Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тяньтань (Храм Неба). XV—XVI вв.




Тяньтань (Храм Неба). XV—XVI вв.

Пекин.

Запретный город. Общий план.

Тайхэдянь (Зал Высшей Гармонии).

Пекин.

Сюй Вэй.

Бамбук. XVI в.

Галерея Фрина, Вашингтон.

владычество было свергнуто, и на смену иноземной династии Юань пришла китайская династия Мин (1368—1644 гг. ). Преодолев разруху, с конца XIV — начала XV в. Китай, ставший снова независимой держа­вой, пережил экономический рас­цвет и подъём культуры. Быстро росли и развивались города, где процветали ремёсла и торговля. Со­оружались дворцовые и храмовые ансамбли, достраивалась Великая Китайская стена, протянувшаяся к тому времени вдоль северной грани­цы страны на три тысячи километ­ров. Однако уже к XVII в. империя вновь переживала тяжёлые времена. В 1б44 г. страну захватили маньчжу­ры, установившие власть династии Цин и правившие вплоть до 1911 г. В середине XVIII в. цинские прави­тели отгородили Китай от всего ми­ра, ограничив его контакты с други­ми странами, а в середине XIX в. раздираемая внутренними проти­воречиями страна стала ареной борьбы западных держав и была превращена в полуколонию.

Период Мин — время рождения больших и торжественных архи­тектурных ансамблей. В освободив­шейся от монгольского ига стране за короткий срок вновь были от­строены и украшены новыми соору­жениями две сменившие друг друга императорские резиденции: Юж­ная — Нанкин и Северная — Пекин.

Во время правления императоров Минской династии в XV—XVII вв. были возведены царские погребения

в окрестностях Пекина. Большое внимание уделяли не только строи­тельству подземных дворцов, но и семидесятикилометровой дороге, ведущей к ним от столицы. Путь к погребениям подводил к огромной, почти километровой Аллее Духов, обрамлённой с двух сторон мону­ментальными каменными статуями. Стражи покоя усопших — парные фигуры слонов, верблюдов, коней, сановников и воинов-охранителей, стоявших друг против друга в пол­ных достоинства позах, — придава­ли пути к захоронению особую тор­жественность и значительность. Тринадцать погребальных комплек­сов, охватывавших площадь в сорок квадратных километров, были рас­положены на значительном рассто­янии друг от друга. Каждое из них включало в себя несколько обяза­тельных сооружений — храм пред­ков, монументальную крепостную башню, могильный холм с тщатель­но скрытым внутри мраморным об­ширным дворцом, где хранились саркофаг и царские сокровища.

Архитектурные сооружения вре­мени правления Маньчжурской ди­настии Цин (XVIII—XIX вв. ) — хра­мы, пагоды, дворцы и парки — отмечены яркостью и живопис­ностью. В XIX в. цинские правители стали строить для себя многочис­ленные загородные резиденции. В архитектуре и декоративной скульп­туре парков наиболее полно вопло­тилось стремление к роскоши и изобилию, характерное для вкусов того времени.

Живопись в XIV—XIX вв. не утра­тила своей важной роли в жизни Ки­тая. Однако она всё более ощутимо тяготела к былым традициям. В от­крывшейся вновь Академии живопи­си считалось, что важнее не изучать природу, а следовать классическим образцам Танского и Сунского вре­мени. Творческая фантазия худож­ников была скована жёсткими пред­писаниями, ограничивавшими темы и методы работы. Вплоть до смерт­ной казни каралось мельчайшее нарушение установленной трактов­ки фигур, деревьев, общего строя

композиции. Появилось множество пособий и наставлений с образцами разных стилей и почерков, в кото­рых пояснялось, как следует изобра­жать вершины гор, ветви деревьев и кустов, растения. Однако наиболее талантливые художники даже в рам­ках существующих строгих правил создавали яркие и выразительные картины.

Наиболее интересные творче­ские направления складывались вдали от столицы, где мастера испы­тывали меньшее давление офици­альной власти. Здесь развивалось творчество таких выдающихся пей­зажистов, как Шэнь Чжоу (1427— 1507) и Вэнь Чжэнмин (1470— 1559), чьи картины отличались сочностью красок и декоративным богатством. Выдающимся мастером, работавшим в жанре «цветы-пти­цы» был Сюй Вэй (1521—1593), сле­довавший традиции чаньских живо­писцев Сунской эпохи. В своих беглых, будто небрежных зарисов­ках Сюй Вэй не стремился передать детали, а выявлял душу природы, да­вая почувствовать её настроение.

Самыми известными художника­ми, работавшими в бытовом жанре «люди», были Тан Инь (1470—1523) и его ученик Чоу Ин (первая полови­на XVI в. ). Не нарушая сложившихся канонов, они создали отвечающий духу времени тип живописных по­вестей, занимательных и проникну­тых тонким лиризмом. В таких про­изведениях, как «Поэма о покинутой жене», где рассказано о страданиях оставленной мужем поэтессы Су Жолань, Чоу Ин не только подробно раз­вивает сюжетную линию, но и вводит зрителя в атмосферу быта, показывая детали интерьера, сада, любовно вы­рисовывая костюмы и прически.

Высокими художественными дос­тоинствами в периоды Мин и Цин отличались декоративно-приклад­ные изделия, выполненные в техни­ке перегородчатой эмали. Техника производства этих изделий была очень сложной и требовала от юве­лиров огромного мастерства. Наряду с перегородчатой эмалью особой славой в XV—XVIII вв. пользовались и предметы из красного лака. Из не­го изготовляли мебель, коробки для сладостей, блюда и др. Виртуозной техники в конце XVIII в. достигла резьба по камню. Для стола учёного, писателя или каллиграфа из разнооб­разных пород камня вырезали заме­чательные по исполнению предметы письма, печати, стойки для кистей. Ткани и вышивки периодов Мин и Цин своей красочностью и техникой исполнения как бы копировали лаковые, фарфоровые и эмалевые изделия. Замечательные вышитые картины — кэсы' («резаный шёлк»)—воспроизводили пейзажи, мир цветов и растений. Бесконечное многообра­зие форм и техник прикладного искусства Китая XV—XVIII вв. развило и дополнило лучшие качества сред­невекового китайского искусства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...