Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нэцкэ. Чайная посуда. Начало XVII в. Кано Эйтоку. Журавль и сосна. Фрагмент. Около 1566 г. Тёсюсяй Сяраку.. Гравюры из серии «Актёры театра Кабуки». 90-е гг. XVIII в.




Нэцкэ.

Чайная посуда. Начало XVII в.

но ощущаемый ветер и холодный осенний дождь, неподвижную застылость зимы.

XVI столетие открывает эпоху так называемого позднего Средне­вековья, продолжавшегося три с по­ловиной столетия. В это время по­лучили распространение настенные росписи, украшавшие дворцы пра­вителей страны и крупных феода­лов. Одним из основоположников нового направления в живописи был знаменитый мастер Кано Эйтоку, живший во второй половине XVI в. На одном из немногих сохра­нившихся его произведений — «Ки­парис» — изображён мощный ствол гигантского дерева, протянувшийся на все восемь створок ширмы. Золо­той фон подчёркивает яркость кра­сок, делает их более звучными.

Заслугой выдающихся художни­ков XVII—XVIII вв. Таварая Сотацу и Огата Корина стало то, что они со­единили технику традиционной жи­вописи на свитках с приёмами настенных росписей предшествую­щего столетия. Живопись этих мас­теров тяготела к литературным сю­жетам прошлых веков, передавала лирические переживания героев, но одновременно была зрелищной, что отвечало вкусам времени.

Гравюра на дереве (ксилография), расцвет которой относится к XVIII — первой половине XIX в., стала ещё од­ним видом изобразительного искус­ства Средневековья. Гравюру, как и жанровую живопись, назвали укиё-э («картины повседневного мира»).

В создании гравюры помимо ху­дожника, который создавал рисунок и писал своё имя на готовом листе, участвовали резчик и печатник. Сна­чала гравюра была однотонной, и её раскрашивал от руки сам художник или покупатель. Затем изобрели пе­чать в два цвета, а в 1765 г. художник Судзуки Харунобу (1725—1770) впервые применил многоцветную печать. Для этого резчик накладывал на специально подготовленную до­ску продольного распила (из древе­сины груши, вишни или японского самшита) кальку с рисунком и выре­зал необходимое количество печат­ных досок в зависимости от цвето­вого решения гравюры. Иногда их было больше тридцати. После этого печатник, подбирая нужные оттен­ки, на особой бумаге делал оттиски. Его мастерство состояло в том, что-

Кано Эйтоку.

Журавль и сосна. Фрагмент. Около 1566 г.

Тёсюсяй Сяраку.

Гравюры из серии «Актёры театра Кабуки». 90-е гг. XVIII в.

бы добиться точного совпадения контуров каждого цвета, получае­мых с разных деревянных досок.

Все гравюры подразделялись на две группы: театральные, на которых изображали актёров японского клас­сического театра Кабу'ки в различ­ных ролях, и бытописательные, посвящённые изображению красавиц и сцен из их жизни. Самым знаме­нитым мастером театральной гра­вюры был Тосюсяй Сяраку, который крупным планом изображал лица актёров, подчёркивая особенности исполнявшейся ими роли, харак­терные черты человека, перевопло­тившегося в персонаж пьесы: гнев, страх, жестокость, коварство. Основной приём Тосюсяя Сяраку—гротеск, преувеличение — создавал впечатление внутренней напряжён­ности и экспрессии его героев.

В бытописательной гравюре в ка­честве основоположников прослави­лись такие выдающиеся художники, как Судзуки Харунобу и Китагава Утамаро (1753— 1806). Утамаро был создателем женских образов, вопло­щавших национальный идеал красо­ты. В сериях его гравюр на темы из жизни женщин — «Соревнование в верности», «Часы и дни девушки», «Избранные песни любви» и др. — как правило, нет повествования, дей­ствия. Его героини как будто засты­ли на мгновение и сейчас продолжат

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...