Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Камакура. Живопись и графика. Сэссю. Пейзаж. 1495 Г. Национальный музей, Токио.




1252 г.

Камакура.

множеством ликов и рук подчёрки­вающее свою силу и могущество. Шедевром скульптуры IX в. считает­ся статуя богини Каннон из храма Кансидзи в Осаке.

Последней и завершающей эпо­хой расцвета японской скульптуры были XII—XIII вв. — время, когда к власти пришло самурайское сосло­вие с его идеалами силы и мощи, на­шедшими отражение в буддийской скульптуре. История сохранила име­на известных мастеров того време­ни. Это Ункэй и Кайкэй — авторы колоссальных восьмиметровых ста­туй божеств-охранителей, установ­ленных в нишах Великих Южных ворот ансамбля Тодайдзи.

Свойственный времени интерес к реальному человеку проявился наи­более полно в портретном жанре. В храмах секты Дзэн статую реально существовавшего человека — учителя, наставника — исполняли в натуральную величину, раскрашивали в естественные тона, нередко облача­ли в настоящие одежды из ткани. По­явились скульптурные портреты сёгуна Минамото Ёритомо и других военачальников, изображённых, как правило, в церемониальных одеждах и торжественных позах. Эти портре­ты передавали не столько индивиду­альные черты, сколько принадлеж­ность человека к определённому сословию и качества, имевшие обще­ственную ценность: мужество, реши­тельность, властность.

В последующие века в японской скульптуре не было создано ничего принципиально нового. Лишь в кон­це XVII столетия скромный странст­вующий проповедник Энку' создал из дерева необычные статуи буддий­ских божеств, ставшие достоянием общественности Японии лишь в

середине XX столетия. С тех пор произведения народного скульптора считаются национальным сокрови­щем страны и блистательным завер­шением многовековой истории средневековой японской скульптуры.

ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА

Японская живопись очень разнооб­разна не только по содержанию, но и по формам: это настенные роспи­си, картины-ширмы, вертикальные и горизонтальные свитки, исполняв­шиеся на шёлке и бумаге, альбомные листы и веера.

О древней живописи можно су­дить лишь по упоминаниям в пись­менных документах. Самые ранние из сохранившихся выдающихся произведений относятся к периоду Хэйан (794—1185 гг. ). Это иллюст­рации знаменитой «Повести о прин­це Гэндзи» писательницы Мурасаки Сикибу. Иллюстрации были выпол­нены на нескольких горизонталь­ных свитках и дополнены текстом. Их приписывают кисти художника Фудзивара Такаёси (первая поло­вина XII в. ).

Характерной особенностью куль­туры той эпохи, созданной доволь­но узким крутом аристократическо­го сословия, был культ красоты, стремление найти во всех проявле­ниях материальной и духовной жиз­ни свойственное им очарование, подчас неуловимое и ускользающее. Живопись того времени, получив­шая впоследствии название ямато-э (в буквальном переводе «японская живопись»), передавала не дейст­вие, а состояние души.

Когда пришли к власти суровые и мужественные представители воен­ного сословия, наступил закат куль­туры Хэйанской эпохи. В живописи на свитках утвердилось повествова­тельное начало: это полные драма­тических эпизодов легенды о чуде­сах, жизнеописания проповедников буддийской веры, сцены сражений воинов.

В XIV— XV вв. под воздействием учения секты Дзэн с его особым вниманием к природе начала разви­ваться пейзажная живопись (перво­начально под влиянием китайских образцов).

В течение полутора веков япон­ские художники осваивали китай­скую художественную систему (см. статью «Искусство Китая»), сделав одноцветную пейзажную живопись достоянием национального искус­ства. Её наивысший расцвет связан с именем выдающегося мастера Тоё Ода (1420—1506), больше известно­го под псевдонимом Сэ'ссю. Первые свои работы он создал во время путешествия по Китаю. Позднее, уже на родине, в «Длинном свитке пейзажей» он обрёл собственный взгляд на мир и свой особый живо­писный почерк. В своих пейзажах Сэссю, пользуясь одними лишь тон­чайшими оттенками чёрной туши, сумел отразить всю многоцветность мира природы и её бесчисленных состояний: насыщенную влагой ат­мосферу ранней весны, невидимый,

Сэссю. Пейзаж. 1495 г. Национальный музей, Токио.

НЭЦКЭ

Миниатюрная скульптура — нэ'цкэ полу­чила широкое распространение в XVIII — первой половине XIX в. как один из видов декоративно-прикладного искусства. По­явление её связано с тем, что националь­ный японский костюм — кимоно — не имеет карманов и все необходимые мел­кие предметы (трубка, кисет, коробочка для лекарств и др. ) прикрепляются к по­ясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно имеет отвер­стие для шнурка, с помощью которого к нему прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы упо­треблялись и раньше, но с конца XVIII сто­летия над созданием нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою под­пись на произведениях.

Нэцкэ — искусство городского сосло­вия, массовое и демократичное. По сю­жетам нэцкэ можно судить о духовных за­просах, повседневных интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и демонов, которых часто изображали в миниатюрной скульптуре. Они любили фигурки «семи богов счастья», среди ко­торых наиболее популярны были бог бо­гатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку. Постоянными сюжетами нэцкэ были сле­дующие: растрескавшийся баклажан со множеством семян внутри — пожелание большого мужского потомства, две уточ­ки — символ семейного счастья. Огром­ное число нэцкэ посвящено бытовым те­мам и повседневной жизни города. Это бродячие актёры и фокусники, уличные торговцы, женщины за разными занятия­ми, странствующие монахи, борцы, даже голландцы в их экзотической, с точки зре­ния японцев, одежде — широкополых шляпах, камзолах и брюках.

Отличаясь тематическим разнообра­зием, нэцкэ сохраняли свою изначальную функцию брелока, и это предназначение диктовало мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей, округ­лённую, приятную на ощупь. С этим свя­зан и выбор материала: не очень тяжёло­го, прочного, состоящего из одного куска. Самыми распространёнными ма­териалами были разные породы дерева, слоновая кость, керамика, лак и металл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...