Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отработка задания




Перед началом наблюдения студент запоминает участников дис­куссии и присваивает номер каждому из них. Первые опыты предва­рительного наблюдения все студенты получают при просмотре филь­ма и при обсуждении подведения действий участников дискуссии в каждый момент времени под определенную категорию. Обычно тре­нированный наблюдатель фиксирует за минуту около 20 единиц.

После тренировки студенты выполняют основное задание. На пер­вом занятии студенты подразделяются на группы по 4—5 человек. Одна группа получает задание для дискуссии по заданной проблеме, вто­рая — осуществляет наблюдение за ходом дискуссии. При наличии под­готовленных протоколов начинается первый сеанс непосредственного наблюдения. Время наблюдения ограничивается 20—30 мин (в зависи­мости от типа проблемы). Потом группы меняются ролями: бывшие наблюдатели становятся участниками дискуссии, получив новую про­блему для решения, а первая дискуссионная группа образует группу наблюдателей, каждый из которых индивидуально ведет протокол наблюдений по форме, представленной ниже.

Протокол наблюдения

Дата: ________________   Наблюдатель: __________________

Участники группы: ______________________________________ -_

 

№ акта наблюдения № категории Инициатор (/) (№ участника) Адресат (К) (№ участника) Адресатная группа (О)
1 т        

В ходе наблюдения каждый наблюдатель непрерывно анализирует и расчленяет поведение участников дискуссионной группа на отдель­ные единицы и делает запись соответствующей категории в протоколе, стараясь не выпускать всех участников дискуссии из поля зрения. Ос­новой подведения наблюдаемого акта под ту или иную категорию служат содержание высказывания участника, его интонационные ха­рактеристики, мимика и обращения к другим участникам, а часто также и взаимосвязь высказывания с предыдущими. Так, выражение несогласия не всегда будет в отрицательной форме; утвердительно-ироническое высказывание скорее будет свидетельствовать о несогла­сии, чем о позитивной поддержке участника. Шутка может выступить и как снятие напряженности, и как высказывание своего мнения, и


как выражение антагонизма. Обучение наблюдателей подведению под категорию поведенческих актов в ходе наблюдения за дискуссией со­ставляет основную нагрузку предварительного обучения системе ка­тегорий.

Приведем типичный пример подведения под категорию: «Участ­ник 1: " Интересно, располагаем ли мы одними и теми же фактами? " (просит высказать мнение). " Видимо, нам следует начать с выяснения этого вопроса" ( выражает мнение). Участник 2: " Да" (соглашается). " Мы сможем заполнить пробелы в имеющейся у нас информации" (выражает мнение, оценку). " Пусть все по очереди сообщат имеющи­еся у них данные" (высказывает предположение, идею)»3.

Поскольку 12 категорий описывают 4 области явлений, подведе­ние под категорию можно представить как двухэтапный процесс: оп­ределение области явлений и затем более конкретной направленнос­ти содержания высказывания, т. е. приписывание номера конкретной категории (см. Приложение). После отнесения акта к определенной категории явлений определяется его место в одной из фаз процесса обсуждения проблемы. Пары категорий, как это показано стрелками в Приложении, взаимосвязаны, дополняют друг друга, поэтому их за­поминание и маркирование ими отдельных актов облегчается.

Так как заданными категориями можно отражать не только вер­бальные высказывания, но и невербальные акты взаимодействия уча­стников, наблюдатель по экспрессивным движениям, мимике, воскли­цаниям старается зафиксировать не только акты говорящего участника (инициатора), но и поведение других членов группы в ответ на эти акты. В колонке «Адресат» фиксируется номер участника, к которому обра­щен акт инициатора. Ответ «адресата» всегда заносится в колонку «Ини­циатор», так как он становится активным субъектом взаимодействия. Если акт адресован не конкретному участнику, а всей группе, то плюс ставится в специальной колонке «О». Если высказывания или опреде­ленные акты осуществляются одновременно двумя и более участника­ми дискуссии, наблюдатель должен постараться все их зафиксировать — тогда они попадают в одну строку. Последовательность строк дает струк­туру переходов инициативы в решении проблемы от одного участни­ка к другому. Сопоставление колонок «Адресат» и «Инициатор» по строкам дает представление о том, является ли акт инициатора в сле­дующей строке ответом на предшествующий акт поведения другого участника. После сеанса наблюдения протокол обрабатывается как указано в разделе «Обработка результатов».

Овладев на первом занятии предварительными навыками наблю­дения на основе системы категорий Бейлза, на втором занятии сту­денты выполняют основное задание. Целью наблюдения в нем явля­ются, как и на первом занятии, анализ и фиксации в протоколе вза­имодействия участников группы при решении проблемной задачи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...