Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы и коммуникативные качества пед. речи.




Устная речь учителя существует в двух разновидностях: 1) в монологе (монологическая речь) и 2) в диалоге (диалогическая речь). Формы этой речи разнообразны.

Наиболее распространены формы монологической речи: рассказ, школьная лекция, комментарий, толкование (правил, законов, терминов), развернутые оценочные суждения (мотивация школьной отметки при оценивании знаний; оценка поведения, внеучебной деятельности ученика).

Диалогическая речь учителя представлена в различного рода беседах с учениками, строящихся в форме вопросов и ответов.

Кроме того, в школьной практике часты ситуации, требующие обмена приветствиями, оценками, высказываниями между учителем и учениками при встрече, а также совместного обсуждения какой-либо учебной проблемы, поступка, норм поведения.

В таких ситуациях формы устной речи часто не существуют автономно, в “чистом” виде. Они как бы проникают, входят одна в другую, создавая сложную полифонию связного повествования, реплик, оценок, замечаний, вопросов, ответов.

Воспроизвести дословно урок или внеурочную беседу невозможно. Атмосфера, создаваемая коммуникативным поведением учителя и учеников, сиюминутна, невоспроизводима дословно. Это важно учитывать будущему учителю, т.к. подобная сиюминутность возлагает на него большую ответственность и за выбор слов, выражений, и за интонацию, с которой они произносятся, за жесты, движения, которыми сопровождаются. Все это надолго остается в памяти учеников в виде настроения, впечатления, вынесенного от встречи, общения с учителем.

Для того, чтобы способствовать успешному выполнению пед. задач, речь учителя должна соответствовать определенным требованиям, иными словами, обладать требуемыми коммуникативными качествами.

Так требование правильной речи педагога обеспечивается ее нормативностью, т.е. соответствием речи нормам современного литературного языка – акцентологическим, орфоэпическим, грамматическим и др., точностью словоупотребления; требование выразительности речи – ее образностью, эмоциональностью, яркостью. В целом же такие коммуникативные качества педагога, как правильность, точность, уместность, лексическое богатство, выразительность и чистота, определяют культуру речи учителя.

Особое внимание важно уделить вопросам правильности и чистоты речи, т.к. наиболее часты ошибки, связанные с нарушением литературных норм и использованием диалектизмов, “лишних” слов (“ну”, “это”, “значит”, “так сказать”). “Двойку ты получил благодаря (из-за) невнимательности ”; “выдающий ученый” (“выдающийся ученый”); “книга появилась в свет” (выходить в свет, появляться в свет); “книга вышла в свет”; “просклоняйте по падежам (повтор) существительное (просклоняйте существительное)”; сотри с доски (стереть с доски, вытереть доску).

Не всегда соответствует требованиям терминологическая культура учителя. Типичные ошибки в толковании и использовании терминов – приблизительное их понимание (звукобуквенный анализ).

Важно развивать терминологическую культуру учителя с точки зрения их происхождения, словообразования, уместности использования.

Речь правильная, соответствующая нормам языка, точная, понятная. Речь, не допускающая использования жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных слов; речь богатая, лексически разнообразная, отвечающая целям и условиям общения.

Педагогически целесообразную речь характеризуют логичность, убедительность, побудительность. Ее интонации, мелодический рисунок разнообразны и выразительны, ритм и темп оптимальны для каждой конкретной ситуации общения.

Функции пед. речи.

Требования к коммуникативным качествам речи учителя обусловлены прежде всего ее пед. функциями. Одна из основных функций речи учителя – обеспечение полноценной передачи знаний.

Есть прямая связь между коммуникативными особенностями речи учителя и успешностью восприятия и запоминания знаний учениками. Речь учителя может сделать это восприятие доступным, интересным и может затруднить его.

О значимости этой функции речи говорит тот факт, что знания часто закрепляются в памяти учеников, благодаря особенностям пед. речи: сохраняется эмоциональная окраска учительского голоса, его интонации, ритмичность речи, характер произношения слов.

Пед. задача речи учителя при изложении нового материала – способствовать не только передаче школьникам знаний, но и формированию у них эмоционально-ценностного отношения к этим знаниям, потребности сделать их руководством в своем поведении. Учитель решит эту задачу, если его речь будет не только информировать, но и воздействовать на сознание, чувства учащихся, побуждать их к размышлению, поступку.

Выстроим логическую цепочку, обозначив в ней задачи речи учителя при изложении знаний в соотнесении с результатами их решений.

Задачи речи учителя информировать, развивать воздействовать, формировать отношения к знаниям побуждать к поступку, действию на основе знаний
Результаты обогащение интеллекта осмысление знаний, принятие их для себя как личной ценности использование знаний как руководства в поведении

 

Эта логическая цепочка в массовой школьной практике часто не срабатывает и знания учеников остаются формальным накоплением понятий.

Речь, изобилующая ошибками, штампами, сухими фразами передает минимум информации и не обращена к уму и сердцу учеников.

Она не включает учеников на уроке в соразмышление, сопереживание (осмысление знаний как личной ценности), не побуждает к размышлению над ними на уровне собственного поведения (использование знаний как руководства для поступка).

Знания формируются в сознании учеников как сумма абстракций, не связанных с его реальным бытием, хотя формально учитель говорит все, что положено по программе. Так появляется возможность разрыва между знанием и реальной жизнью ученика. Такова цена педагогически несовершенной речи учителя.

С презентацией знаний тесно связана и другая функция речи учителя – обеспечение эффективной учебной деятельности школьников.

Пед. речь должна прежде всего обеспечивать эффективное слушание учащихся на уроке. Воспринимаемая на слух речь учителя, ученик совершает множество различных операций: конкретизирует в наглядных образах звучащую информацию, соотносит ее с имеющимися знаниями, опытом, осмысливает, запоминает, следит за логикой изложения учителя, развитием его мысли. Это сложная работа слушающего ученика и надо ее учитывать, продумывая и содержание речи, и темп, ритм, логику, доступность. Анализ значимости темпа пед. речи на уроках в начальных классах показал, что при нарушении учителем оптимального темпа речи у учеников наблюдается резкая неполнота и неточность воспринятой информации, возрастает количество воспроизводимой ошибочной информации. Если при среднем темпе речи учителя ученики при воспроизведении услышанного вводят 14% произвольной информации, при быстром – 42%, при замедленном – 70%.

Объясняется это тем, что ребята не в состоянии качественно воспринимать речь учителя, произнесенную в темпе, отличающемся от темпа их умственной деятельности.

Аналогичная ситуация наблюдалась и при исследовании значимости логических ударений в речи учителя для правильного восприятия учебного материала урока.

Неправильная расстановка логических ударений, перегруженность ими учебной информации, излагаемой учителем, приводит к тому, что 39% учащихся такую информацию вообще не воспринимали, 11% лишь ее часть, 47% лишь ее начало. Учеников утомляла назидательность, чрезмерная громкость, однообразие интонационного рисунка речи учителя.

На эффективность познавательной деятельности учащихся влияет стиль коммуникативного поведения на уроке.

Исследованиями установлено, что наличие в речи учителя неоправданных ограничений, запретов, сопровождаемых интонациями недовольства и раздраженности (“помолчи”, “перестань”, “сядь”, “прекрати”, “закрой”), перебивы ответов учеников оценочными репликами уничижительного характера (“как всегда”, “куда уж тебе”, “куда только родители смотрят”) приводит не только к нарушению взаимоотношений между учителем и учеником, но и к снижению умственной активности ученика.

Коммуникативное поведение учителя, основанное на его корректности, требовательности к себе и ученикам стимулирует познавательный интерес, мотивы учения школьников.

Коммуникативные приемы:

- вера в возможности школьника (ты сам прекрасно справишься);

- позитивное выражение огорчений из-за неудач школьников (Это случайно. Как же так? Давай выясним причину).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...