Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь школьной и театральной педагогики в решении проблемы мастерства учителя.




 

План

 

1. Общее и отличительное в пед. искусстве;

2. Завоевание внимания аудитории;

3. Самоуправление поведением педагога;

4. Пед. искусство.

 

Учебно-воспитательный процесс в школе – явление динамическое и многогранное. Искусство актера и работа учителя во многом похожи. И та, и другая характеризуются тем, что исполняются они преимущественно внутренними средствами. Орудиями их реализации являются физические, психические и социально-духовные качества самого их исполнителя. И в той, ив другой работе велика доля творческого начала и мала доля механически исполняемых действий. Деятельность и актера, и учителя требуют высокого уровня физической, психической и социальной культуры, а поэтому – непрерывного тренинга, упражнения и самовоспитания.

 

Пед. искусство театром одного актера, поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия, его законы. В этом может помочь система Станиславского.

Это наука об актерском творчестве, о развитии способностей, способ развивать дарования и максимально их использовать.

Богатый опыт театральной педагогики показывает, что благодаря ему можно научиться многому:

1. Овладеть культурой движения: умением расслаблять и напрягать нужные мышцы, успокаивать или взбадривать нервную систему, что способствует мобилизации педагогического восприятия, мышления.

Физическая неуклюжесть – большой порок для учителя. Дело не только в том, что педагог плохо “подает” себя, его трудно понимать. Хуже, если он вызывает отрицательные эмоции.

2. Благодаря театр. педаг. можно научиться владеть течением внутренних видений, мыслей, чередованием чувственных образов, произвольными переключениями, т.е. осуществлять тренинг на психическом уровне средствами физических действий.

Речь идет о тренировке представлений, процедур мышления, воображения. Подобные упражнения помогают развивать качества профессионального мышления, его гибкость, мобильность, самостоятельность, оригинальность.

Именно здесь скрыто много резервов совершенствования педагогического труда. Достаточно сравнить психологическую характеристику деятельности учителя, работающего по готовым методическим рецептам, и деятельность учителя раскованного, самостоятельно думающего, всегда действующего целесообразно в конкретной пед. ситуации, чтобы увидеть профессиональную несостоятельность первого.

3. Научиться владеть тактикой и стратегией пед. мышления. Достигается это на основе хорошего знания пед. теории, но обязательно в результате специальных упражнений. Упражнение оказывается тем средством, которым “заполняется канавка” между теорией и практикой.

 

Перед любым уроком, беседой, мероприятием надо представить себе, предварительно проиграть в поле воображения содержание своих предстоящих действий: логический ход рассуждений, необходимые образы и понятия, средства и способы их предъявления, эмоциональное состояние, т.е. создать необходимые внутренние условия эффективного пед. процесса.

 

плохо

Пример: -настрой внешне

-погружение в урок

отлично

 

Способность преодолевать – результат кропотливого труда по обработке элементов пед. действия-действия, которое:

-совершается физически;

-переводится на внутренний план;

-совершается подсознательно.

 

3 уровня овладения искусством входить в творческое состояние

 

1. Умение входить в творческое состояние случайно или не возникает;

2. Вызывается сознательно, преднамеренно, искусственно;

3. Импровизация, бессознательное, легко осуществимое действие.

 

Совместимость в процессе общения педагога с учащимися основывается на принципах взаимной доброжелательности, принципиальности и ответственности.

В процессе общения педагог обогащает детей умственно, нравственно и эстетически. Но это невозможно, если сам педагог не владеет системой умений и навыков, необходимых для правильного познания и оценки других людей. Общение обязательно предполагает формирование у педагога и учащихся образов друг друга и понятий о личностных особенностях каждого участника общения, оно несет в себе эстетическую характеристику – внешний и внутренний образ участника общения, вызывает определенное к себе отношение, в общении проявляется поведенческий компонент – слова и дела, адресуемые педагогом учащимся.

Эти три компонента – познавательный, эстетический, поведенческий – неразрывно связаны между собой.

Анализ пед. учебно-воспитательных действий передовых учителей показывает, что одним из важных условий, обеспечивающих пед. совместимость является сила чувств и переживаний педагога. Чем ярче, многообразнее переживание педагога на уроке, тем больше его самоутверждение в опыте учащегося.

Развитие чувственной сферы учителя – один из важных элементов его мастерства.

В пед. деятельности взаимоотношение с аудиторией зависит от самочувствия педагога. Подобное есть и в театральном искусстве.

Станиславский видел основу системы не в таланте и темпераменте, а в проблеме сценического самочувствия.

Наиболее разрушает творчество внутреннее напряжение, которое ухудшает способность мышления и мешает проявлению эстетических чувств. Только спец. тренинг может помочь педагогу расслабиться.

Если наблюдать за работой талантливого педагога, то нас покоряет его естественность, грация, привлекательная манера общения.

Счастливы те педагоги, которые сохраняют способность воспринимать действительность как бы впервые. Каждая новая встреча с учениками – открытие. Каждый новый урок не похож на предыдущий. Их работа – творчество.

Из всех аспектов психофизической техники ближе всего к делу подготовки учителя стоит опыт развития у актеров внимания, наблюдательности, воображения, фантазии.

Еще Леонардо да Винчи советовал ученикам умение видеть, воображать.

Т.1. раскрывай детали предмета

Т.2. представляй из пестроты картину

Т.2. воспроизводство на внутреннем экране

Это способствует установлению обратных связей в классе.

 

Для актера и учителя глаза, голос, руки, тело – весь физический, творческий аппарат такой же инструмент, как для скрипача скрипка.

 

Для овладения этим искусством есть два пути:

-стихийный – методом проб и ошибок;

-путь управляемого формирования, режиссуры пед. действия.

 

Например, Шерлок Холмс.

 

Биография спичечного коробка, часов, человека.

 

Богатый теоретический и практический опыт накоплен в театральной педагогике по проблеме общения и соответствующего тренинга компонентов общения.

 

2). К.С. Станиславский обратил внимание, что все живые существа при встрече общаются в одной и той же логической последовательности.

Стадии процесса общения:

1. Войдя в комнату, человек рассматривает находящихся в ней людей, старается понять их настроение;

2. Избирает объект, подходит к нему, привлекает на себя его внимание;

3. Пускает в ход щупальца глаз, чтобы понять его состояние;

4. Завязывает общение с объектом, передает информацию;

5. Отклик объекта.

Каждая стадия должна быть соблюдена. Отсутствие 5-й ступени выдает учителя, который лишь выполняет свой долг, не достигает отклика, не оказывает влияния.

 

/у животных то же/

 

Педагог должен владеть арсеналом средств, при помощи которых он доносит свой опыт, свой видения. Эти средства индивидуальны, неповторимы. Помимо слов, голоса, интонации в распоряжении педагога есть еще жест, движение, ритмика…

Есть несколько методов завоевания внимания аудитории, крайние из них – пассивный и агрессивный.

Пассивный методзаключается в том, что педагог фокусирует внимание аудитории на своей личности. Последовательным, логически стройным размышлением, умеренной чувственностью объединяется внимание аудитории в единый узел пед. действия.

Агрессивный метод противоположен пассивному. По этому пути идут сильные, экспрессивные педагоги. Их чувства и волеизлучения высвобождаются через интеллект и приковывают внимание аудитории. С натренированной уверенностью педагог гипнотизирует слушателей.

Часто используются темпоритмы, с помощью которых педагог как бы внедряет в сознание слушателей наиболее значимую информацию.

Пед. процесс требует магии пед. воздействия. Чтобы ее создать, надо в совершенстве владеть техникой межличностного общения на уровне этической платформы и пед. сверхзадачи.

Кто хочет проникнуть в тайны владения людьми, должен проникнуть в тайны владения собой.

-пока аудитория остается тайной;

-пока педагог не подчиняет себя пед. цели;

-пока не осмыслит личных возможностей воздействия на аудиторию, она по-настоящему не воспримет его информацию.

Принципы пед. воздействия разработал А.С. Макаренко, где используется сила движения коллектива.

долг

Система перспективных линий (радость настоящего радость будущего)

 

Параллельное действие через коллектив.

 

Пути формирования пед. мастерства:

 

- упражнение на имитацию, осмысленное, предполагающее цели, мотивы повторение движений другого;

- упражнения на контакт – комплекс мимики, жестов, речи и голосовых модуляций;

- спец. упражнение на ритм, ощущение пространства, обработку динамики поведения.

Все это делается для того, чтобы педагог мог управлять аудиторией, передавать ей опыт, духовный мир, убеждения.

3). Будучи руководителем коллектива, целенаправляя его деятельность, педагог должен владеть определенными качествами, способствующими совместимости с коллективом и отдельными учащимися, входящими в него. Прежде всего это умение управлять своим поведением. Вполне понятно, что к этому педагога надо готовить.

Особое внимание надо уделять биомеханике: формированию координации моторного поведения, умению владеть своим телом, чувствовать свое тело. Конечная задача – полностью подчинить свое моторное поведение выражению определенного содержания пед. воздействия, сделать его автоматическим, превратить совершенную технику общения во внутреннюю потребность.

Упражнения на имитацию, контакт, ритм – важное звено профессиональной саморегуляции.

В театральной педагогике встречается слово “аура” (лат. “дуновение”).

К.С. Станиславский говорил: ‘Не замечали ли вы в жизни или на сцене, при взаимных общениях, ощущения исходящего волевого тока, который струится через поры тела, глаза кончики пальцев?’

Интенсивность общения относится к важной силе пед. воздействия, которая будит ответную реакцию воспитуемых. Благодаря этому возникает взаимное общение, рождается пед. искусство.

Учитель осуществляет активное, сильное, профессиональное действие, но если он мастер, то в активных превращаются ученики.

Между учеником и педагогом, особенно при первых встречах, возникает духовная психологическая борьба. Педагог пытается подчинить себе учащихся, а они – наоборот. Класс идет за педагогом, если у него принципиальный ум, вкус, умение и сила, т.е. талант. Класс становится беспокойным, если учитель фальшив, безвкусен, бессилен и бездарен.

 

4). Педагогическое искусство.

 

В пед. искусстве педагог не может моментально измерить результаты своего труда, ибо мерилом его деятельности может быть только субъективная оценка учащихся: учитель убедил, увлек, разбудил мысль, вызвал положительное чувство, передал крупицы опыта.

Кажется, что мастер – педагог делает это легко и просто, естественно и непринужденно. На самом деле, это профессиональное умение достигается лишь постоянным трудом талантливого педагога. Случается, что хороший педагог становится посредственным из-за слабости воли. Это проявляется в усталости, пресыщенности впечатлений, непонимании и полном забвении пед. идеалов. Заканчивается это пед. несостоятельностью.

Каждый талантливый педагог отмечен печатью неповторимости, все посредственные похожи друг на друга. Посредственность не умеет зажечь, повести за собой. Пед. искусству можно научиться, но нельзя научить.

 

Педагог должен владеть тремя особенностями:

 

- уметь уважать и любить людей;

 

- уметь набирать жизненный опыт и знания;

 

- уметь передавать их ученикам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...