Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационная структура таможенных органов




Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации». Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор стратегии и тактики осуществления та­моженного дела, определение его основных направлений, конкретных со­ставных частей, координацию и контроль их развития, акцентирование вни­мания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, име­ющих значение для экономического суверенитета и экономической безопас­ности России.

Круг субъектов общего руководства таможенным делом согласно Тамо­женному кодексу включает, прежде всего, Правительство Российской Феде­рации. Но если толковать этот термин расширительно, то в него с определен­ной долей условности можно включить и деятельность в сфере таможенного дела Федерального Собрания РФ.

Президент Российской Федерации в силу своего конституционного по­ложения также выполняет значительный объем функций и полномочий в сфере таможенного дела.

Правительство Российской Федерации активно действует в сфере норма- тивно-правого регулирования многих вопросов экономической сферы тамо­женного дела, в частности таможенно-тарифных правил и др.

Под организационной структурой таможенного органа следует пони­мать совокупность составляющих его структурных подразделений, порядок их подчиненности, а также формы распределения между ними функций и полномочий.

Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными за­конами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федера­ции, нормативными правовыми актами Министерства экономического разви­тия и торговли Российской Федерации, Министерства финансов Российской

Федерации и Центрального банка Российской Федерации, а также со­ответствующим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непо­средственно, через таможенные органы и представительства Службы за ру­бежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Россий­ской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

Непосредственное руководство со стороны ФТС РФ заключается, в частности, в том, что все составные части таможенного дела постоянно нахо­дятся в центре внимания руководства Центрального аппарата ФТС РФ, его коллегии, управлений и отделов, а также непосредственно подчиненных ему нижестоящих таможенных органов, функционально и организационно глубо­ко связанных и действующих под его руководством.

Одним из направлений такого непосредственного руководства, помимо систематических организационных мероприятий, является нормативно- правовая деятельность, которая является весьма обширной и охватывает, по существу, все элементы и участки таможенного дела. Часть своих задач и функций Центральный аппарат ФТС решает непосредственно, а часть через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и дру­гие подведомственные организации и учреждения.

Региональные таможенные управления (РТУ) Российской Федерации яв­ляются промежуточным звеном между этим органом и таможнями.

РТУ входят в единую систему таможенных органов и осуществляют оперативное руководство таможенным делом на территории подведом­ственных регионов.

Таможни непосредственно реализуют основную часть задач таможен­ного дела в зоне своей ответственности и управляют деятельностью подве­домственных таможенных постов.

Организационная структура существенно сказывается на реализации та­моженным органом своих функций, что определяется, главным образом, сте­пенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управления с большой степенью жесткости организационной структуры способен функ­ционировать лишь в строго заданных параметрах.

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых про­цессов поддается предсказанию, создаются органы управления с узко­специализированной (жесткой) либо универсальной организационной струк­турой. Вариация гибкости организационной структуры позволяет максималь­но эффективно осуществлять те функции, для реализации которых предна­значен орган управления.

Деятельность по реализации функций управления вызывает необхо­димость четкого организационного построения системы, создания организа­ционной структуры таможенного органа, т.е. согласованности составляющих его элементов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечи­вается устойчивость функционирования данного органа.

Структура любого таможенного органа формируется в результате созна­тельной деятельности. На ее становлении непосредственно сказывается влия­ние тех целей, которые должностные лица рассчитывают достичь, создавая структуру конкретного органа. И это очевидно, ибо каждая структурная еди­ница (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запро­граммированных функций. Именно необходимость выполнения опреде­ленных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.

Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа путем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предна­значается, формируется его организационная структура.

В ФТС, РТУ и таможнях, являющихся организационными структурами таможенной системы, в соответствии с видами осуществляемых ими функций существуют три вида структурных подразделений:

а) оперативные (таможенного оформления и таможенного контроля, эко­номической работы и правоохранительной деятельности и др.);

б) функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые, инфор­мационного и документационного обеспечения, хозяйственные, материально- технического снабжения и обеспечения и др.);

в) штабные (организационно-инспекторские, организационно-анали­тические и др.).

Следует отметить, что такая классификация структурных подраз­делений является наиболее общей. Она позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подраз­делений таможенного органа. Однако, как уже отмечалось, объективно су­ществующий процесс разделения труда вызывает необходимость после­дующего, более детального и глубокого расчленения основных, специ­фических и общих функций, закрепления их за соответствующими подраз­делениями.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоя­тельства. Между функциями и организационной структурой существует тес­ная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых, по общему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующими правами и несет ответствен­ность за ее реализацию. Однако если некоторые функции тесно связаны меж­ду собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реали­зации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа долж­но опираться на соблюдение таких важнейших требований к структуре органа управления, как простота и экономичность. Очевидно, что чрезмерно слож­ная организационная структура усложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные под­разделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффектив­ность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...