Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка задания. Методика




Отработка задания

Студент выбирает для выполнения задачу 1 (опыт 1) или задачу 2 (опыт 2). Они отличаются содержанием экспериментального материа­ла, но предполагают один и тот же способ анализа данных и сходную форму отчета о задании. Самостоятельным выбором исследователя является способ членения вербального протокола на те или иные еди­ницы анализа. В задаче 2 более подробно представлен такой прием, как выделение конечных и промежуточных целей, использованный в школе О. К. Тихомирова [1984]. Но студент может выбрать (с согласия преподавателя) и другие формы анализа вербальных протоколов. В обеих задачах форма отчета не представлена, так как от самого испытуемого будет зависеть интерпретационная схема представления данных, по­лученных при использовании методики «мышления вслух». В осталь­ном форма отчета о задании в практикуме включает те же разделы, что в предыдущих темах.


Опыт 1

Предварительно вся группа испытуемых делится на две подгруп­пы, одной из которых предлагается решить задачу с реальными пред­метами, а другой даются описание задачи и отдельные предметы для ее решения. Опыты проводятся индивидуально с каждым испытуе­мым, т. е. в опыте участвуют экспериментатор и испытуемый.

Методика

Процесс проговаривания мыслей вслух должен побуждаться и за­писываться экспериментатором; эти данные фиксируются протоко­лом опыта.

Экспериментальный материал. Испытуемому предлагается для ре­шения «малая творческая задача». Примером может служить следую­щая: необходимо уравновесить весы, но таким образом, чтобы через некоторое время они, без вмешательства со стороны испытуемого, вышли из равновесия. Для уравновешивания предоставляются самые различные предметы: разновесы, карандаши, ластик, вата, соль, спич­ки, песок, пластилин и обязательно свеча. Решение задачи заключа­ется в том, что уравновешивается зажженная свеча, которая, посте­пенно сгорая, теряет вес, вызывая нарушение равновесия весов.

Испытуемому предлагается одна из заранее подготовленных, не­известных ему задач, аналогичная описанной. При ее решении испы­туемый должен «думать вслух». Если во время опыта он замолкает, экспериментатор должен задавать вопросы: «Как Вы предполагаете решать задачу дальше? » и т. п. — или просто напоминать о необходи­мости проговаривать процесс решения вслух.

Инструкция испытуемому: Экспериментатор диктует условие зада­чи, после чего просит приступить к ее решению, проговаривая решение задачи вслух.

ом эн Опыт 2

Экспериментальный материал. Испытуемым предъявляется одна из задач — «Три квадрата» или «Пять треугольников» (рис. 2, 3). Обе задачи даются в зрительном плане, с помощью картинки, а обо всех преобра­зованиях ситуации испытуемый может сообщить, называя номера эле­ментов. Все свои мысли испытуемых просят проговаривать вслух.

Инструкция испытуемому к задаче «Три квадрата»: «Необходимо убрать шесть палочек таким образом, чтобы осталось три квадра­та».

Задача имеет двухфазный характер, — для ее решения необходи­мо достичь промежуточные цели.


i


     
 



Рис. 2. Расположение спичек к за­даче № I.

Рис. 3. Расположение спичек к за­даче № 2.

Инструкция испытуемому к задаче «Пять треугольников»: «Необ­ходимо убрать четыре палочки таким образом, чтобы получить пять равносторонних треугольников».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...