Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Два орла. Конец XVII — начало XVIII в.




Чжоу Да.

Два орла. Конец XVII — начало XVIII в.

Собрание Вонга, Нью-Йорк.

*Чжоу Да (XVII в. ) —один из живописцев, продолжив­ших традиции чань-буддизма — созерцательной школы китайского буддизма, кото­рая проповедовала стремле­ние к уединённому образу жизни, интуитивному позна­нию истины и созерцание прекрасного как путь к по­стижению гармонии мира. После завоевания Китая маньчжурами Чжоу Да уда­лился в монастырь.

ИСКУССТВО ТИБЕТА

Искусство Тибета — страны в Цент­ральной Азии, расположенной на Тибетском нагорье, — тесно связа­но с буддизмом. Буддизм распро­странился в Тибете в VII столетии, но наибольшее влияние приобрёл с XV—XVI вв. Светским и духовным правителем страны стал далай-лама («океан премудрости»). В Тибете в то время были возведены многочис­ленные монастыри.

Тибетские монастыри — крупные архитектурные ансамбли — располо­жены, как правило, на склонах гор и поднимаются уступчатыми терраса­ми от подножия к вершине. Их силуэ­ты кажутся естественным продол­жением горных хребтов. Монастыри включают в себя жилища монахов, хранилище рукописей, мастерские, училище и несколько храмов. Перед главным храмом находится мощёная площадь для религиозных представ­лений. Плоские крыши храмов вен­чают золочёные бронзовые символы буддизма жалцаны — высокие ци­линдрические сосуды со списками молитв внутри (знак торжества буд­дийской веры).

Таков, например, монастырь Се­ра, выстроенный в 1419 г. у под­ножия огромной горы недалеко от Лхасы. Монастырские ансамбли до­полняют стоящие перед ними чорте'ны (местная разновидность ин­дийской ступы, модель Вселенной), хранящие буддийские реликвии или воздвигнутые в честь событий, свя­занных с буддизмом. Одним из са­мых крупных считается чортен мо­настыря Гумбум (1533 г. ) в Амдо' на северо-востоке Тибета.

Черты средневековой архитекту­ры Тибета наиболее ярко воплоти­лись в облике дворцового ансамбля Потала' в Лха'се — резиденции далай-ламы. Лхаса (Жилище Бога), осно­ванная в VII в., издавна была полити­ческим и культурным центром Тибета. Гигантский архитектурный комплекс, ставший символом Тибе­та, строили несколько столетий и за­вершили в XVI—XVII вв. Огромный ансамбль, словно вырастающий из вершины скалистой горы, представ­ляет собой целый город, окружён­ный стеной. Расходясь зигзагами, лестницы вовлекают окружающую природу в грандиозный архитек­турный замысел. Главное здание комплекса — тринадцатиэтажный дворец Побра'н Марпо' (Красный Дворец) — увенчано пятью павиль­онами, сверкающими позолочен­ными крышами. Интерьер с парадны­ми залами, жилыми помещениями, гробницами далай-лам, галереями, покрытыми росписями, оформлен с поразительным великолепием.

В храмах и дворцах Тибета осо­бое место занимали произведения скульптуры и живописи, также нераз­рывно связанные с буддизмом. Изго­товляли статуи и иконы в монасты­рях, где находились мастерские художников-иконописцев, скульпто­ров, чеканщиков, ювелиров, резчиков по металлу и дереву. Здесь же жили наставники — ламы, передающие мастерам свои секреты и следящие за выполнением работы.

XVII—XVIII столетия — время расцвета тибетской скульптуры. Ста­туи буддистских божеств создавали из разных материалов: дерева, гли-

Дворец Питала. XVI—XVII вв. Лхаса.

Дворец Потала. XVI—XVII вв.

ны, камня, бронзы, быстро твердею­щих смол. Бронзовые статуи по­крывали позолотой, остальные рас­крашивали в яркие цвета. Для них шили специальные одеяния, внутрь статуй вкладывали туго скрученные рулоны бумаги с молитвами.

Писать ткону-та'нка считалось священнодействием: для этого выби­рали благоприятные дни и часы, во время работы читали молитвы. Иконы выполняли по готовым тра­фаретам на длинных полотнищах холста, загрунтованных мелом и кле­ем и отполированных. Они отлича­лись яркими сочетаниями синих, зе­лёных, белых и красных цветов, обилием золота. Фигура главного божества — центр композиции — обрамлялась сценами, рассказываю­щими о его подвигах. Здесь изобра­жали и народ, слушающий пропове­ди, и нищих, просящих подаяние, и демонов, хватающих грешников. Вы­вешенные в храме тибетские иконы, сверкающие золотом и яркими тона­ми красок, создают торжественно-праздничную атмосферу, придают обрядам таинственность.

Изощрённая фантазия и изыс­канность отличают прикладное ис­кусство Тибета: ювелирные изделия

из золота, серебра, меди или желе­за; оружие, украшенное чеканкой и инкрустированное драгоценными камнями; сосуды, оплетённые тон­ким кружевом орнамента, а также курильницы и ритуальные храмовые предметы — всё отличает виртуоз­ная техника исполнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...