формирования стратегий государственно-политической и экономической эволюции конкретных стран[28].

Главным фактором общемирового характера выступает экономическая интеграция ведущих мировых держав, например в рамках Всемирной торго­вой организации или Евросоюза. Основное следствие интеграции — систем­ное взаимодействие национальных экономик разных стран мира, глобализа­ция финансовых и товарных потоков, согласованная таможенная политика.

Среди факторов государственного уровня, оказывающих влияние на эффективность внешнеэкономической и таможенной деятельности России, наиболее существенными являются:

• неустойчивые общемировые экономические процессы и как след­ствие — слабо прогнозируемая динамика изменений структуры и параметров ВЭД, численности, качественных и количественных характеристик участни­ков внешней торговли и особенностей их поведения;

• диспропорция в структуре государственного бюджета, значи­тельную долю доходной части которого составляют денежные средства от таможенных налогов и сборов (более 50 %);

• регионализация ВЭД: доминирование в структуре и параметрах внешней торговли региональных особенностей страны, наличие зон свобод­ной экономической торговли, неоднородность таможенной границы России — все это значительно усложняет решение проблем эффективного регулиро­вания внешней торговли, повышения качества и результативности таможен­ного контроля, предъявляет особые требования к методам их решения.

Не менее значимым фактором общемирового и государственного уров­ней, определяющим конфигурацию современных сфер внешнеэко-номи- ческой и таможенной деятельности, является также информатизация обще­ства. Наблюдается процесс поступательного движения развитых стран от ин­дустриального к постиндустриальному (информационному) обществу[29]. Фор­мирование единого мирового информационного пространства, создание гло­бальных информационных технологий и систем, монополизация и де­монополизация информационных потоков и ресурсов, качественная эволюция и расширение спектра информационных услуг, превращение информации в товар — все это оказывает значительное влияние на мировые экономические потоки, формирует принципиально новую парадигму управления внешне­экономической и таможенной деятельностью.

Достаточно очевидно, что в таких условиях сферы внешнеэкономической и таможенной деятельности будут эволюционировать совместно под воздействием всей представленной совокупности факторов. Здесь не обсуждаются вопросы согла­сованности динамик их эволюции. Теоретически динамика для каждой сферы, не­сомненно, своя, что, соответственно, только усложняет проблему формирования мо­дели.

Таким образом, для создания теоретической модели таможенного дела необходимо учитывать следующие системообразующие условия. Первое, глобализация мировой торговли ставит проблему совершенствования управ­ления внешнеэкономической и таможенной деятельностью как единую, ком­плексную проблему. И второе, как следствие — эффективность внешней торговли будет зависеть не только от эффективности системы мер та- рг4фного и нетарифного регулирования, но в значительной мере (непо­средственно и опосредованно) от качества инструментов таможенного администрирования, от уровней технологизации и информатизагщи сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности.

Основным содержанием таможенной деятельности в таких условиях становятся: информационно-аналитический мониторинг финансово-товарных потоков (в более общей постановке — контроллинг) мировой торговли, фи­нансово-правовой контроль и таможенное регулирование ВЭД, техноло- гизация, автоматизация и администрирование таможенной деятельности. Наиболее актуальные ключевые стратегические направления развития тамо­женной службы России показаны на рисунке 7.1.



 

 


Мониторинг и регулирование ВЭД:

• анализ эволюции миро­вых финансовых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной соб­ственности;

• мониторинг товаропотоков России;

• маркетинговые иссле­дования взаимодействия та­моженных органов и участ­ников ВЭД, бизнес- сообществ;

• прогнозирование вели­чины сборов в бюджет, под­готовка рекомендаций по изменению ставок таможен­ных пошлин, применению мер нетарифного регулиро­вания;

• адаптация стратегиче­ских задач таможенной службы к изменяющимся условиям внешнеэкономи­ческой деятельности,разра­ботка требований к тамо­женной службе и рекомен­даций по ее совершенство­ванию

Технологизация и ав­томатизация тамо­женной деятельности:

• формирование уни­фицированных тех­нологий таможен­ной деятельности;

• системная автоматизация таможенных технологий;

• информационно- аналитический мо­ниторинг (модели­рование, анализ, прогнозирование) различных аспектов таможенной дея­тельности;

• создание и внедре­ние технологии управления каче­ством таможенной деятельности

Электронное админист рирование и управление качеством:

оперативно- ситуационное, логисти­ческое моделирование внешнеэкономической и таможенной деятельно­сти;

формирование и накоп­ление знаний о различ­ных аспектах внешне­экономической и тамо­женной деятельности, подготовка стратегиче­ских и оперативных управленческих реше­ний;

операционный контроль таможенной деятельно­сти, анал из и прогнози­рование ее результатов, подготовка управленче­ских решений; внедрение принципов, методов и системы кон­троллинга в управление деятельностью таможен­ных органов


 

 


Рис. 7.1. Стратегические направления развития таможенной службы России


Высказанные идеи подтверждаются опытом стран, прошедших модернизацию[30] таможенной службы. Анализ процессов и результатов их развития позволяет сделать вывод о том, что дальнейшая технологизация, автоматизация и электронное администрирование качества внешнеэко­номической и таможенной деятельности, внедрение современных инфор­мационных и аналитических технологий, развитие информационно-ана­литических систем оказали определяющее влияние не только на повышение результативности внешнеэкономической деятельности, но и на парадигму института таможенного дела в целом.

7.2. Структура теоретической модели таможенного

Менеджмента

Решение проблем повышения эффективности внешнеэкономической деятельности в целом и таможенной деятельности в частности связано с проведением широкомасштабных экспериментов. Однако их постановка непосредственно на физической модели представляется рискованным и дорогостоящим делом. В то же время создание прикладных методов и методик в значительной мере сдерживается отсутствием адекватной теоретической модели, определяющей внешнеэкономическую и таможенную сферы деятельности в их согласованной взаимосвязи.

В этой связи создание и разработка такой модели является фундаментальным условием принятия системных исследований, основанием для поиска различного рода эффективных общих и частных решений в этих областях деятельности.

Центральным вопросом в решении проблемы управления таможенным делом является вопрос о представлении сфер внешнеэкономической и тамо­женной деятельности (ВЭиТД) как теоретических объектов. Предлагаемая ниже формализация рассматривается нами как базовое условие для ее решения.

Вначале дадим определения основным понятиям и раскроем их содер­жание с целью формализации в дальнейшем.

Внешнеэкономическая деятельность — это неотъемлемая часть хо­зяйственных связей и отношений государства[31], сложнейшая макроэко­номическая сфера, охватывающая различные направления, формы, методы и средства перемещения материальных, финансовых, интеллектуальных и дру­гих ресурсов.

Сфера внешнеэкономической деятельности как объект анализа и управ­ления — это большая, неоднородная, распределенная, многоуровневая, открытая, информативно неопределенная макросистема. Ее отличают:

• сложная структура товарных и финансовых потоков;

• комбинированный механизм регулирования и самоорганизации;

• большие объемы и большая размерность измеряемых, контроли­руемых и регулируемых параметров.

В рамках данной сферы порождается система финансовых потоков, по­токов товаров, услуг и интеллектуальной собственности, которая в объеме информации о ней представляется информационной моделью внешнеэко­номической деятельности. То есть моделью наиболее полно и адекватно характеризующей эту сферу деятельности. В дальнейшем, если в процессе изложения не требуется конкретизация, для представления всей системы потоков будем говорить либо о системе финансово-товарных потоков, либо использовать соответствующую аббревиатуру — СФТП.

Система финансово-товарных потоков находится под влиянием большо­го числа не формализуемых и постоянно изменяющихся факторов, и это значительно затрудняет создание адекватных моделей внешнеэкономической деятельности. Однако их без создания практически невозможен качественный анализ такой деятельности, снижается и эффективность управления таможен­ной службой.

Современная сфера внешнеэкономической деятельности имеет два основных уровня: международный (межгосударственный), где представлена единая мирохозяйственная система и вся мировая торговля, и государст­венный, где представлена ВЭД конкретного государства, ее потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки.

Наиболее важным инструментом контроля (в широком понимании данного термина) в сфере внешнеэкономической деятельности, несомненно, является таможенная служба. Именно она, на основе таможенных технологий и инструментов, определяет адекватность применения мер государственного регулирования и, в зависимости от эффективности контроля, воздействует на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки в сфере внешнеэкономической деятельности.

Эффект воздействия зависит от возможностей таможенной службы: от ее кадрового состава, технологического, правового, информационного обеспе­чения, а также от других компонент, определяющих структуру и технологию таможенной деятельности. Другими словами, уровень развития таможенной службы, согласованность ее задач с целями и стратегией государства в сфере внешнеэкономической деятельности, возможности таможенных органов по решению таких задач, адекватность таможенных методов и технологий специфике и параметрам ВЭД — все это факторы, непосредственно влияющие на потоки товаров, услуг и интеллектуальной собственности, финансовые и информационные потоки. Следовательно, в соответствии с возможностями таможенных органов и эффективностью их использования, таможенная служба является регулятором внешнеэкономической деятель­ности.'

Обобщая, можно сказать, что внешнеэкономическая и таможенная дея­тельность имеют иерархическую структуру, в рамках которой целесообразно выделить следующие сферы, финансово-товарные и информационные потоки, а также соответствующие механизмы регулирования:

• мировую сферу ВЭД — финансово-товарный поток мировой торгов­ли — общемировой информационный поток внешнеэкономической деятельности, международный (межгосударственный) механизм регулиро­вания внешнеэкономической деятельности;

• сферу ВЭД государства — финансово-товарный поток внешне­экономической деятельности государства, информационный поток внешне­экономической деятельности государства — государственный механизм ре­гулирования внешнеэкономической деятельности;

• сферу таможенной деятельности государства — финансово-товар­ный поток внешнеэкономической деятельности государства, информацион­ный поток таможенной деятельности — механизм влияния таможенной служ­бы на внешнеэкономическую деятельность государства.

Достаточно легко показать, что все три сферы (мировая, государствен­ная и таможенной деятельности) являются вложенными, а соответствующие финансовые потоки, потоки товаров, услуг и интеллектуальной собствен­ности, информационные потоки и механизмы регулирования — взаимо­зависимыми. Естественно предположить, что в представляемой иерархии их взаимосвязь должна быть системной и в этом качестве призвана обеспечить иерархическую связность, согласованность и эффективность процессов внешнеэкономической деятельности.

Все это позволяет нам ввести следующие определения.

Финансово-товарный поток ВЭД — это иерархическая система финан­совых потоков, потоков товаров, услуг и интеллектуальной собственности, структурированная относительно мировой сферы внешнеэкономической деятельности, сферы ВЭД государства и сферы таможенной деятельности, в рамках которых целесообразно и возможно комплексное воздействие на такую систему.

Механизм регулирования ВЭД — это иерархический механизм целе­направленного воздействия на систему финансово-товарного потоков, струк­турированный относительно сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В настоящее время в определенных случаях относительно таможенной деятельности такой механизм наиболее корректно называть механизмом администрирования. Однако, учитывая перспективу развития таможенного дела в России и в целях общности теоретической модели, воспользуемся понятием регулирование и для таможенной деятельности.

Информационный поток ВЭД — это иерархическая система общеми­рового, государственного и таможенного информационных потоков, адекват­но отображающая систему финансово-товарных потоков, как в целях ее анализа, так и в целях реструктуризации.

Структура общей теоретической модели, представленная в его деятель­ном выражении, приведена на рисунке 7.2. В рамках модели относительно системы финансово-товарных потоков взаимоувязаны обе сферы деятельнос­ти — внешнеэкономическая и таможенная, соответствующее информа­ционное обеспечение и каналы информационно-аналитического взаимо­действия, а также механизмы регулирования ВЭД.

Теоретическая модель построена с позиций повышения эффективности внешнеэкономической и таможенной деятельности за счет согласованного воздействия на эти процессы всех существующих регуляторов.

Объектом регулирования-контроля является система финансово- товарных потоков в сфере ВЭД (России или мира). Основное же содержание парадигмы регулирования-контроля связано с формированием и реализацией эффективной стратегии реструктуризации такой системы для достижения политических, экономических и других явно или неявно выраженных целей группы государств или конкретного государства в сфере внешнеэко­номической деятельности.

Базу для подготовки таких решений составляют методология системных исследований, информационное и методическое обеспечение соответст­вующих сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности. В дальней­шем определим данную совокупность как информационно-аналитическое обеспечение таможенного менеджмента.

Иерархическая система механизма регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности представлена следующими компонентами: межгосу­дарственным механизмом регулирования, механизмом государственного регулирования ВЭД, механизмом влияния таможенной службы на внешнеэкономическую деятельность (механизмом таможенного админист­рирования), а также их взаимосвязями. Представленные механизмы структу-


Я 2 s

о -г<

° й я g о Я St g ft я a га я ft в, II ^ I ч я..
Я S

-< о

О

to р

та

S 2 я Й р

S LJ
к' Р» и S
2 Я
О о 03 ^та
| | О 1 § § st 3 " я 3 л> 0 я 1 8 to -а р о to 2 ° Й d S га я ж Я I О сг St - И И , Й
1 3 1 I
I та Я О: р Й ^ о я ё я о-
р 2 е ^ о в q з = СО S ft -а я я о о
о ТЗ S "
р
я to Я ft ft!a о a * К О ® st J5 S

2 та m р а о

-2 to

to '< ft

St s,

о 2

H ft

И X

S Р

» я

та s

Р

w я

О! g

™ о П-fr Oft, та 3"
I А о о ■С to -ё та
«о ft н я л> р ta Я о4 -а ж Р О 03 о Sa Н ft я я ^ s о ^ 2 ft ft р
I ь
* £ 3 ft 2 ° £ н 0 03 7 а> 1 й 2 a
5 -в* та я О я р я о о о
я 2 " St о Й 3 n> р йа о Й О ft и
О s й I Я я S о S3 St 73 П £ е ' Н a
о
я я о та Ё х о я я о [ р я
я £
I
W
я я S
р
<< to р та 2 о и -ё о р
О ft о • • a н d о р
п>
03 s to
я я

S 2

я "о

Я s

Я W s

2 5 я В та я

О ft

2 ° *J

з!

й о

1 ■§ 03 ft ft

I 03

5 я

О ft

3 Е

я

ЧЭ 8

0 v: я "о 1» %» Я
та ft I • "Я ° о м 03 м рз w Я Я Я SQ g 03 X я ft р в щ я S ft (7* <J> Jr к § О п Я 9 п
N
Я .. s я» я — 2 2 • 3 S S * й 3
я о 2 S я

я?


 

 


Рис. 7.2. Структура общей теоретической модели менеджмента: СФТП Т — СФТП в сфере таможенной деятельности; СФТПГ — СФТП государства; СФТП МТ — СФТП мировой торговли; R — направление реализации стратегии регулирования ВЭД; Р — проблемные ситу­ации в сфере ВЭД; I — информационно-аналитическое обеспечение; М — направление интеграции механизмов регулирования ВЭД


Таким образом, в модели центральным объектом регулирования является система финансовых и товарных потоков. Основное же содержание регу­лирования — поиск эффективной системы финансово-товарных потоков (системы финансовых потоков) и реструктуризация существующей платформы.

Частные модели таможенного регулирования можно представить в виде инструментально-методической, функциональной и процедурно-техноло- гической моделей (см. рис. 7.3, 7.4 и 7.5 соответственно).

Рис. 7.3. Пример инструментально-методического регулирования (таможенный аспект); T и ТС — товары и транспортные средства


Таможенная система

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...