Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контрольные вопросы. Тема задания. Ход выполнения задания. Обработка результатов. Задание 8.Методика шифровки цифровых символов




Контрольные вопросы

1. Какие мыслительные операции обеспечивают возможность выделе­ния закономерностей?

2. Какие особенности данной функциональной пробы позволяют ис­пользовать ее для определения нарушений интеллектуальной деятельности?


 

§41

Задание 8. Методика шифровки цифровых символов

 

Тема задания

Знакомство с приемами выявления особенностей обобщений как средствами установления связей между условными символами и заданными объектами (возможности символического мышления).

Ход выполнения задания

Это один из невербальных субтестов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От ис­пытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике в Приложении на с. 320—321) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. произвести как бы перешифровку цифр. Время выполнения задания ограничивается 90 с.

Обработка результатов

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл. Первые десять заданий не учитываются, они служат примером. О спо­собности к научению новому свидетельствует выполнение последую­щих примеров, когда испытуемого предупреждают о начале хроно­метрии и необходимости выполнять задание как можно скорее. Этой методикой исследуется способность к обучению. При обследовании этой методикой различных возрастных групп было установлено, что показатель результативности обнаруживает отчетливую тенденцию к снижению после сорока лет.

Для исследования детей старшего дошкольного и младшего школь­ного возраста используется более простой вариант кодирования — методика Перона— Руссера (Приложение). Нормы ее выполнения: 100% — за 1 мин 15 с, без ошибок; 60% — за 1 мин 45 с, с двумя ошибками; 50% — за 1 мин 50 с, с 5 ошибками; 20% — за 2 мин 10 с, с 6 ошибками (по М. П. Кононовой).

Контрольные вопросы

1. Особенности какого вида мышления исследуются при помощи про­бы «шифровка символов»?

2. Как и в каких вариантах может быть использована данная методика при исследовании особенностей мышления детей и взрослых разного воз­раста?



_ ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал к методике «шифровка символов»



 


 


Зы -


Рис. 36. Методика Перона—Руссера.


аш-.


 



 


 


Рис. 37. Субтест методики Векслера.


СОС


с   мп    Задание 9. Заполнение пропущенных

слов в тексте

Тема задания

Отработка одного из приемов изучения вербального мышления. Выявляются уровень развития речи, продуктивность ассоциаций и процессов понимания.

Ход выполнения задания

Испытуемому предлагается текст с пропусками слов (см. материал к методике). Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получался связный рассказ. Адекватным считается при­менение методики для испытуемых старше 7 классов. Она также ус­пешно используется в «патопсихологическом эксперименте».

Обработка результатов

Учитываются такие показатели, как скорость подбора слов и зат­руднения (их место — в каких частях текста, до или после установле­ния ключевых смысловых связей). Анализируется развитие речи испы­туемого, продуктивность его ассоциаций.

Выявляется критичность испытуемого: пытается ли он сопостав­лять вставляемые слова с пониманием всего текста в целом, проверя­ет ли работу, прежде чем передать ее экспериментатору.

С помощью этой методики обнаруживается также такая характе­ристика вербального мышления, как его целенаправленность.

В ситуации обследования методика применяется в комплексе с други­ми. Полученные с ее помощью данные уточняют особенности вербаль­ного мышления, выявляемые другими функциональными пробами.

ПРИЛОЖЕНИЕ Текст 1

Над городом низко повисли снеговые ____. Вечером началась

_____. Снег повалил большими______. Холодный ветер выл как дикий

________. На конце пустынной и глухой______ вдруг по­
казалась какая-то девочка. Она медленно и с____ пробиралась по

_________ • Она была худа и бедно_________. Она продвигалась

медленно вперед, валенки сваливались с ног и ___________ ей

идти. На ней было плохое_______ с узкими рукавами, а на плечах

___________. Вдруг девочка_________ и, наклонившись, начала

что-то_____________ у себя под ногами. Наконец она стала на

____________  и своими посиневшими от__________ ручонка­
ми стала_____ по сугробу.


Текст 2

Однажды Генрих IV, французский__________, потерял на охоте из

виду свою___ и принужден был один 1{]у______________ в Па­
риж. На большой______ он увидал простого______________ _, кото­
рый _______ также в столицу. Король остановил своего_

и_________ к мужичку с вопросом: «Зачем ты          в го­
род? » — «Я хочу__________ своего сына, да, сверх того, мне хотелось

бы__________ короля, который так любит своих______; говорят,

что он очень____________ • Но как его__________ в толпе? Не буде­
те ли вы добры ________  мне его? » — «Когда народ ________

своего короля, — отвечал Генрих, — то каждый_______ шляпу;

знай: кто не__________ шляпы, тот и король».

Увидавши своего___________ в городе, все парижане сняли

__________, только король и мужик были в шляпах. «Кто же из нас

обоих________? » — спросил мужичок с удивлением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...