Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Икона-танка. Фрагмент. Статуя черепахи. XIII В. Кара-корум. Искусство монголии. Дзанабадзар. Статуя буддийского божества ваджрадхары. XVII В. Музей изобразительных




Икона-танка. Фрагмент.

Статуя черепахи. XIII в. Кара-Корум.

Каменные черепахи — то немногое, что сохранилось от некогда величественной столицы империи Чингисхана. Эти изваяния служили постаментами для каменных плит, на которых были выбиты указы ханов.

ИСКУССТВО МОНГОЛИИ

В конце X—XII вв. кочевые монголь­ские племена заселяли огромную территорию Центральной Азии. В начале ХIII в. монгольский правитель Чингисхан (1206—1227 гг. ) завоевал страны Азии и Восточной Европы и основал огромную империю. В 1220 г. Чингисхан основал первую столицу империи Кара-Корум (Город Чёрных Скал) в долине реки Орхон. Кара-Корум вскоре превратился в крупный торговый, политический и культурный центр. Монгольские ханы стремились представить его центром не только Востока, по и Вселенной. Здесь было выстроено двенадцать храмов: девять буддий­ских, один христианский, а также две мусульманские мечети. Обнесённый глинобитной стеной город имел, подобно китайским столицам, регулярную планировку, фасады его зда­ний выходили на юг, а ворота были ориентированы по сторонам света. Главным ансамблем города был хан­ский дворец (1235 г. ). Венчала дво­рец многоцветная черепичная крыша, которая ослепительно сверкала на солнце. Стены внутри дворца бы­ли украшены росписями, выполнен­ными китайскими мастерами. Под полом была проложена отопитель­ная система.

Перед дворцом на парадной пло­щади возвышалось серебряное дере­во, увитое золочёными змеями и увенчанное ангелами. Когда при­бывали почётные гости, ангелы тру­били в трубы. У корней дерева рас­полагались четыре серебряных льва. Из пасти змей лилось вино, а из пас­ти львов — кумыс.

В ХШ в. были возведены и другие дворцы. Однако просуществовали они недолго. В XIV—XV вв. страна была охвачена междоусобными вой­нами; крупных сооружений в тот пе­риод не строили. Столица стала ко­чевой, а дворцами ханам, как и прежде, служили шатры, легко раз­бираемые и приспособленные к рез­ким ветрам и частым переездам.

Монументальное зодчество воз­родилось в Монголии в конце XVI в., когда в стране распространился буд­дизм и вновь стали строить много­численные храмы. Первым круп­ным монастырём стал Эрдэни'-Дзу, выстроенный по образцу 'тибетских храмов в 1585 г. близ Кара-Корума. Он состоял из трёх храмов, возведённых на высоких беломрамор­ных платформах и перекрытых мас­сивными черепичными крышами с загнутыми кверху краями. Другой монастырь — Их-Хурэ (XVII в. )—стал основой города Урги, а затем превратился в столицу современной Монголии Улан-Батор.

В средневековой Монголии вмес­те с внедрением буддизма неотъ­емлемой частью храмового ин­терьера стала скульптура. Статуи милосердных и карающих буддий­ских божеств, духов и демонов вы­полняли из разных материалов: де­рева, бронзы, глины, бумажной массы, затем их золотили или рас-

Дзанабадзар. Статуя буддийского божества Ваджрадхары. XVII в. Музей изобразительных

искусств, Улан-Батор.

Статуя великого

буддийского святого

Падмасамбхавы.

Позолоченная бронза.

XVII в.

Монастырь Эрдэни-Дзу.

Дзанабадзар.

Статуя Будды Вайрочаны. XVII в.

 

МОНГОЛЬСКАЯ ЮРТА

Войлочная юрта — веками усовершен­ствованное и продуманное до мельчай­ших деталей жилище монголов. Основу её разборного каркаса составляют складные раздвижные решётки стен. Верёвками из конского волоса к ним прикрепляют жерди, которые заверша­ются наверху массивным обручем. Сверху каркас покрывают белым войло­ком. Белизна войлочного покрова юрты считалась священной: её подчёркивали красные, синие и зелёные цвета узоров, придававшие жилищу удивительную праздничность. Вход, состоящий из на­ружной войлочной занавески и внутрен­ней деревянной двери, окрашивают в красный цвет и украшают орнаментом, символизирующим счастье и долголе­тие. Юрта могла быть и простым жили­щем кочевника, и храмом, и дворцом.

крашивали в яркие цвета. Этого требовало слабое освещение в хра­мах. Расцвет монгольской бронзовой скульптуры относится к XVII в. и связывается с именем Дзанабадзара — главы монгольского духовен­ства. Выполненные им статуи буд­дийских божеств, например богини милосердия Зелёной Тары (Спаси­тельницы Душ), отличаются отто­ченностью форм, благородством линий и одухотворённостью. Юная прекрасная богиня, держащая в ру­ках цветы лотоса (знаки познания истины) и сидящая на лотосовом троне (символ чистоты и мудрости), всегда готова прийти на помощь людям.

Монгольская живопись — иконы-танка, выполненные по тибетским образцам, — а также статуи состав­ляли убранство монастырей.

Монгольские мастера достигли большого искусства в украшении оружия, конской сбруи, инкрусти­рованных драгоценными камнями, в гравировке по металлу, филигран­ных украшениях женских головных уборов. Многие ремёсла, созданные во времена Средневековья, про­должают свою жизнь и в наши дни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...