Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Литература: 1. Диагностические показатели. Примечания (к Части I)




Контрольные вопросы

1. Что диагносцируется с помощью теста Роршаха?

2. Какие психические процессы участвуют в формировании ответов испытуемого?

3. Какой психологический механизм лежит в основе теста?

4. Чем отличается тест Роршаха как пример методики толкования?

5. На чем основаны формальные оценки теста?

6. На чем основаны оценки по содержанию?

Литература: 1.


 

1 ЗИН эинвьэиийц   ----------------  
1РИЛОЖЕ (иисвхнвф) нвф     3—4 отв.

u-        * _-------------------------------------------------

О.

(xawtradu) ц

о

    1-2 отв

й

е                  (мэаоюь) ь

о

S

а,

    25%

§                (эонюаиж) ж

    30-35%
  (эинэжиаС) яу     60%
  (вмйоф — J-эаП) ф — ап     25%
  s " s 5 (хэап — вмбоф) aft — ф s о.     50%
  i »    (вмйоф ввмхэьан) нф X     25%
  л I 5           (вийоф квлхэь) ф о     75-80%
  у---------------------- ■ (qifBiair) tT     25-30Й
  (Э01ГЭП) tl     65-70?
  Наименование. характеристики (категория) Количество ответов Выраженность (в%) Показатели нормы

 


     



ПРИЛОЖЕНИЕ II

Диагностические показатели

(по формальным оценкам)

 

Ц (целое) большое количество целостных образов — показатель способности и стремления к интеграции, обозревающий, охватывающий тип восприятия, синтетический способ мышления, умение абстраги­роваться
Д (деталь) а) большое количество деталей — показатель «дробности» внима­ ния, его узости, разрозненности и нелогичности мышления; б) восприятие белых промежутков и построение по ним образов — показатель негативизма или оборонительной позиции испытуемого
Ф (форма) большое количество ответов с преобладанием указания на формы: а) показатель господства мысли над чувством; б) показатель ком­пенсаторных явлений, когда путем размышления, рассуждения «гасят» или пытаются угасить аффект или эмоцию; можно диаг-носцировать скрываемые страх, тревогу, боязнь «распустить» эмоции; очень высокий процент ответов с указанием формы пока­зывает уже не угнетение, а нарушение эмоциональной сферы; низкий процент ответов, наоборот, показатель импульсивности
Дв (движение) ответы с усмотрением движения — показатель интраверсивной тенденции субъекта; показатель богатства и гибкости ассоциатив­ного процесса; признак самостоятельной ассоциативной работы, часто без внешних импульсов
Цв (цвет) ................... ответы с высоким процентом указаний на цвет являются показа­телями «захваченности» человека аффектом и эмоциями; свиде­тельство преобладания аффективных процессов над другими пси­хическими процессами. Признак «суженного сознания», импуль­сивности и отсутствия контроля

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Диагностические показатели (оценки по содержанию)

 

Ж (животные) преобладание ответов этой категории указывает на слабо выра­женную индивидуальность, стереотипное и стандартное мыш­ление
Ч (человек) показатель интереса к человеческим отношениям любого типа (благоприятным и неблагоприятным)
Фан (фантазия) часто встречающиеся ответы такого типа расцениваются как склонность к конструированию, к фантазии и конфабуляции
П (предмет) часто встречающиеся ответы с преобладанием предметных тол­кований расцениваются как склонность к аутизму, затруднен­ность в интерперсональных связях; в сфере организации дейст­вий — как тенденция к конкретизации

ПРИЛОЖЕНИЕ IV Образцы теста Роршаха

 



     


§19

Примечания (к Части I)

1 Повторение описанной схемы предъявления стимуляции возможно
также на основе использования компьютера.

2 В данном задании градуировка телефона не проводится. Этот пара­
метр следует взять из описания используемого технического устройства.

3 Латентный период саккадических движений глаз приблизительно
равен 200 мс; при экспозициях, меньших 200 мс, восприятие осуществля­
ется за одну фиксацию, так как глаз за это время не успевает совершить
ни одного скачка.

4 В настоящее время подобные опыты проводятся с использованием
компьютера. Преимущества компьютерного обеспечения очевидны: мето­
дическая схема предъявления стимульного материала при этом та же, но
компьютер позволяет самому испытуемому фиксировать ответы с помо­
щью клавиатуры.

5 Например, его модальность (материал, предъявленный в зрительной
или слуховой форме) и способ организации материала (изолированные
элементы или осмысленные структуры).

6 Здесь, конечно, необходимо использовать понятие методики, а не
метода. Но мы оставляем авторские понятия, предполагая, что студенты
овладели основной терминологией экспериментальной психологии и раз­
личают структуру экспериментального метода и структурные компонен­
ты методик {Примеч. ред. ).

7 Подробнее о месте этой методики в арсенале средств эксперимен­
тальной психологии см. [Корнилова, 2002].

8 Комплекс следует понимать при этом как стадию становления ис­
тинного понятия по Л. С. Выготскому {Примеч. ред. ).

9 Подсчитывать вероятности можно только для первых четырех выбо­
ров при решении каждой задачи как наиболее показательных для анализа
процесса перехода испытуемых к оптимальному поиску.

10 Термин «характер требования» (АиЙогс1егип8$спагак1ег) был в пос­
ледующем заменен понятием валентности. Самый известный пример того,
что система напряжения включает требования, исходящие от объектов в
поле, звучит так: «Шоколад хочет быть съеденным».


Часть II

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Чвь


ПРАКТИКУМ: наблюдение и эксперимент

 

 

Раздел 1 МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

Задание 1. Диагностика реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения1

Тема задания

 

 

В данном задании студенты знакомятся со схемой полевого наблю­дения, т. е. наблюдения в естественных условиях. Они осваивают разные способы отчета о данных наблюдения, ведут протоколь­ную запись в полевых условиях — дневник наблюдения, знакомятся с методикой ретроспективного отчета в форме вынесения субъек­тивных оценок. Для ведения дневника указываются критерии вы­деления ситуаций наблюдения и контрольный перечень того, на что обращать внимание при наблюдениях.

При выполнении задания студенты осваивают представления о методике временных выборок, для которой характерно то, что реп­резентативное описание объекта наблюдения достигается посред­ством выделения отдельных ограниченных периодов наблюдения.

Цель задания — сопоставить результаты неконтролируемых, неси­стематических «житейских» наблюдений за человеком с результатами нецеленаправленного систематического наблюдения, а также данные, полученные разными способами отчета наблюдателя: результаты субъективного вынесения оценок на основе сложившихся представ-


лений о человеке и на основе дневниковой записи. Студентам предла­гается в течение двух недель наблюдать поведение своих товарищей по группе с ведением дневниковой записи (в ходе наблюдения и пост­фактум) и оценить на основе наблюдения реактивность испытуемых по шкале оценок реактивности М. Гроднер. Понятие реактивности используется в том значении этого свойства индивидуальных разли­чий, которое конкретизировано в подходе Я. Стреляу [1982] и методи­ке, модифицированной в соответствии с особенностями реальной жизнедеятельности студентов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...