Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Контрольные вопросы. Тема задания




Обработка результатов

Обработка результатов заключается в подсчете количества пра­вильных и ошибочных нахождений аналогий между понятиями; ана­лизируется характер установленных связей между понятиями — конк­ретные, логические, категориальные связи; фиксируется последова­тельность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне раз­вития мышления у данного испытуемого — преобладания наглядных или логических форм.

Кроме того, при обследовании данной методикой обнаруживают­ся нарушения последовательности суждений, когда испытуемый на время перестает следовать избранному им способу решения задачи. Аналогии в различных заданиях строятся по разным принципам, и наличие инертности может затруднить выполнение задания — в пос­ледующей задаче такие испытуемые пытаются выделить аналогию по принципу предыдущей задачи.

Контрольные вопросы

1. Какие особенности мышления выявляются с помощью данной функ­циональной пробы?

2. Какие особенности выполнения задания можно ожидать при обсле­довании с помощью этой методики школьников?

ПРИЛОЖЕНИЕ Бланк к методике «простые аналогии»

Фамилия: __________________________ Дата: _______________

1.       Лошадь                                       Корова_______________

Жеребенок        Пастбище, рога, молоко, теленок, бык

2.         Яйцо_____________________ Картофель_____________

Скорлупа         Курица, огород, капуста, суп, шелуха


 

3. 4. 5. 6.

Ложка Каша

Коньки Зима

Ухо Слышать

Собака

  Шерсть
7. Пробка
  Плавать
8. Чай
  Сахар
9. Дерево
  Сук
10. Дождь
  Зонтик
11. Школа
  Обучение
12. Песня
13. Глухой Нож
  Сталь
14. Рыба
  Сеть
15. Птица
  Гнездо
16. Хлеб
  Пекарь
17. Пальто
  Пуговица
18. Коса
  Трава
19. Нога
  .,   Сапог
20. Вода
  Жажда
21. Электричество
  Проволока
22. Паровоз
23. Вагоны Алмаз
24. Редкий Бежать

Стоять


____________ Вилка____________

Масло, нож, тарелка, мясо, посуда

____________ Лодка____________

Лед, каток, весло, лото, река

Зубы

-

Видеть, лечить, рот, щетка, жевать

_________________ Щука________________

Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя

________________ Камень________________

Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик

_________________ Суп_________________

Вода, тарелка, курица, соль, ложка

_________________ Рука_________________

Топор, перчатка, нога, работа, палец

________________ Мороз________________

Палка, холод, сани, зима, шуба

_______________ Больница_______________

Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной

_______________ Картина_______________

Хромой, слепой, художник, рисунок, больной

______________ Стол_________________

Вилка, дерево, стул, пища, скатерть

Муха Решето, комар, комната, жужжать, паутина

_____________ Человек________________

Люди, птенец, рабочий, зверь, дом

______________ Дом__________________

Вагон, город, жилище, строитель, дверь

__________ Ботинок__________________

Портной, магазин, нога, шнурок, шляпа

_____________ Бритва________________

Сено, волосы, острая, сталь, инструмент

______________ Рука_________________

Галоши, кулак, перчатка, палец, кисть

______________ Пища________________

Пить, голод, хлеб, рот, еда

_______________ Пар_________________

Лампочка, ток, вода, трубы, кипение

______________ Конь_________________

Поезд, лошадь, овес, телега, конюшня

\________________ Железо________________

Драгоценный, железный, твердый, сталь, обычный

_____________ Кричать_______________

Молчать, ползать, шуметь, звать, плакать


 


     
 


25. 26. 27. 28. 29. 30.

Волк

Пасть

Растение

Семя

Театр

Зритель

Железо

Птица

Воздух, клюв, соловей, яйцо, пение Птица

Зерно, клюв, соловей, пение, яйцо

__________ Библиотека____________

Актер, книги, читатель, библиотекарь, любитель

____________ Дерево______________

Кузнец Нога

Пень, пила, столяр, кора, листья
_______         Глаза

Костыль Утро

Ночь

Галка, очки, слезы, зрение, нос
________ Зима

 

Мороз, день, январь, осень, сани

 

S 45   Задание 12. Методика «сравнение понятий»

Тема задания

 

Студенты продолжают знакомиться с методиками, направленны­ми на изучение мышления человека. С помощью этой методики анализируется развитие операции сравнения. Применение этой функ­циональной пробы, как и предыдущей, в ситуации клинического обследования хорошо представлено в учебных пособиях Б. В. Зей-гарник и С. Я. Рубинштейн. В тесте данного задания особое внима­ние обращено на применение методики для обследования школь­ников.

Ход выполнения задания

В качестве испытуемого лучше выбрать того же, кто принимал участие в предыдущей функциональной пробе.

Испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления.

Инструкция: «Вы должны сказать, что общего между этими двумя словами и чем они отличаются друг от друга». При этом экспери­ментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи? », «Еще чем? », «Чем они отличаются друг от друга? », «Еще чем? ».

В Приложении дается примерный список слов для сравнения.

Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий (по А. Р. Лурии). Во-первых, испы­туемым даются два слова, явно относящиеся к одной категории (на­пример, «корова — лошадь»). Во-вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются 328


друг от друга, чем в предыдущем случае (например, «ворона — рыба»). Третья группа задач еще сложнее — это задачи на сравнение и разли­чение объектов в условиях конфликта, где различия выражены го­раздо больше, чем сходство (например, «всадник — лошадь»). Разли­чие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени труд­ности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в опреде­ленную категорию.

Предъявление испытуемому задач этих трех уровней может быть нацелено на определение индивидуальной трудности, т. е. выполнение операций сравнения может отличаться для разных типов связей между понятиями. Это дает дополнительную характеристику индивидуальных особенностей мышления. У школьников выполнение операций сравне­ния будет различаться, если варьировать экспериментальный материал по фактору «житейские понятия» (владение ими складывается стихий­но в индивидуальном опыте) и «научные понятия» (усваиваются в качестве учебного материала).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...