Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Керамические фигуры из гробницы Цинь Ши-хуанди. III в. до н. э. Провинция Шэньси.




Керамические фигуры из гробницы Цинь Ши-хуанди. III в. до н. э. Провинция Шэньси.

Книга из бамбуковых пластинок.

Рельефы гробницы. I—II вв. Провинция Сычуань.

провинций Шаньдун и Сычуань. На­пример, на рельефах погребения в Сычуани представлены сцены жат­вы, охоты на диких уток, мчащиеся лёгкие колесницы, в которые впря­жены тонконогие горячие кони. Все изображения очень реалистичны.

В древний период, завершивший­ся падением могущественной Ханьской империи в III в. н. э., сметённой грандиозным восстанием рабов, за­родились традиции китайского ис­кусства, которые во многом опреде­лили его дальнейшие пути.

Эпоха Средневековья в Китае продолжалась гораздо дольше, чем в евро­пейских странах. Она охватила период с конца III в. до середины XIX в. Сред­невековье — пора духовного подъёма Китая, время строительства больших городов, великолепных садово-парковых ансамблей. В первых веках новой эры в Китае появилась пейзажная живопись, которая стала главной выра­зительницей чувств и настроений людей. Средние века прославились в Ки­тае и многими другими открытиями: был изобретён фарфор, книгопечата­ние, появилась каллиграфия — искусство художественного письма.

ПЕРИОД СЕВЕРНАЯ ВЭЙ

После крушения Ханьской импе­рии Китай на целых сто пятьдесят лет стал добычей кочевых племён, разорявших города, уничтожавших дворцы, грабивших ценности. Стра­на вновь оказалась раздробленной на мелкие царства. Начало новому объединению положило создание в Северном Китае государства Север­ная Вэй (Тоба Вэй; 386—535 гг. ), ос­нованного Тоба Гуем — вождём ко­чевых племён сяньбийцев. Вновь стало налаживаться хозяйство, вы­росли столицы Пинчэн (Датун), а за­тем Лоян. Императоры Вэйского царства, выходцы из среды кочев­ников, оказавшись под могучим влиянием китайской культуры, стре­мились усвоить китайскую пись­менность, придерживаться китайских обычаев. Они запрещали пле­менные обряды, одежду и язык. В этот период в Китае распространи­лась новая религия — буддизм, про­никший в страну из Индии через Центральную Азию (см. статью «Ис­кусство Индии»), Буддизм быстро прижился на китайской почве, так как вобрал в себя местные философ­ские учения, культы и верования. Он обогатил также и китайскую культу­ру, привнеся в неё множество мифов и легенд, сложившихся в других странах.

В. культурной и политической жизни Китая важную роль стали иг­рать буддийские монастыри. По всей стране начали строить грандиоз­ные монастырские комплексы, вы­рубленные по типу индийских в толще скал, а также деревянные буд­дийские храмы и высокие много­ярусные башни — пагоды, в которых

хранились буддийские реликвии. Самыми древними скальными мо­настырями являются: Юньган (Храм Заоблачных Высот), возведённый в IV—VI вв. в провинции Шаньси, Лунмэнь (Ворота Дракона), сооружён­ный в VI—IX вв. в провинции Хэнань, а также Цяньфодун, который начали строить в IV—V вв. в запад­ной провинции Китая Ганьсу.

Монастыри украшали скульптур­ные изображения Будды и буддий­ских божеств, рельефы, расписанные красками. Статуи Будды порой дос­тигали пятнадцати метров в высоту и словно срастались со скалой. Тяже­ловесные сидящие фигуры жестами своих огромных ладоней как бы по­учали людей, несли им защиту и спасение, воплощая в своём облике идею сверхчеловеческого и божест­венного. Более мягкими и одухотво­рёнными являлись милосердные бо­жества — бодхисаттвы, помощники Будды, призванные быть связующим звеном между небесным и земным мирами и помогать людям в невзго­дах. В их хрупких бесплотных фигу­рах ощутимы веяния, неведомые Древнему Китаю, — стремление вы­разить такие чувства, как сострада­ние и милосердие.

ПЕРИОДЫ СУН И ТАН

Полнее и ярче всего особенности средневекового искусства Китая про­явились в период существования двух могущественных государств: Тан (618—907 гг. ) и Сун (960—1279 гг. ). Искусство для образованных людей той поры представлялось настолько же естественным приложением сил и знаний, как и общественная деятель­ность. Например, чиновники, жив­шие во времена Танской и Сунской династий, были одновременно поэ­тами, художниками, теоретиками ис­кусства и замечательными каллигра­фами. Многие из них являлись членами императорской Академии живописи, открывшейся в X в.

Пути искусства Танского и Сунского периодов тесно связаны с судьбами Китая VII—XIII вв. Мощное государство Тан, активное в своей завоевательной политике, простёрлось далеко на запад и восток, дос­тигнув пределов Средней Азии. Сунская культура сложилась в совер­шенно иной исторической обста­новке. Кочевые племена киданей, тангутов и чжурчжэней завоевали сначала северные земли Сунского государства, а в XIII в. его целиком подчинили себе монголы.

Монументальность и празднич­ность — основные черты архитекту­ры периода Тан. Большое внимание в VII—X вв. уделялось застройке многолюдных столиц — Лояна и Чанъаня (ныне город Сиань). Эти го­рода представляли собой обнесён­ные степами крепости, разделён­ные на торговые, жилые, дворцовые и храмовые кварталы. Для них, как и в древности, был характерен

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...