Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Литература: 17; 60-63.




Обсуждение результатов

I В соответствии с полученными данными студенты должны:

1) сравнить вербальное и реальное поведение детей;

2) провести сравнение протоколов некатегоризованного и кате­горизованного наблюдения, вьщелить параметры, опущенные при категоризованном наблюдении;

3) сравнить протоколы категоризованного наблюдения двух-трех наблюдателей, определить их сходные и отличныетсомпоненты.

Необходимо обсудить следующие вопросы: проявились ли преиму­щества категоризованного наблюдения (и в чем они состоят); какие категории наблюдения вызывают наибольшие рассогласования у раз­ных наблюдателей и почему; имеют ли описанные экспериментальные ситуации сходства с жизненными ситуациями; подтверждаются ли выд­винутые в исследованиях морального поведения детей гипотезы; какие дополнительные гипотезы, объясняющие поведение детей в представ­ленных ситуациях, можно выдвинуть на основе данных наблюдения? Можно также обсудить, как построить эксперимент для их проверки.

В выводах отражаются преимущества метода категоризованного наблюдения.

Контрольные вопросы

1. В чем отличие нецеленаправленного и целенаправленного наблюдения?

2. Каковы задачи категоризованного наблюдения в отличие от некате­горизованного?

3. Что такое «факт наблюдения»? Каковы условия получения «факта наблюдения» в психологии?

4. Какой вид наблюдения вплотную подводит к планированию экспе­римента и почему?

5. Чем, по данным наблюдения, отличаются ориентировочные и ис­полнительные действия?

6. Как строятся экспериментальные ситуации «Независимость», «Чест­ность», «Личное и общественное» (реальное поведение)? Что в них про­является?

7. Как строится изучение вербального поведения детей в этих ситуа­циях? Что проявляется в форме вербального поведения?

8. Какова цель сравнения вербального и реального поведения детей в одной и той же ситуации?

Литература: 17; 60-63.


ПРИЛОЖЕНИЕ Образцы протокола

Дата: ________________ Испытуемый: ___________________

Форма 1

 

Действия экспериментатора                
Действия партнера                
Действия испытуемого: действия выбора средств действия выбора цели                
Практические исполнительные действия                
Экспрессивно-мимические проявления                

Форма 2

 

Действия экспериментатора                
Действия партнера                
Поведение испытуемого: содержание высказываний                
Экспрессивно- мимические проявления                

Форма 3

 

 

Этапы динамики конфликта

Категории наблюдения

ВС м Практические исполнительные действия Экспрессивно-мимические проявления Речевые действия
Вхождение в конфликт          
Нарастание конфликта          
Разрешение конфликта          
Послекон-фликтное поведение          

Примечание: ВС — выбор средства; М — мотив.


 


    и  

Форма 4

Содержание высказывания 1. 2. 3.        
Экспрессивно-мимические проявления 1. 2. 3.        
           

Примечание: Протокол заполняется так, чтобы содержания высказываний и экспрессивно-мимические проявления под одинаковыми номерами соответство­вали друг другу во времени.

§22

Задание 4. Метод наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии (методика Р. Бейлза)

Тема задания

Отработка использования стандартизированной методики кате-горизованного наблюдения. Знакомство со способами количествен­ной оценки результатов наблюдения и согласия между разными наблюдателями.

Введение

Методика Р. Бейлза, разработанная для описания взаимодействия людей в малой группе, стала классической и наиболее известной ме­тодической процедурой наблюдения в системе категорий и контроля согласия отчетов нескольких наблюдателей. Она применима для целей как полевого, так и лабораторного наблюдения. Отделение группы на­блюдателей от наблюдаемых (например, применением односторонне прозрачного зеркала) устраняет влияние присутствия наблюдателей на изучаемый процесс.

Описание наблюдаемых явлений в системе категорий, в отличие от описаний с помощью набора любых обозначений, предполагает, что: 1) категориальная система полностью описывает только опреде­ленный аспект поведения, поэтому в ней возможны дифференцировки каждой из категорий на другие составляющие ее единицы, соответству­ющие содержанию этой категории. Категории дополняют друг друга, и вся система их логически завершена в рамках предмета, заданного тео-


ретической концепцией, поэтому в систему не могут быть добавлены новые категории; 2) в каждый момент наблюдения применительно к конкретному случаю, объекту, акту наблюдателем делается только одно указание; 3) сумма времен отдельных единиц наблюдения является, следовательно, общим временем наблюдения. Таким образом, катего­риальная система прямо операционализирует теоретический подход исследователя к пониманию наблюдаемых процессов.

Особенностью стандартизированной методики Р. Бейлза является то, что наблюдение ведется не за отдельным субъектом, а за группой в целом. Проблема согласия наблюдателей рассматривается здесь в ас­пектах возможного рассогласования данных наблюдений при исполь­зовании одних и тех же средств за счет конвенциального характера категорий и обязательного субъективного подведения наблюдаемых действий под ту или иную заданную категорию.

Краткая оценка методики как способа изучения интеракции в ситу­ации решения проблем. Изучение поведения людей с помощью метода наблюдения проводится в различных отраслях психологической на­уки, в социологии, педагогике и других общественных науках. В каж­дой науке, однако, наблюдение имеет свою специфику.

Предметом социально-психологического наблюдения выступает вербальное (речевое) и невербальное поведение отдельного челове­ка, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации. При наблюдении фиксируются: а) речевые акты (их содер­жание, последовательность, направленность, частота и т. п. ); б) вы­разительные, экспрессивные движения тела; в) движение, переме­щение и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, соприкосновения и т. д.; г) различного рода физические воздействия: касания, толчки, удары, передача, отталкивание и т. п.; д) сочетание всех этих признаков. Существуют много предложений для организа­ции структурирования данных наблюдения, т. е. выделение заранее некоторых классов вербального и невербального поведения личности или группы с последующей фиксацией их характеристик (количество, частота проявления и т. д. ).

Методика Бейлза представляет собой оригинальную схему (или про­грамму), позволяющую регистрировать различные виды взаимодействий в группе по единому плану. Данная схема была создана Бейлзом на ос­нове многочисленных наблюдений за реальными проявлениями взаи­модействий в группе людей, выполняющих некоторую деятельность. Все зафиксированные виды взаимодействий (их список насчитывал около 80 наименований) были сведены в категории, с помощью которых, по мнению Бейлза, в принципе можно описать любую групповую деятель­ность. При выполнении некоторой общей задачи деятельность группы, согласно Бейлзу, развивается как последовательность фаз: а) ориенти­ровка членов группы в отношении общей задачи (обмен информаци­ей); б) опенка хода выполнения задачи членами группы (взаимооцени-


вание друг друга и внешней информации); в) контроль (попытка чле­нов группы командовать или влиять друг на друга); г) фаза принятия группового решения; д) ослабление межличностных и внутриличност-ных напряжений; е) проявление солидарности членов группы или рас­кола между ними. Каждая фаза включает в себя взаимодействия чле­нов группы как позитивные, так и негативные с точки зрения реше­ния проблемы и групповой интеграции (см. Приложение).

Согласно Р. Бейлзу, взаимодействие (интеракция) происходит тогда, когда индивид производит какое-либо действие (акт), служащее сти­мулом для другого индивида, т. е. заставляющее его реагировать ка­ким-либо образом. Единица действия (акта) определяется как «мель­чайший различимый сегмент вербального или невербального поведе­ния, который наблюдатель в состоянии зафиксировать после соответствующей тренировки, используя заданный набор категорий, в условиях, когда он непрерывно делает серию отметок о поведении уча­стников» [Психологическая диагностика, 1981, с. 177]. Процесс взаимо­действия описывается с помощью 12 категорий, которые отражают ос­новные взаимоотношения и групповые процессы на всех перечислен­ных выше фазах деятельности группы, каждая из которых содержит действия, распадающиеся на пары действий-антиподов с точки зрения направленности возможных действий на данной фазе. Помимо фаз груп­повой деятельности, 12 выделенных категорий позволяют описать 4 об­ласти явлений — области позитивных эмоций, негативных эмоций, по­становки проблем и решения проблем (см. Приложение).

Схема Бейлза получила довольно широкое распространение в со­циальной психологии: она включена в Международную энциклопе­дию социальных наук. Эта методика представляет собой пример чет­кого анализа данных наблюдения для выяснения структуры и дина­мики процессов группового взаимодействия при решении какой-либо определенной задачи. Однако нужно отметить, что описанные выше теоретические представления о групповом взаимодействии, лежащие в основе методики Бейлза, оказывают влияние как на результаты на­блюдения, так и на их интерпретацию, а именно: организация «обме­на действиями» рассматривается автором методики только с точки зрения формы взаимодействия.

В адрес методики Бейлза высказывается ряд существенных крити­ческих замечаний. Во-первых, подвергается критике трудоемкость мето­да: указывается, что оформление итогов наблюдения в виде записей занимает в 2 раза больше времени, чем непосредственно само наблюде­ние. Отмечается также, что сам факт наблюдения осознается испытуе­мыми и изменяет ситуацию. Утаивание же факта наблюдения от группы (использование односторонне прозрачного зеркала, скрытого магнито­фона и т. д. ) вызывает критику с морально-этических позиций. Другие критические замечания относятся к содержанию самой методики. Са­мое простое возражение состоит в том, что никакого логического обосно-


вания существования именно 12 категорий, или основных типов пове­дения, в ней не приводится, так же как и остальных группировок взаи­модействий. Второе содержательное возражение касается того, что в пред­ложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которо­му они выделяются: здесь присутствуют вперемежку как чисто коммуникативные проявления индивидов, т. е. относящиеся к сфере обмена информацией (например, высказывание мнения), так и непос­редственные проявления их в «действиях» (например, отталкивание другого при выполнении какого-либо действия и т. д. ). Однако основ­ное критическое замечание в отношении схемы Бейлза, которое выд­вигается отечественными исследователями, состоит в том, что в ней совершенно отсутствует характеристика содержания общей групповой деятельности, т. е. нет ответа на вопрос: «Что делается совместно? »

Цели работы:

— знакомство с категориальной системой Р. Бейлза для описания процессов взаимодействия участников дискуссионной группы;

— проведение наблюдения за дискуссионной группой по стандар­тной схеме Р. Бейлза;

— проверка гипотез, выдвинутых Бейлзом, о соотношении видов действий (актов) на разных стадиях решения проблемы;

— овладение некоторыми стандартными процедурами обработки данных, получаемых при применении методики.

В задании представлены основные процедуры сбора данных по методике Бейлза, но охвачены не все аспекты интерпретации этих данных (подробнее об этих аспектах см.: Пенто, Гравитц, 1972).

Методика

Отработка задания проводится на двух занятиях, на третье студен­ты приносят отчет о выполненной работе. На первом занятии после сдачи всеми студентами-наблюдателями допуска эта группа наблюда­телей под руководством преподавателя обучается выделению заранее заученных категорий (список категорий дан в Приложении) в ситуа­ции наблюдения живой дискуссии по заданной теме или на материа­ле эпизодов из кинофильмов, в которых представлено обсуждение какой-то проблемы. Методика Бейлза предполагает наблюдение в те­чение фиксированного промежутка времени (30-40 мин) за группой из 2-7 человек [Ва1е$, 1968]. Использование кинопроектора с воз­можностью остановки пленки и возврата к конкретным эпизодам, а также повторных просмотров всей ситуации позволяет расчленить це­лостный наблюдаемый процесс на этапы в дидактических целях обу­чения выделению единиц наблюдения, заданных в категориальной системе.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...