Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Методика. Отдельные связи между категориями ответов и их диагностичес­кими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержа­нию) сведены в Приложения IIи III




Обработка результатов

По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из сле­дующих особенностей организации восприятия: а) особенности опе­рирования и ориентировки в пространстве (в одном случае для пост­роения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть); б) избирательность реакций (например, исключительно силь­ная реакция на цвет или преимущественно на цвет); в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы); г) статичность или динамичность возникаю-116


щего образа (например, у испытуемого образы или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех категорий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявле­ния которых на основе действия превалирующих представлений и понятий складывается один из типичных образов.

Отдельные связи между категориями ответов и их диагностичес­кими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержа­нию) сведены в Приложения II и III.

Методика

В опыте участвуют два человека: экспериментатор и испытуемый. Испытуемый может быть ознакомлен с системой оценок только пос­ле проведения опыта.

Опыт заключается в предъявлении 10 карточек в последователь­ности, отраженной их порядковым номером. Предъявление карточек сопровождается одним стандартным вопросом: «Что это и на что это похоже? »

Регистрируется время между предъявлением карточки и началом ответа. Регистрируется также время самого ответа. Время предъявле­ния не ограничено. Все данные (временные характеристики, ответы, паузы, колебания в ответах) заносятся в стандартный протокол (см. Приложение I).

Обработка результатов

1. Все ответы шифруются (см. Приложения II и III).

2. Производится подсчет количества ответов разных категорий.

3. Вычисляется процент ответов различных категорий из общего числа всех ответов.

4. Выявляются сочетания ответов по формальным оценкам и оцен­кам по содержанию.

5. Обсуждаются индивидуальные характеристики испытуемого.

Пояснения к шифровке ответов при исследовании по тесту Роршаха

(типы ответов)

/. Формальные характеристики

Ц (целостность) — так шифруются ответы, основанные на восприя­тии всего пятна таблицы в целом, при четком отграничении пятна от фона таблицы;

Д (деталь) — ответы, основанные на восприятии части пятна без уче­та других его частей;

Ф (форма) — четко выраженная форма (описание людей, животных, растений и др. );


Фн — нечетко воспринятая форма;

Ф—Цв (форма — цвет) — ответы, в которых преобладает форма v

упоминается цвет; Цв—Ф (цвет — форма) — ответы, в которых преобладает цвет, ж

упоминается и форма.

2. Характеристики по содержанию

Ж — категория «животные»: сюда вводят упоминания о любых пред­ставителях животного мира — млекопитающих, птицах, рыбах земноводных, пресмыкающихся, насекомых; Ч — категория «человеческие фигуры»: упоминания о человеческих су­ществах в любой форме —- называнием пола (мужчина, женщи­на, маленькая девочка, мальчуганы... ), возраста (старик, старуха юноша... ); профессии (кузнец, балерина); с заменой местоиме­нием (кто-то согнувшийся, здесь танцующие... ) или причастие\ (работающий, дерущиеся, указывающий... ); с группировкой (дра­ка, демонстрация, зрительный зал, полный публики... ); П — категория «предметы»: упоминание предметов любого назначе­ния, размера, свойства, материала, положения; Фан — категория «фантастические образы»: упоминание фантастичес­ких и мифологических образов, персонажей сказок и легенд, фан­тастических существ и т. д. (ведьма, колдун, кентавры, король под­земного царства); Дв — категория «движение»: включает движение, перемещение позы иногда ракурс, состояние, реже — мимические движения.

Примечание. В связи с рядом отступлений от правил (предъявление копий изоб­ражений, упрощенная схема обработки, нестандартизированные нормы) ма­териал, полученный с помощью модели теста Роршаха в данном задании диагностической ценности не имеет.

В качестве выводов после обсуждения полученных данных студент составляет заключение о проявленных личностных особенностях ис­пытуемого.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...