Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ров, топливные цистерны вне двойного дна




Машинно-котельные отделе­ния + + + + +


Наименование помещений       Системы пожаротушения    
Водяная Спринклерная Водораспыления Водяных завес Водяного ороше­ния Пенотушения Паротушеиия Углекислотиая Тушения инертны­ми газами Объемного химиче­ского тушения Порошкового ту­шения
Аварийные выходы из машии- +       +            
ио-котельного отделения, за­                      
ключенные в шахту                      
Производственные помеще­               +   +  
ния промысловых судов                      

 

на судне — одно из самых тяжелых бедствий, поэтому очень важ­но не только принять меры к быстрой ликвидации пожара, но и предупредить его возникновение. Существенную роль в успешной борьбе с пожаром играет своевременная сигнализация. К меро­приятиям по предупреждению пожаров относятся: минимальное использование горючих материалов на судне; уменьшение горю­чести применяемых материалов путем пропитки или покрытия их негорючими или трудносгораемыми составами; надежная изо­ляция топливных и масляных цистерн и различных легковое - пламеняемых материалов от нагрева; предупреждение искрооб- разовання в местах возможного скопления огнеопасных газов; заполнение свободных объемов в грузовых трюмах и танках инертными газами, не поддерживающими горения.

Требования к противопожарной защите гражданских судов изложены в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. и в Правилах Регистра СССР.

Для борьбы с пожаром используют различные средства, цель которых — локализовать пожар, остановить его распространение и создать вокруг горящего предмета атмосферу, не поддержива­ющую горения.

Системами пожаротушения называют группу судовых систем, предназначенных для подачи огнегасящих веществ (воды, пара, пены, инертных газов, легкойспаряющихся жидкостей и т. п.) к очагу пожара или для обеспечения профилактических противо­пожарных мероприятий. На гражданских судах к ним относятся системы: водяная, водяного орошения, водяных завес, водораспы­ления, спринклерная, паротушения, пенотушения, объемного химического тушения, углекислотного тушения, тушения инерт­ными газами, порошкового тушения (табл. 11), а также пожарной сигнализации.

1 — пожарный насос; 2 — магистральный трубопровод; 3 — пожарный рожок

 

Система водяного пожаротушения (рис. 8.14) подает забортную воду для тушения пожара компактными или распыленными водяными струями с использованием переносных (ручных) или стационарных (лафетных) стволов. Система состоит из пожарных насосов, подающих забортную воду в магистральный трубопровод, выполненный по кольцевой или линейной схеме, от которого к отдельным районам и помещениям идут отростки, оканчивающиеся пожарными рожками. К ним можно подсоеди­нять гибкие шланги длиной 10—20 м.

Системы с линейной магистралью применяют на танкерах, среднетоннажных сухогрузных судах, навалочниках. Системой с кольцевой магистралью оборудуют крупные пассажирские суда, промысловые обрабатывающие базы, рефрижераторы и т. п суда, имеющие развитые надстройки. На крупных грузовых судах валовой вместимостью 4000 рег. т и более систему водяного пожаротушения выполняют по комбинированной схеме; в районе грузовых трюмов — по линейной, в районе надстроек — по коль­цевой.

По Правилам Регистра СССР давление в пожарных рожках должно быть в пределах 0,25—0,32 МПа (2,5—3,2 кгс/см2) — в зависимости от типа и регистрового тоннажа судна. Под давле­нием ручной ствол выбрасывает водяную струю на 20—25 м. В закрытых помещениях пожарные рожки устанавливают через 20 м, а снаружи — через 40 м друг от друга. На специальных пожарных судах, буксирах, спасателях, ледоколах ставят лафет­ные стволы, выбрасывающие струю воды на 80—100 м.

В качестве пожарных насосов используют центробежные на­сосы с напором 65—150 м вод. ст. Производительность и коли­чество пожарных насосов определяют по Правилам Регистра СССР в зависимости от типа и размеров судна; суммарная про­изводительность на всех судах, кроме пассажирских, спасатель­ных и пожарных, практически не превышает 250 м3/ч, а количе­ство их —двух (на указанных судах — от одного до трех). Ми­нимальная производительность каждого насоса должна быть достаточной для обеспечения одновременной работы двух стволов. Насосы размещают так, чтобы живучесть системы была максималь­ной. Они должны находиться по возможности в разных отсеках или в одном отсеке, но у разных бортов. Правила допускают использо­вать в качестве пожарных балластные, осушительные и другие насосы, если их производительность и напоры не ниже требуе­мых.

Кроме стационарных пожарных насосов на пассажирских, наливных судах валовой вместимостью 1000 рег. т и более и на всех прочих судах валовой вместимостью 2000 рег. т и более устанавливают аварийный пожарный насос, если нельзя обе­спечить надлежащую живучесть стационарных пожарных насосов.

Аварийный насос располагают отдельно от стационарных (на наливных судах — в носовой части вне грузовых танков, но в корму от форпиковой переборки); он должен иметь автономный привод и местное управление (на танкерах — также с открытой палубы). Производительность аварийного насоса должна быть достаточной для одновременной работы двух стволов. Трубо­провод противопожарной водяной системы выполняют из сталь­ных или медных труб, рассчитанных на давление до 1,0 МПа (10 кгс/см2).

Система водяного орошения служит для по­дачи воды к оросительным насадкам для тушения пожара в хра­нилищах взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ (крюйт- камерах), а также для орошения палуб, переборок, шахт, трапов и сходов в МКО и т. п. Система срабатывает автоматически при определенном повышении температуры, о начале ее работы подается сигнал в рулевую рубку и каюту старшего помощника капитана.

Система водяных завес подает воду для создания сплошных водяных завес, препятствующих распространению пла­мени, и для охлаждения корпусных конструкций судна. Ее применяют для защиты открытых палуб паромов и судов типа «ро-ро», предназначенных для перевозки подвижной техники, заправленной топливом, а также для защиты проемов и водоне­проницаемых дверей, не имеющих противопожарной изоляции.

Систему водораспыления оборудуют для подачи воды к распылительным насадкам, установленным для тушения пожара распыленной водой в МКО и тонкораспыленной водой, т. е. доведенной до туманообразного (дисперсного) состояния, — в отсеках жидкого топлива. Тонкораспыленная вода создает в топливных отсеках обедненную кислородом среду, и горение не поддерживается. Систему выполняют в виде кольцевых ма­гистралей из медных труб с установленными на них через 1,2— 1,5 м водораспылителями. Кольцевые магистрали располагают по высоте отсека ярусами не более чем через 5 м. Вода в маги­страль подается от автоматически включенного насоса. Кроме основного насоса обязательно должен устанавливаться резервный.

Для тонкого распыления воды применяют сжатый воздух под давлением 0,6—0,8 МПа (6—8 кгс/см2).

Спринклерная си­стема необходима для по­дачи воды к оросительным насадкам, которые включа­ются автоматически при по­вышении температуры в ох­раняемых помещениях до заданной величины (в жилых и служебных — до 80 °С). Ос­новой спринклерной системы является спринклер (рис. 8.15) — распыляющая воду насадка с легкоплавким зам­ком, открывающим выход водяной струе из трубопро­вода при достижении заданной температуры. Существуют спринклеры с замком из легкоплавкого металла или со стеклянной колбой, наполненной цветной легко­расширяющейся жидкостью. При повышении температуры ме­таллический замок плавится, а колба лопается, и из спринклера поступает распыленная вода. Спринклеры размещают на расстоя­нии не более 3 м друг от друга так, чтобы все поверхности охра­няемого помещения равномерно орошались Трубопровод сприн­клерной системы должен всегда быть под давлением.

Рис. 8.15. Спринклеры: а — с металли­ческим замком; б — со стеклянной кол­бой.
I — штуцер (корпус): 2 — диафрагма; 3 — стеклянный клапан; 4 — рама; 5 — водорас- пылнтельная розетка, б — металлический за­мок; 7 — стеклянная колба

Система паротушеиия предназначена для подачи водяного насыщенного пара в охваченные пожаром грузовые трюмы, танки, котельные отделения и пр. Пар, заполняющий эти помещения, создает атмосферу, не поддерживающую горения Для паротушеиия используют насыщенный пар под давлением 0,6—0,8 МПа (6—8 кгс/сма) от главного или вспомогательного котлов. Паропроизводительность котла должна быть достаточной для подачи 1,33 кг пара в час на каждый кубометр объема наиболь­шего охраняемого помещения. Станции паротушеиия, в которых размещены распределительные коробки с запорными клапанами, располагают в МКО. надстройках, рубках и других легкодоступ­ных местах. От распределительной коробки станции паротушеиия в каждое охраняемое помещение прокладывают трубопровод из труб диаметром не менее 15—25 мм. На танкерах для экономии массы и упрощения системы эти отростки идут прямо от маги­стрального трубопровода, проложенного под переходным мости­ком. Для повышения живучести системы на магистральном трубо­проводе через каждые 30—40 м, а также по концам средней над­стройки предусматривают отсечные клапаны, которые в нормаль­ных условиях постоянно открыты. Система паротушеиия отли­
чается простотой и дешевизной, но имеет и недостатки: она опасна для жизни людей, возможна порча груза и оборудования насы­щенным паром, поэтому ею можно пользоваться только в закрытых помещениях.

Вода Буферная жидкость ПО 1
Рис. 8.16. Системы пенотушеиия: а— с внутренним ценообразо­ванием; б — с внешним пенообразованием. 1 — резервуар; 2 — баллон со сжатым воздухом; 3 — трубопровод по­дачи сжатого воздуха; 4 — трубопровод судовой системы сжатого воз­духа; 5 — редукционный клапан; 6 — предохранительный клапан; 7 — трубопровод подачи сжатого воздуха для пенообразовання, 8 — трубо­провод подачи сжатого воздуха для вытеснения жидкости из резервуара; 9 — пенопровод; 10 — гибкий шланг; II — ствол; 12 — рассенватель; 13 — магистраль водяного пожаротушения: 14 — смеситель; II — пено­провод: 16 — отросткн; 17 — ручной воздушио-пеиный ствол

Система пенотушеиия. При тушении горящих нефтепродуктов наиболее эффективна подача огнегасящей пены, которая покрывает горящую поверхность или заполняет отсек, охваченный пожаром. Пена представляет собой ячеисто-пленоч- ную структуру, образованную множеством пузырьков газа, раз­деленных тонкими пленками жидкости. Благодаря небольшому удельному весу (около 0,1 г/см3) огнегасящая пена легко удержи-


вается на поверхности любых нефтепродуктов. Покрывая Го­рящую поверхность слоем 0,1— 0,5 м, она охлаждает и изоли­рует ее от кислорода воздуха и прекращает горение.

В зависимости от состава и способа получения разли­чают воздушно-механическую и химическую пену. В системе воздушно-механического пеноту­шения пена образуется при взаимодействии пенообразую- щей жидкости ПО-1 или ПО-6 с водой и воздухом. Пена вы­рабатывается либо в резервуа­рах на станции воздушно-меха­нического пенотушения, либо непосредственно при выходе из магистрали в специальных воздушно-пенных стволах ста­ционарного или переносного • типа.

Станция воздушно-механического пенотушения с внутренним пенооб- разованием (рис. 8.16, а) состоит из двух (для надежности) резервуаров, в которых в заданной пропорции раз­мещены пенообразователь н вода, и баллона со сжатым воздухом для об­разования пены и вытеснения ее в магистраль. Баллон соединяют с су­довой магистралью сжатого воздуха. Для нормальной работы установки при длине пенопровода до 50 м необхо­дим сжатый воздух под давлением 0,5—1,0 МПа (5—10 кгс/см1).

ч"
X!
/
Л-
о о.= МЛ"}. и а я О.Ч уII-5"

к о с с Е Ь И 5 - га з;па8
_ i» Ж ' О
/I:
г I:
А-
7/1
X
| I:
Л
§ = §Л в (о К 9 * «С с Я § К д ® о я я 3 5 Я в) _ я я «

Станция воздушно-механического тушения с внешним пенообраэованием (рис. 8.16, б) состоит из двух резерву­аров с пенообразователем, в которые подается от пожарной магистрали вода в момент тушения пожара. Эта вода служит только для выдавливания пенообразователя из резервуара к сме­сителю, где пенообразователь смешива­ется с водой. Для предотвращения смешивания пенообразователя с водой в резервуаре используют рассеиватель и слой буферной жидкости (смесь четыреххлористого углерода с маслом МС-20). Образовавшаяся в смесителе эмульсия подается к воздушно-пен­ным стволам, в которых она сме-


шивается с воздухом, образуя пену. Кратность обычной воздушной механиче­ской пены колеблется от 6: 1 до 10:1 (в зависимости от типа пенообразователя). В последнее время для тушения пожа­ров применяют также высокократную воздушно-механическую пену с кратностью от 100:1 до 1000: I. Ее получают из пенообразователя повышенной концентра­ции и вместо обычных воздушно-пенных стволов используют специальные высо­кократные пеногенераторы ПГВ (ста­ционарные и переносные). ' Трубопровод системы воздушно-ме­ханического пенотушеиия прокладывают между станциями, размещаемыми обычно в разных районах судна (рис. 8.17) Интен­сивность подачи раствора на каждый квадратный метр площади охраняемого помещения регламентируется Правилами Регистра СССР и колеблется от 0,6 до 6,0 л/мин в зависимости от вида нефтепродуктов н типа пенообразова­теля для обычной пены и от 4 до 6 л/мин — для 100-кратной.

Система химического пенотушения, уступающая по надежности и удобству эксплуатации воздушно-механической, на новых судах обычно не применяется.

Кроме стационарной системы воздушно-механического туше­ния и переносных воздушно-пенных стволов, на судах имеются пенные установки — химические или воздушно-механические — местного значения.

Система объемного химического туше­ния — одна из наиболее эффективных противопожарных си­стем — предназначена для подачи легкоиспаряющихся огнегаси- тельных жидкостей из цистерн, хранилищ и баллонов в грузовые трюмы, машинные, котельные и другие помещения для тушения пожара путем заполнения этих помещений парами жидкости.

В качестве огнегасительиой жидкости используют хладоны 13В1 и 114В2 или состав БФ-2, состоящий из 27 % (по массе) хладона 114В2 и 73 % бромистого втила. Расчетная норма расхода жидкости составляет 0,20—0,31 кг/м3 в за­висимости от назначения охраняемого помещения и типа огнегасительной жид­кости; для состава БФ-2 она равна 0,215 кг/м3.

Система состоит из баллона с огнегасительной жидкостью, находящейся в ием под давлением не более 0,2 МПа (2 кгс/сма), и трубопроводов, идущих в каждое охраняемое помещение (рис 8.18). Жидкость подается по трубопро­воду с помощью сжатого воздуха под давлением 1,0—1,2 МПа (10—12 кгс/см8) и распыляется по помещению через распылительные головки, установленные в верхней части помещения (при высоте помещения более 5 м распылители рас­полагают в несколько ярусов). На станции химического тушения размещают ие менее двух баллонов с жидкостью и двух баллонов со сжатым воздухом.

химического тушения. 1 — баллон о огнегасительной жид­костью; 2 — баллон со сжатым воз­духом: 3 — трубопровод сжатого воз­духа: 4 — редукционный клапан; 5 — магистральный трубопровод; 6 — пре­дохранительный клапан; 7 — разгру­зочные трубопроводы, идущие в охра­няемые помещения

Система углекислотиого тушения подает жидкую углекислоту из баллонов в грузовые трюмы, МКО и кладовые хранения легковоспламеняющихся материалов для ту­шения пожара путем заполнения этих помещений газообразной
углекислотой. Обезвоженную углекислоту хранят в стальных баллонах емкостью по 40 л (25 кг углекислоты), которые обычно группируют в батареи, по 10—12 шт. в каждой. Баллоны сооб­щаются с коллектором, откуда в каждое охраняемое помещение идет независимый трубопровод. Батареи устанавливают в помеще­нии станции углекислотного тушения — в надстройке или рубке с непосредственным выходом на открытую палубу. При большом запасе углекислоты баллоны размещают в двух станциях угле­кислотного тушения, максимально удаленных друг от друга по длине судна. Высокое давление в баллонах (свыше 10 МПа) и возможность самопроизвольного выхода углекислоты из бал­лонов представляет опасность для находящихся на судне людей. Поэтому сейчас систему углекислотного тушения применяют крайне редко, в основном для тушения пожаров в грузовых трюмах сухогрузных судов (использовать ее в танках наливных судов нельзя).

Система тушения инертными газами пред­назначена для подачи инертных газов в сухогрузные трюмы для тушения пожара, а в танки наливных судов — для предупрежде­ния пожара или взрыва путем заполнения газом этих помещений. Для получения инертного газа на судах используют выхлопные газы двигателей или котлов или же устанавливают специальные генераторы газа. Инертный газ не должен содержать более 5 % кислорода; в нем не должно быть окиси углерода и других горю­чих примесей. Получают его в генераторе путем сжигания топ­лива. Затем его очищают, охлаждают до 40 сС, осушают и подают в охраняемое помещение; в сухогрузные трюмы — в нижнюю часть, в танки — сверху. В последнее время эта система получила широкое распространение.

Система порошкового тушения предназна­чена для тушения пожаров в помещениях аварийных источников энергии, генераторов инертного газа, кладовых легковоспламе­няющихся материалов, ангарах, гаражах, палубах грузовых от­секов газовозов и т. п. Система состоит из станции с резервуарами огнегасящего порошка, баллонами газоносителя и распредели­тельным коллектором, постов тушения, трубопроводов и арма­туры для пуска системы и подачи порошка к постам. В качестве огнегасящих порошков чаще всего используют порошки на основе бикарбонатов натрия или калия, а также фосфата аммония. В ка­честве газоносителя обычно применяют азот или другой инертный газ. Подача порошка в помещения осуществляется через распы­лители.

Системы пожарной сигнализации играют важную роль в общем комплексе противопожарных мероприятий на судне. Различают сигнализацию обнаружения пожара, т. е. подачу сигнала с места возникновения пожара в центральный пожарный пост (ЦПП), сигнализацию оповещения — уведомление экипажа и пассажиров о возникновении пожара на судне — и
сигнализацию предупреждения — уведомле­ние экипажа, находящегося в охраняемом помещении, о пуске в действие системы объемного пожаротушения [8]. Все суда дол­жны иметь ЦПП, в котором сосредоточены приемные станции сигнализации обнаруже­ния и сигнализации оповещения. ЦПП рас­полагают или в рулевой рубке, или в других постах, имеющих непосредственную связь с рулевой, и несут в них круглосуточную вахту.

Рис. 8.19. Сигнальный шкаф. 1 — смотровое стекло: 2 — труба из отсека: 3 — лннэа: 4 — зеркало: 5 — лампа; 6 — венти­ляторы

Сигнализация обнаружения пожара раз­деляется на автоматическую и ручную. Автоматическую устанавливают во всех жи­лых и служебных помещениях, кладовых, постах управления, помещениях для сухих грузов, за исключением трюмов, не обору­дованных системой объемного тушения, а также помещений, в которых полностью отсутствует горючая среда.

Существуют электрические и дымовые системы автоматической сигнализации обна­ружения. Электрические системы состоят из датчиков-извещателей, которые автомати­чески сигнализируют в рулевую рубку или в специальный пожарный пост о появле­нии дыма, повышении температуры или появлении огня в контролируемом поме­щении.

Дымовые системы на старых судах по­дают задымленный воздух в специальный шкаф, установленный в рулевой рубке (рис. 8.19) и контролирующий задымляемость воздуха на судне. Сейчас для контроля задымленности помещений применяют фото­оптические и радиоактивные приборы. Их устанавливают в самих контролируемых помещениях, откуда они и подают электросиг- иалы о появлении дыма в рулевую рубку и в ЦПП.

Кроме перечисленных средств сигнализации обнаружения в коридорах жилых, служебных и общественных помещений, в машинных и производственных помещениях, а также на откры­тых грузовых палубах устанавливают специальные датчики- извещатели, которые приводятся в действие вручную.

Сигнализация оповещения совмещается с общесудовой авраль­ной сигнализацией и служит для подачи сигналов отдельно пас­
сажирам и экипажу. К ней относятся колокола громкого боя, световые сигналы, сирены. В качестве дублирующего средства предусмотрена возможность принудительного вещания по радио­трансляционной сети.

Сигнализацию предупреждения оборудуют только в охраняемых системах объемного тушения помещения, в которых при нормаль­ной эксплуатации находятся люди. Сигнализация включается автоматически при пуске системы пожаротушения с таким расче­том, чтобы люди могли покинуть помещение до момента подачи огнегасящего вещества. В дополнение к громкому звуковому сигналу включается световое табло: «Газ1 Уходи!» или «Пар! Уходи!»

§ 8.6. Системы бытового водоснабжения

Системами бытового водоснабжения называют группу систем, предназначенных для обеспечения хозяйственно-бытовых и сани­тарных нужд судна пресной и забортной водой. К этой группе относятся системы бытовой пресной воды, питьевой, мытьевой воды, бытовой горячей и бытовой забортной воды.

В соответствии с Санитарными правилами суда должны быть обеспечены в достаточном количестве пресной н мытьевой водой. Так, морские суда, совер­шающие рейсы с удалением от берега более чем на 100 мнль и продолжительно­стью более суток, должны иметь запас пресной воды по 100 л на человека в сутки (40 л питьевой и 60 л мытьевой). На судах допускается объединять системы питье­вой и мытьевой воды в одну, называемую системой бытовой прес­ной воды; прн этом требуется, чтобы мытьевая вода по условиям хранения и качеству соответствовала питьевой, т. е. должна быть пресной, чистой, про­зрачной и не содержать вредных примесей и микроорганизмов.

Система питьевой воды служит для приема, хранения и подачи питьевой воды на камбуз, к питьевым фонтан­чикам и умывальникам. Она состоит из вкладных цистерн, насо­сов, пневмоцистерны (гидрофора), трубопроводов из оцинкован­ных водогазопроводных труб и водораспределительных устройств

/ — наливной трубопровод; 2 — цистерна запаса питьевой воды; 3 — трубопровод от цистерны запаса к насосной установке: 4 — ручной иасос; 5 — центробежный элек­тронасос; 6 — гндрофор (пневмоцнстерна); 7 — реле давления, управляющее работой электромотора иасоса; 8 — напорная магистраль питьевой воды; В — водоразборные устройства (потребители)

 

(рис. 8.20). На судне предусматривают не менее двух цистерн питьевой воды с надежным защитным покрытием — цементным раствором, полиэтиленовой пленкой, этинолевой краской и т. п.— и снабженных водомерными стеклами или дистанционными уров­немерами (пользоваться футштоками запрещено).

Питьевую воду принимают в цистерны через выведенные на открытую палубу трубы, которые гибкими шлангами присоеди­няют к городскому водопроводу. Рожки приемных труб выводят на 400 мм выше открытой палубы и защищают от попадания мор­ской воды, а на гуськах воздушных труб цистерн пресной воды предусматривают головки с фильтрами и защитой от морской воды.

Для поддержания в системе постоянного давления предусма­тривают гидрофор, т. е. герметически закрытую цистерну, запол­ненную водой и сжатым воздухом, который по мере заполнения гидрофора водой сжимается до 0,3—0,35 МПа (3—3,5 кгс/см2). Воздух подает питьевую воду в систему до тех пор, пока давление в гидрофоре не упадет до 0,12—0,16 МПа (1,2—1,6 кгс/см2), после чего автоматически включается водяной насос и гидрофор снова заполняется. Выключается насос также автоматически — при увеличении давления воздуха в гидрофоре сверх указанного.

На судах малого водоизмещения применяют упрошенную систему питьевой воды: вместо гидрофора на мостике устанавли­вают заполняемый насосом напорный бак (расходную цистерну), из которого вода самотеком поступает к потребителям.

Для длительного хранения питьевой воды в системе преду­сматривают бактерицидную установку (хлоратор, бактерицидные лампы и т. п.), но даже после специальной обработки хранить воду более 20—30 суток нельзя. На судах, обладающих большой автономностью и имеющих на борту большое количество людей, запас пресной воды принимают на 15—20 сут, пополняя его затем от опреснительной установки. Опресненную морскую воду (ее разрешается брать в море не ближе 25 миль от берега) обеззара­живают и минерализуют, т. е. насыщают ее минеральными со­лями для придания ей вкусовых качеств.

Система мытьевой воды по своему устройству анало­гична системе питьевой воды, однако мытьевую воду допускается хранить в корпусных цистернах, предусматривая защиту ее от за­грязнения и порчи под действием тепла. Во избежание замерза­ния в зимнее время цистерны мытьевой воды оборудуют змееви­ками подогрева (от хозяйственного паропровода). Мытьевую воду подают только в бани, ванные, душевую, прачечные, камбузы. В умывальники мытьевую воду подводить запрещено (так как ее нельзя использовать для питья), она должна быть питьевого качества.

Система бытовой горячей воды служит для централизованного снабжения горячей пресной водой хозяй­ственно-бытовых потребителей. Воду подогревают в специальном водоподогревателе и при температуре 60—70е направляют с по­мощью насоса горячей воды по кольцевому трубопроводу к по­требителям.

Система бытовой забортной воды необхо­дима для подачи забортной воды к местам ее потребления (ванны, душевые, туалеты) и для мытья палубы, а также для охлаждения различных теплообменных аппаратов. В отличие от остальных эта система не имеет запасных цистерн. В качестве насоса обычно используют пожарный насос либо устанавливают автономный насос забортной воды с пневмоцистерной. Трубопровод забортной воды изготовляют из труб, обладающих высокой коррозионной стойкостью — стальных, оцинкованных, медных, медно-никеле- вых, полиэтиленовых или же стальных, футерованных полиэти­леном.

§ 8.7. Сточные системы

Сточными системами называют группу судовых систем, со­стоящую из системы сточных вод, системы х о- зяйствеино-бытовых вод и системы шпи­гатов открытых палуб. Они предназначены для удаления с судна различных сточных вод (из унитазов, писсуаров, ванн, умывальников, раковин и других санитарных и хозяй­ственно-бытовых приборов), а также вод, попадающих на откры­тые палубы. В связи с тем, что по Санитарным правилам и требо­ваниям Международной конвенции по предотвращению загрязне­ния с судов 1973 г. сбрасывать за борт сточные воды при нахожде­нии судна в портах, каналах и прибрежной зоне запрещено, на судах предусматривают специальные цистерны, емкости которых достаточны для сбора сточно-фекальиых вод в течение трехсуточ­ной стоянки (50 л сточно-фекальных вод на человека в сутки).

Сточные воды поступают в цистерны самотеком и откачи­ваются из них иасосами, эжекторами или сжатым воздухом в бе­реговые резервуары, грязеотвозные шаланды или в открытое море. Для периодической очистки цистерны оборудуют системой обмыва и пропаривания, а во избежание переполнения — специаль­ной сигнализацией о заполнении цистерны на 80 %. Выклю­чаются насосы автоматически, при заполнении цистерны. На сов­ременных судах оборудуют отвечающие Конвенции установки для очистки и обеззараживания сточных вод, позволяющие произво­дить сброс обработанных сточных вод в море. Обработка сточных вод осуществляется биологическим, электрохимическим, физико- химическим и другими методами.

Трубопроводы сточных систем изготовляют из медных или стальных оцинкованных труб с латунной или бронзовой арма­турой. Фановый трубопровод (диаметром не менее 100 мм) не дол­жен иметь горизонтальных участков (уклон не менее 0,05 %) и резких изгибов и поворотов. Сточный трубопровод может быть меньшего диаметра, и к его прокладке предъявляют менее же­сткие требования. Для упрощения сточной системы гальюны

Рис. 8.21. Схема сточной системы. 1 — фановый трубопровод; 2 — сточный трубопровод; 3 — бор­товая эахлопка; 4 — труба, идущая с правого борта; 5 — шпнгат; 6 — водяной затвор (снфон); 7 — пнссуар; в — сточная цистер­на; 9 — насос; 10 — выгородка сточной цистерны

 

стараются располагать по одной вертикали и группировать в оп­ределенных районах. Стойки из гальюнов и других санитарно- гигиенических помещений, как правило, не разрешается проводить через жилые и общественные помещения, камбуз, провизионные камеры, медблок и т. п. В случае крайней необходимости проходя­щие через эти помещения трубопроводы сточных систем должны быть тщательно звуко- и Теплоизолированы, и их следует размещать в специальных выгородках.

Отливные отверстия сточных систем выводят обычно на левый борт на высоте 300 мм над грузовой ватерлинией; приемники всех других систем забортной воды размещают на правом борту. Выходное отверстие отливного трубопровода снабжают невозврат­ной захлопкой. Чтобы предотвратить проникновение неприятных запахов в гальюны и умывальники, у санитарных приборов устанавливают водяной затвор, обычно сифонного типа (рис. 8.21).

Система шпигатов открытых палуб состоит из уста­новленных вдоль бортовой кромки палубы (по ватервейсу) шпига­тов, переходящих в вертикальные спускные трубы, идущие в льяла, сточные колодцы или выводимые за борт в районе гру­зовой ватерлинии. Шпигаты снабжены сеткой для защиты спуск­ных труб от засорения. На трубах, ведущих в льяла и сточные


колодцы, устанавливают шпигаты с гидравличес­ким затвором, предотвра­щающим проникновение неприятных запахов из трюма и трубопровода сточной системы; в неко­торых помещениях преду­сматривают шпигаты с от­стойниками и запорным устройством.

§ 8.8. Системы микроклимата

К этой группе систем от­носятся системы отопле­ния (парового, водяного и воздушного), вентиляции и кондиционирования воз­духа. Они предназначены для создания и поддержа­ния в судовых помещени­ях необходимых парамет­ров воздушной среды.

Системы отопления обе­спечивают обогрев судо­вых помещений в холодное время года. На судах при­меняют паровые, водяные и воздушные системы ото­пления, а также отопле­ние с помощью электро­грелок, питаемых от су­довой электросети.

= 1 ОЯ-» В. — * я —

Систему паро­вого отопления применяют в машинных отделениях и мастерских, санитарно-бытовых и сани­тарно-гигиенических по­мещениях, кладовых, ре­же — в жилых, общест­венных и служебных по­мещениях, за исключени­ем помещений, имеющих оборудование и приборы, которые выходят из строя


Рис. 8.23. Грелки систем парового и водяного отопления: а чугунная литая; б — стальная двухрядная; в — радиатор

 

под действием пара в случае протечек (штурманская и ра­диорубки, трансляционная, гирокомпасная, музыкальные са­лоны, а также помещения, отделанные ценными породами дерева). Для парового отопления используют сухой насыщенный пар под давлением до 0,3 МПа (3 кгс/см2) от главных, вспомогательных или утилизационных котлов. Система состоит из парораспредели­тельной станции, размещаемой в МКО, специальных выгородках или нишах, тамбурах и т. п.; грелок и трубопроводов. Редук­ционный и предохранительный клапаны сохраняют заданное давление пара и предотвращают его повышение путем стравли­вания излишнего пара в атмосферу.

Различают однопроводную и двухпроводную системы парового отопления. При однопроводной системе (рис. 8.22, а) грелки включаются последовательно одна за другой, так, что каждая последующая питается смесью пара и конденсата, образовав­шегося в предыдущей грелке. При двухпроводной системе (рис. 8.22, б) все грелки включаются параллельно друг другу между магистралью свежего пара и магистралью конденсацион­ной воды. Конденсационная вода с полностью сконденсирован­ными в конденсационном горшке остатками пара поступает в теп­лый ящик, а оттуда — в котел. Двухпроводная система эффектив­нее н надежнее однопроводной, но сложнее и на 25—30 % тя­желее.

При прокладке парового отопления помещения одного района судна с примерно равными теплопотерями объединяют в группы. При этом в каждую группу грелок пар поступает через редук­ционный клапан от магистрали свежего пара. Парораспредели­тельная станция обслуживает не только систему парового отоп­ления, но и хозяйственный паропровод, подающий пар в прачеч­ные, камбуз, сушилки, к воздухоподогревателям системы воздуш­ного отопления и кондиционирования воздуха (в хозяйственный паропровод подается пар под давлением 0,5 МПа).

В качестве отопительных приборов в системе парового отоп­ления применяют радиаторы и грелки ребристого типа (рис. 8.23).

Трубопровод изготовляют из стальных или медных труб: магистральный — диаметром до 80 мм, отростки к отопительным приборам — диаметром 10—25 мм.

К недостаткам системы парового отопления следует отнести: шум при подаче пара, невозможность получить стабильный тепловой режим, что вредно отражается на самочувствии людей, пригорание пыли на грелках из-за высокой температуры пара, сухость воздуха в обогреваемом помещении.

Система водяного отопления, использующая в качестве теплоносителя воду, нагретую до 70—95°, по устройству очень похожа на систему парового отопления; в ней лишь отсут­ствуют приборы и арматура, имеющие «паровую» специфику (конденсационные горшки, сепараторы, редукционные и предо­хранительные клапаны). Горячую воду получают в водоподогре- вателе и подают по напорному трубопроводу в грелки и радиа­торы такого же типа, как и для парового отопления; отдав тепло, вода возвращается в водоподогреватель Циркуляция воды в си­стеме обеспечивается специальным циркуляционным насосом (при­нудительная циркуляци

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...