Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов. Контрольные вопросы. §46 Метод опроса. Анкетирование как форма опроса




Обработка результатов

Проводится количественный и качественный анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выде­ленных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высо­кий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда школьник назвал более 20 черт, средний — 10—15, низкий — менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учесть, какие чер­ты отметил учащийся в большем количестве — черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией раз­личения стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную кате­горию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различение, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обоб­щению. Поэтому для дошкольников особенно трудными будут задачи второй и третьей категорий. У младших школьников возникает опера­ция обобщения, которая принимает форму выделения общих призна­ков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введе­ние предметов в общую наглядную ситуацию; для них трудны задачи третьей категории.

Этот метод имеет значение для диагностики умственного недораз­вития или умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок не сможет выполнить задачу на отвлечение признака и введение объек­тов в иерархию одной категории и всегда будет замещать такой ответ либо указанием на различие, либо введением в какую-то наглядную


ситуацию. Для человека, больного шизофренией, характерно обрат­ное — полный отрыв от наглядной ситуации и обобщение по несуще­ственным признакам объектов.

Контрольные вопросы

1. Для чего варьируется сложность сравниваемых понятий?

2. Как оценивается уровень развития операции сравнения?

ПРИЛОЖЕНИЕ Материал к методике «сравнение понятий»


 


ЧАСТЬ IV

МЕТОДИКИ ОПРОСА

В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЯХ


*?


 


     


;. '


 

 

Утро — вечер     Яблоко — вишня  
Корова — лошадь   Лев — собака  

Летчик — танкист Лыжи — коньки

  Ulltj^vM) M4 Ворона — воробей

 

    Молоко — вода
Трамвай — автобус     Золото — серебро  
Река — озеро     Сани — телега  

Велосипед — мотоцикл

  Воробей — курица  
Собака — кошка     Дуб — береза  
Ворона — рыба     Сказка — песня  
Лев — тигр     Картина — портрет  
Поезд — самолет   ЩЫ'Ъ. , '. Лошадь — всадник  
Обман — ошибка

 

Кошка — яблоко  

Ботинок — карандаш

  Голод — жажда ■.., ' ■. i
        .

 

 

§46        Метод опроса

Анкетирование как форма опроса

История вопроса. К числу наиболее распространенных средств по­лучения эмпирических данных относят метод опроса. Точнее было бы говорить о методиках опроса, имеющих разные цели и занимающих разное место при сборе данных в психологическом исследовании. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения, оценки и т. д. ) фактах со слов

опрашиваемых.

Опрос следует отличать от использования опросников в качестве психодиагностических методик. Результаты опросов — это первичные данные. Применение же опросников — личностных, интеллектуаль­ных и т. д. — позволяет получать вторичные данные (о местоположе­нии индивидуальных показателей по отношению к нормативным).

В целях различения методик опроса и психодиагностики далее бу­дет использоваться термин «анкетирование». Анкета — это письмен­ный перечень вопросов, задаваемых опрашиваемому — испытуемому, респонденту.

Основными формами опроса, применяемыми в психологических исследованиях, являются:

1) опрос «лицом к лицу» — интервью, проводимое специалистом (интервьюером) по определенному плану;

2) заочный опрос — анкеты, предназначенные для самостоятель­ного заполнения испытуемым (или опрашиваемым респондентом).


Сбор первичной информации путем опросов стал практиковаться среди психологов еще в XIX в. В 1874 г. английский психолог Ф. Галь-тон впервые использовал анкету в своем исследовании с целью изу­чения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопрос его подробной анкеты ответили 100 крупнейших научных деятелей. Полученные данные были проанализированы и изложены Ф. Гальтоном в монографии «Английские люди науки: их природа и воспитание». Пионерами применения анкетного метода в психологии были А. Бине во Франции и С. Холл в США (конец XIX — начало XX в. ). В исследованиях А. Бине метод опроса был по существу пере­ходным методом тестирования интеллекта. Тестами стали называть стан­дартизованные формы психодиагностики, в то время как за терми­ном «опрос» остались все другие формы получения вербализованных (устно или письменно) ответов на перечень задаваемых вопросов. В XX в. анкетный опрос как метод педагогических и психологических иссле­дований начал применяться и в России.

Анкетный опрос стал преимущественно используемым средством в социально-психологических исследованиях. Преимущество этих ме­тодик заключается в возможности спросить о чем угодно, что пред­ставлено в сознании человека — его мнениях, мыслях, оценках и т. д. Опросам как методикам сбора первичной информации свойствен­на и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т. д. чаще всего осуще­ствляется посредством опросов в той или иной форме. Данные само­наблюдения представляют собой важный материал для исследователя, «Высказывания субъекта — показания его самонаблюдения должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе го­товую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена иссле­дователями в результате их сопоставления с соответствующими дан­ными. Объективный анализ высказываний испытуемого приводит не­редко к результатам, отличным или даже прямо противоположным их непосредственному содержанию», — подчеркивал С. Л. Рубинштейн [Рубинштейн, 1959, с. 171].

Формы устного опроса стали методиками, получившими широ­кое распространение в смежных с психологией дисциплинах, особен­но в социологии. Общими являются ряд требований к составлению опросников [Методы..., 1977; Бутенко, 1989].

Имеющийся опыт проведения психологических исследований по­казывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии со­поставления полученной информации с результатами анализа статис­тических данных, официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методик опро-332


са, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

Место опроса (анкетирования) в структуре (на этапах) психологи­ческого исследования. Область применения опросов в психологичес­ких исследованиях довольно обширна. Социальная психология обра­щается к этому средству наиболее часто (в силу предмета изучения).

1. Опрос на ранних стадиях исследования. В процессе работы по раз­ведывательному плану, т. е. в поисковых исследованиях, используется обычно интервьюирование. С помощью опроса как анкетирования так­же получают «срезовые» данные о мнениях людей, когда исследова­ние еще находится на стадии выработки гипотез. С помощью данных интервью устанавливаются переменные, относящиеся к изучаемой про­блеме, и выдвигаются рабочие гипотезы. Часто при этом опрашива­ются лишь компетентные лица, которые могут дать обстоятельную информацию по интересующим исследователя вопросам. Если в каче­стве основного метода сбора данных выбрано анкетирование, то ин­тервью обычно применяется для предварительного испытания анке­ты, как перечня вопросов, из которых в последующем будут выбраны репрезентативные.

2. Опрос выступает как основное средство сбора первичной информа­ции — для получения данных, позволяющих прояснить взаимосвязи изучаемых процессов. При этом особое значение приобретают стан­дартизация методик опроса и определение достоверности полученной информации. В отличие от задачи прояснения психологических пере­менных и гипотез здесь предлагается комплексный охват уже выде­ленных заранее проблем (и переменных).

3. Если в программе исследования предусматривается эксперимен­тальная схема, методика опроса может использоваться с целью выяв­ления основных признаков, отличающих экспериментальную и контрольную группу как до начала эксперимента, так и после его окончания. Не следует смешивать этот случай с установлением зависимой перемен­ной при обращении исследователя к самонаблюдению испытуемых.

4. Опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, по­лученных как другими методами, так и путем применения других форм опроса. В последнем случае нередко материалы анкетирования допол-няютсясданными интервью. При этом часто повторно опрашивается некоторая часть лиц, входящих в исходную выборку.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...