Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Ход выполнения задания. Обработка данных. о gg       Задание 5.Методика изучения устойчивости . ПРИЛОЖЕНИЕ




Контрольные вопросы

1. Что такое распределение внимания?

2. Каким образом можно оценить распределение внимания? Какие показатели для этого используются?

г

о gg       Задание 5. Методика изучения устойчивости

внимания

Тема задания

Исследуется устойчивость внимания на материале, получившем название корректурных проб, в которых испытуемый выполняет письменные действия. Длительное выполнение действий, предпо­лагаемое этими пробами, позволяет отследить и описать динами­ку устойчивости внимания.

Для определения устойчивости внимания применяются функцио­нальные пробы, позволяющие проследить динамику выполнения по­знавательных и исполнительных действий во времени. Распределение внимания исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий.

Устойчивость — это длительность сосредоточения внимания на каком-то реальном или идеальном объекте. Концентрация внимания означает, что человек может сохранять сосредоточенность на объекте при наличии помех. Устойчивость и концентрация внимания являют­ся показателями продуктивности и работоспособности человека, имеют большое значение при выполнении многих видов деятельности — учеб­ной, трудовой.

Для исследования устойчивости внимания у взрослых и детей, учащихся разных классов, проводятся опыты с разными корректура­ми (буквенная, цифровая и фигурная пробы). Репрезентативность той или иной пробы определяет психолог (студент или исследователь).

Ход выполнения задания

В инструкции экспериментатор предлагает испытуемому в бланке корректуры зачёркивать какой-либо знак, пропуская остальные. В от­личие от задания № 3 в Части I «Предметного практикума» для дан­ного более простого варианта используются цифровая и фигурная про-


бы. (Бланки даны в Приложении. Можно использовать также кольца Ландольта. ) Бланков должно быть несколько, так как заранее неиз­вестна продуктивность выполнения действий испытуемым. Экспери­ментатор говорит о предполагаемом времени работы и необходимос­ти пройти как можно больше знаков, но не делать ошибок.

По сигналу экспериментатора испытуемый начинает выполнять задание и через 5 мин его заканчивает. При обследовании школьников опыт можно повторить, варьируя корректуры — цифровую, а затем фигурную. При этом важно учитывать общее время участия испытуе­мого в опытах и возможность утомления.

 

Обработка данных

В результате получают следующие данные: количество просмот­ренного материала, измеряемое либо в строках, либо в отдельных символах (цифрах, фигурах), количество пропущенных букв, количе­ство неправильно зачеркнутых букв.

По существу эти данные характеризуют меру производительнос­ти и меру точности работы испытуемого. На их основании выводится обобщенная оценка его работы. Показателем устойчивости внимания является количество просмотренных знаков в каждом виде корректу­ры в течение 5 мин и число допущенных ошибок. Динамика показа­телей может оцениваться по графику, который отобразит зависи­мость числа знаков или показателя точности за каждую минуту.

Для количественной оценки устойчивости внимания подсчитыва-

п-т ются следующие показатели: показатель точности А = ——, где п

число зачеркнутых элементов; т — число ошибок; показатель темпа работы Т = N/t, где N — число просмотренных знаков, / — время в минутах; коэффициент продуктивности работы К- А-Т. Коэффици­ент продуктивности является количественным показателем концент­рации внимания.

Контрольные вопросы

1. Что такое устойчивость и концентрация внимания?

2. Каким образом можно оценить устойчивость внимания?

 

'

< г ('. 1 , '               " •< Г*1ЩУ> %. •№ -3M*


 






ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал к методикам «корректурные пробы»

Дата: _________________ Ф. И. ребенка: __________________


Дата: _____________________ Испытуемый: _----------------------


 


Рис. 30. Корректурная проба для детей.


Рис. 31. Цифровой бланк к корректурной пробе.



§ 39       Задание 6. Методика «узнавание фигур»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...