Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка задания. Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Тема задания. Введение




Отработка задания

1. За одним человеком — объектом наблюдения — наблюдают 3-4 студента. Выбор наблюдаемых из числа студентов группы преподава-142


тель осуществляет заранее, до занятия. В случае отказа кого-либо выс­тупать в качестве объекта наблюдения, его необходимо заменить дру­гим лицом.

2. Поскольку вся студенческая группа разбивается на 2—3 подгруп­пы, то для более успешного проведения задания можно выбирать в качестве наблюдаемых студентов других подгрупп данной группы. Иногда присутствие испытуемых при обсуждении содержания «порт­ретов» может придавать ему ограниченные формальные рамки, пре­пятствовать более глубокому анализу.

3. На составление первых «поведенческих портретов» дается около получаса, после чего преподаватель просит двух-трех студентов про­читать вслух свои описания. Группе предлагается определить, кого описывал данный студент, а затем оценить зачитанные описания, обсудить их, дополнить, выбрать лучшие. При этом необходимо про­анализировать, какие стороны поведения испытуемых нашли свое отражение в описании, в чем заключается психологический смысл отмеченных сторон поведения. То, что «секретность» испытуемых здесь несколько раскрывается, не представляется существенным (особенно если объекты наблюдения находятся в другой подгруппе).

4. На втором занятии преподаватель проверяет дневники и состав­ленные на их основе описания, делает свои замечания. Затем органи­зуется общее обсуждение группой полученных описаний: они сравни­ваются с первыми «портретами», на их основе делается попытка иден­тифицировать испытуемого. В процессе обсуждения перед испытуемыми ставится задача — систематизировать и классифицировать признаки, выделенные в описаниях, определить, какие из них являются наибо­лее важными, информативными, а также выделить те типы призна­ков, которые вызывают разногласия у наблюдателей (т. е. описывают­ся по-разному). Таким образом делается иллюстрация проблемы со­гласия наблюдателей.

Затем преподаватель дает задание на дом: написать отчеты о вы­полнении данного задания.

Обсуждение результатов

Перечисляются и классифицируются типы признаков, использо­ванных в «портретах». Анализируются различия между первым и вто­рым «портретами» и их возможные причины. Проводится сравнитель­ный анализ двух «портретов» одного и того же человека, предложен­ных двумя различными наблюдателями, одним из которых является автор отчета. Отдельно рассматриваются типы признаков, вызвавшие разногласия у этих наблюдателей, и возможные их причины. Обсужда­ются особенности методики полевого нестандартизованного наблю­дения, допущенные ошибки, возможные способы улучшения каче­ства данных наблюдения. В частности, следует указать, узнал ли ис-


пытуемый, что за ним наблюдают, и если узнал, то в чем состояла ошибка наблюдателя, которая привела к этому.

К отчету обязательно прилагается дневник наблюдений.

Кратко формулируются выводы, в которых содержатся ответы на вопросы, поставленные в качестве целей задания.

Контрольные вопросы

1. Какие процедуры носят название «полевое включенное наблюде­ние»? Каким требованиям должна удовлетворять эта методическая про­цедура?

2. Каковы особенности нестандартизованного наблюдения! В чем обыч­но заключаются цели его использования?

3. Какие факторы обеспечивают надежность данных полевого наблю­дения?

4. Каковы могут быть типы дневниковых записей?

5. В чем заключаются формальные и содержательные требования дневнику наблюдений в данном задании?

6. Каковы типичные ошибки при ведении дневниковых записей?

7. Как решается проблема согласия наблюдателей!

8. Что такое «поведенческий портрет»? Какие задачи решаются с п мощью его составления психологом?

9. Каковы возможные области применения «поведенческого портрета».

Литература: 6, с. 140-205; 8; 26, с. 21-43, 231-235; 69, с. 350-352.

§21

Задание 3. Наблюдение за поведением ребенка в ситуации морального конфликта

Тема задания

Отработка некоторых этапов составления программы (схемы) на­блюдения и языка описания. Различение процедур некатегоризо-ванного и категоризованного наблюдения. Рассмотрение проблемы согласия наблюдателей. Формирование на основе наблюдения ги­потез для экспериментального исследования.

Введение

Одним из наиболее важных и творческих этапов конструирования любого эмпирического исследования, в том числе и эксперимента в психологии, является этап нецеленаправленного (стихийного) наблю­дения. Факт нецеленаправленного наблюдения случается тогда, когда происходит сочетание двух условий: определенной (часто неосознава-


емой) «преднастройки» исследователя к восприятию некоторого пси­хологического феномена и самого феномена. Подобное сочетание, являясь незапланированным, может иметь место в самых разных и нео­жиданных обстоятельствах, как в условиях обычной жизни, так и в условиях психологической работы (практической или эксперименталь­ной), имеющей иные цели и как бы случайно сталкивающей исследо­вателя с новым психологическим явлением.

Существенным моментом описания целенаправленного наблюдения является указание на общую черту тех психологических. феноменов, которые приводят к «факту наблюдения». Предполагается, что такие феномены могут усматриваться не в любых актах поведения испытуе­мых, а лишь в таких, которые представляют собой определенные «от­клонения» от линии поведения человека, наиболее часто наблюдаемой в данных конкретных условиях. Именно эти необычные формы поведе­ния резонируют с внутренней «преднастройкой» исследователя, в ре­зультате чего перед ним возникает новая проблемная ситуация. Выясне­ние причин «отклонений» предполагает дальнейшее исследование в двух возможных направлениях: 1) целенаправленный поиск повторения этих феноменов в стихийно сложившихся обстоятельствах; 2) лабора­торное моделирование условий с целью систематического воспроизве­дения и анализа этих феноменов. Обе линии дальнейших действий исследователя являются переходом от нецеленаправленного к целенап­равленному наблюдению и в дальнейшем — к эксперименту [Суббот­ский, 1977].

Целенаправленное наблюдение во втором направлении включает 5 основных этапов: 1) формулировку цели на основе исходных теоре­тических представлений; 2) выбор объекта и построение ситуации наблюдения; 3) выделение категорий и единиц наблюдения; 4) соб­ственно наблюдение и протоколирование; 5) интерпретацию резуль­татов с целью выявления внутренней психологической динамики на­блюдаемого процесса, выделения его качественных характеристик и классификации его типов, а также для выдвижения гипотез дальней­шего экспериментального исследования.

Теоретическую основу данного задания составляют исследования развития морального поведения детей и генезиса независимости в их поведении, проводившиеся в течение ряда лет на факультете психо­логии МГУ [Субботский, 1978; 1979; 1982] в условиях специально созданных ситуаций, моделирующих определенные «нравственные задачи», с которыми ребенок постоянно сталкивается в реальной жизни. В первой серии исследовалось вербальное поведение детей. Им расска­зывали «истории», «герой» которых в таких ситуациях нарушал пра­вила, а затем просили оценить поведение «героя» и сказать, как бы они повели себя на его месте. Во второй серии этих же детей ставили в реальные ситуации, где они могли нарушить либо не нарушить ис­следуемые нормы поведения. При этом одни дети выполняли задания

10-6187


в одиночестве, в отсутствие контроля со стороны взрослого, а дру­гие — в присутствии взрослого.

Наблюдения показали, что начиная с 3-4 лет все дети хорошо знают, как надо правильно вести себя в подобных ситуациях, и на словах обещают выполнять моральные нормы поведения. В реальных же условиях поведение детей было более сложным. Так, если они на­ходились под наблюдением присутствующего рядом взрослого, т. е. под внешним контролем, то в абсолютном большинстве случаев придер­живались норм нравственного поведения. Если же внешний контроль был снят (наблюдение проводилось скрытно) и дети получали свобо­ду действий, то значительное число испытуемых начинало нарушать «нормы», что, по-видимому, свидетельствовало о несформированнос-ти у них подлинно нравственных мотивов.

Еще одним качеством личности, проявляющимся в поведении ребенка в одной из представленных в фильме ситуаций, является «ус­тойчивость личности», избирательное отношение ребенка к воздействиям со стороны сверстников и взрослых.

Как показывают многочисленные исследования, для детей ранне­го возраста чрезвычайно характерна имитация действий сверстников и взрослых, высокая подражательность в поведении. Путем подражания ребенок быстро и эффективно усваивает большое количество новых форм поведения. Однако по мере того, как дети усваивают обществен­ные нормы и программы поведения, они все чаще встречаются с не­обходимостью проявить определенную устойчивость в поведении, воздерживаться от подражания тем действиям другого человека, ко­торые противоречат собственному опыту ребенка.

Цель задания — практическая отработка этапов целенаправленно­го наблюдения на основе уже построенной ситуации наблюдения. Материалом для наблюдения служит кинофильм о поведении ребен­ка в ситуации морального конфликта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...