Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света). VII в. Лунмэнь.




Статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света). VII в. Лунмэнь.

Тэта (Железная Пагода).

XI в.

Кайфын.

Рельефы из погребения императора Тай Цзуна. VII в. Сиань.

Погребения императоров Ганского царства были украшены скульптурой и рельефами на темы реальной жизни. Особое место в погребальной скульптуре по праву принадлежит фигурам животных. Горделивые верб­люды, сопровождаемые бородатыми кочевниками, везут дань ко двору императора; павлины распускают пышные хвосты; собаки лают; кони

ржут, грызут удила и бьют копытами. Сохранилось, например, шесть ка­менных плит с рельефным изображением любимых коней императора Тай Цзуна (VII столетие). Рельефы выполнены с таким мастерством, что в породистых мордах животных ощущается трепет живых мускулов, а в стремительном беге — напряжение и грация.

В жанре живописи хуа-ня'о («цветы-птицы») нашло поэтическое тол­кование сложившееся ещё в древнос­ти представление о значительности каждого явления природы. Фило­софская идея «великого в малом» вы­ражалась в том, что одна ветка, один

цветок или птица как бы вмещали в себя всю Вселенную. Многие живописцы Тайского и Сунского времени посвящали себя этому жанру, с уди­вительной зоркостью запечатлевая лёгкое оперение птицы, присевшей на дерево, красоту распустившегося пиона, грустное очарование увядаю­щих листьев клёна. Родоначальника­ми этого жанра считались Сюй Си и Хуан Цюань, жившие в X в.

Каждый изображённый мотив природы был напрямую связан с благопожелательной символикой. Так, пышный пион символизировал знатность и богатство; гибкий бам­бук — стойкость и мудрость; гранат с его бесчисленными зернами—многочисленное потомство; вечно­зелёная сосна — долголетие; сочета­ние сосны, бамбука и дикорастущей сливы — верную дружбу; персик—бессмертие.

Наиболее возвышенные пред­ставления о времени, созвучные поэзии, воплощались в жанре шань-шу'й, что в переводе означает «горы-воды». Он отразил представ­ление о единстве главных сил Все­ленной, так как горы считались во

Чжоу Фан.

Женщины с цветами. Фрагмент. VIII—IX вв. Музей Ляо-нинг.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ КИТАЙСКАЯ КАРТИНА

Китайские живописцы в Средневе­ковье создавали свои картины на длинных полотнищах шёлка или бу­маги, которые имели форму го­ризонтального или вертикального свитка, завершённого деревянным валиком. Шёлк подвергали предвари­тельной обработке, затем расстила­ли на полу или на низком столике. Перед художником стояли набор кистей, тушечница, где он растирал спрессованную в пластину тушь, и сосуд для воды. Краски минерально­го или растительного происхожде­ния разводили водой. Когда картина была закончена, её наклеивали на плотную бумагу и окаймляли парчо­вым бордюром. Свитки хранили в драгоценных шкатулках и вынимали только для того, чтобы рассматри­вать. Горизонтальные многометро­вые свитки развёртывали на столе, постепенно вглядываясь в каждый эпизод; вертикальные вешали на сте­ну, где их можно было целиком ох­ватить взглядом. На горизонтальных свитках обычно изображали жанро­вые мотивы, сцены легенд, путеше­ствий по знаменитым рекам Китая. На вертикальных свитках, как прави­ло, исполняли пейзажи. Часто живо­писец дополнял картины стихотвор­ными текстами, которые писал каллиграфическим почерком. Фор­ма вытянутого сверху вниз свитка помогала создать ощущение огром­ного пространства, показать необъ­ятность природы.

Китайские пейзажные картины не были видами конкретной местности. Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал его по памяти. Мир, увиденный китайским худож­ником в его огромности, диктовал особые законы построения про­странства. Начиная со времени раннего Средневековья китайские мастера, опираясь на опыт про­шлого, создавали теоретические пособия, в которых раскрывали се­креты мастерства и пытались ос­мыслить великое триединство неба, земли и человека. «Не поднявшись на высокую гору, не узнаешь высо­ты неба. Не взглянув в глубокое ущелье в горах, не узнаешь толщины земли» — сказано в одном из древних сочинений. Руководствуясь этими правилами, художники нано­сили тушью на легко впитывающий влагу шёлк или бумагу точный и быстрый рисунок, который нельзя было стереть или исправить. Линии

и пятна туши, разнообразные по тонкости и оттенкам, составляли ос­нову средневековой китайской жи­вописи. В ней применялись не све­тотень и линейная перспектива, а характерная для Средневековья так называемая «рассеянная перспекти­ва», которая строилась по разрабо­танным долгой практикой условным законам. Вся природа, увиденная художником словно с высокой го­ры, разделялась воздушной дым­кой или пеленой тумана на высоко поднятые один над другим планы. Высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности развёртывающе­гося перед зрителем пространства. В каждом пейзаже средневековому китайскому художнику удавалось раскрыть своё восхищение красо­той мироздания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...