Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В последние годы резко возросло количество вузов, ведущих под­готовку психологов (бакалавров, специалистов, магистров). Предисловие




В последние годы резко возросло количество вузов, ведущих под­готовку психологов (бакалавров, специалистов, магистров). Только в Москве таких вузов, в основном частных, более 50. Опыт работы ко­миссий по аттестации и аккредитации этих учебных заведений пока­зывает, что самым слабым звеном учебного процесса оказывается, как правило, подготовка студентов к практической и эксперимен­тально-исследовательской работе. Важную роль в этой подготовке дол­жны играть, в частности, общий практикум и практикум по экспери­ментальной психологии. Но во многих вузах нет специально оборудо­ванных лабораторий, а практические занятия порой подменяются лекциями и семинарами.

Отбирая задания для данного учебного пособия, редакторы руко­водствовались следующими принципами.

♦ Представленность различных областей общей психологии (от
раздела «ощущения» до раздела «личность»). Этот принцип наиболее
полно реализован в Части I данного пособия. Она так и названа: «Пред­
метный практикум».

♦ Представленность различных методов — как способов организа­ции сбора данных в психологическом исследовании — и подходов к изучению психических феноменов и закономерностей (эксперимент, наблюдение, корреляционное исследование, квазиэксперимент и др. ). Этот принцип реализуется во всех частях пособия, но в наиболее яв­ном виде представлен в Части II.

♦ Воспроизведение теоретического контекста конкретного иссле­довательского метода или представляемой методики. Для этого каж­дое задание или группа заданий со сходной тематикой предваряются теоретическим введением.

♦ Доступность и реализуемость практических заданий, возмож­ность выполнения их без дорогостоящего оборудования, как прави­ло, недоступного молодым вузам, находящимся на стадии становле­ния. Именно этот принцип заставил нас отказаться от включения работ, требующих полиграфов, томографов, сложных компьютери­зованных комплексов, для которых программное обеспечение (не говоря уже о материальной части) потребовало бы больших затрат.

 

Следование принципу доступности неизбежно делает пособие от­крытым для упреков в некоторой «устарелости» отдельных методик или способов их реализации. Но такое построение практикума было сознательным выбором, а именно откликом на реально сложившую­ся ситуацию в системе психологического образования в нашей стране. Пусть лучше студенты «на пальцах», с карандашом и бумагой, но выполняют реальные практические задания, чем ограничиваются вер­бальным или визуальным знакомством с ультрасовременными аппа­ратурными комплексами. Для работы с последними, по мере их ре­ального появления в наших вузах, должны быть написаны другие по­собия.

При подготовке пособия учитывалось также то, что в настоящее время сложились разные схемы организации учебного процесса в прак­тикумах. Нет устоявшихся критериев различения практикумов общих и по общей психологии, исследовательских и ориентированных на практическое приложение психологического инструментария. В раз­ные годы на факультете психологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова утверждались различные програм­мы практикума, отражавшие развитие представлений о его месте в целостной организации учебного процесса. К настоящему времени от практикума по экспериментальной психологии отделены (и функци­онируют сравнительно автономно) практикумы по психологии изме­рения и по психодиагностике. Они снабжены специальными пособи­ями.

В то же время теоретический курс по экспериментальной психо­логии, в настоящее время нацеленный на знакомство с основными методами психологического исследования, недостаточно подкреплен адекватной структурой и заданиями соответствующего типа. Кроме того, назревшими стали проблемы «воссоединения» предметного прак­тикума (традиционно связанного с преподаванием общей психоло­гии) и исследовательского, «вооружения» психолога как исследова­тельскими схемами, так и практическими приемами, получившими в психологии название функциональных проб и сочетающими при их ис­пользовании цели исследования и обследования (т. е. эксперименталь­ные и диагностические нормативы). Продемонстрировать вариатив­ность построения психологического практикума также входило в наши задачи.

Всего в учебном пособии 49 параграфов, в которые вошли 40 за­даний и Приложение, посвященное тому, чтобы помочь студенту пе­реходить к отчетам о проведенных исследованиях, выступающих в качестве дипломных работ. Принцип вариативности предполагает, что следующие после предметного и исследовательского практикума час­ти могут быть наполнены другим методическим материалом (измене­ны в соответствии с конкретным учебным планом того или иного учебного заведения).

Кроме того, мы считали необходимым сохранить преемственность тех классических способов в учебной отработке методического арсе­нала психологии, которые были отражены в ставшем библиографи­ческой редкостью издании под ред. А. Н. Леонтьева и Ю. Б. Гиппенрей-тер (Практикум по психологии. М., 1972) и в реализовавшими прин­цип обучения методам (а не только методикам) разработками общего практикума под ред. М. Б. Михалевской и др. (Общий практикум. Пси­хологический эксперимент. М., 1985-1987), которые не выходили высокой печатью и оставались доступными только студентам факуль­тета психологии МГУ. В определенной степени данное пособие поды­тоживает коллективную работу всех наших коллег, так или иначе уча­ствовавших в становлении и преподавании практикума на этом фа­культете.

Наконец, общий методологический контекст предлагаемого прак­тикума будет более понятен, если рассматривать его в качестве при­ложения к учебнику «Экспериментальная психология» Т. В. Корниловой (М., 2002), задающему представления о теоретических основах обуче­ния исследовательским методам в психологии.

Авторами заданий выступили:

§ 1 — М. Б. Михалевская; § 2 — Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Рома­нов; § 3, 4 - В. А. Терехов, Е. Д. Хомская; § 5-9 — Ю. В. Коте-лова, А. Р. Лурия; § 10 — Э. Д. Телегина, Т. Г. Богданова; §11 — С Д. Смирнов; § 12 — Э. Д. Телегина; § 13 — В. В. Петухов,

A. А. Пузырей, Э. Д. Телегина; § 14 — Э. Д. Телегина; § 15 —
Б. В. Зейгарник; § 16 — В. В. Николаева; § 17 — Б. В. Зейгарник;
§ 18 - Л. Б. Филонов; § 19 - Т. В. Корнилова; § 20 -
Н. И. Евсикова; § 21 - Е. В. Субботский; § 22, 23 - Т. В. Корни­
лова; § 24-26 — С. А. Капустин; § 27 — М. Б. Михалевская;
§ 28 — Т. В. Корнилова, Т. Г. Богданова; § 29 — Т. В. Корнилова;
§ 30 - В. В. Петухов, А. А. Пузырей; § 31, 32 - Т. В. Корнилова;
§ 33 — Т. В. Корнилова, А. П. Корнилов; § 34-45 — Т. Г. Богдано­
ва, Т. В. Корнилова; § 46 — М. В. Мельникова; §47 —
Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов, Е. Л. Григоренко; §48 —

B. А. Штроо; § 49 - Б. В. Зейгарник.

■ '■ ■

 

 

 

 

ЧАСТЬ 1

ПРЕДМЕТНЫЙ ПРАКТИКУМ:

лабораторные работы

по изучению психических

процессов и свойств

Раздел 1 ОЩУЩЕНИЯ

Задание 1. Измерение абсолютной слуховой
8 1         чувствительности человека (снятие кривой

слышимости)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...