Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Собеседование на псалом 93

1.... Говорится о благополучии мимолетном. Пророк сказал это, как бы негодуя и скорбя о том, что продолжается время долготерпения Божия к грешникам, вслед­ствие чего они и хвалятся тем, чего должны были бы страшиться и стыдиться. Чем же они хвалятся? " Будут произносить и говорить неправду, будут говорить все, совершающие беззаконие? " (ст. 4). Те, кто не воз­держивается от злых дел, как воздержатся от злых речей? Потому они и будут всегда говорить их и других склонять к по­гибели. То они говорят: " не делать ли нам зло, чтобы вышло добро " (Римл.3:8), то: " станем есть и пить, ибо завтра умрем " (1Кор.15:32), то: " не видит нас Господь, оставил Господь землю сию " (Иез.8:12), и другие подобные нечестивые слова, порицаемые пророками. " Народ Твой, Господи, они унизили и наследие Твое обидели " (ст. 5). То и другое грешники делают и делом и сло­вом, потому что уничижает народ Божий и угнетает его наследие, т.е. вообще человека, не только тот, кто грабит, причиняет побои, злословит и неправедно судит, но и тот, кто внушает дурные мы­сли и представляет беззакония, как дело полезное, о чем сказал апостол: " худые сообщества развращают добрые нравы " (1Кор.15:33). Не привели ли к уничижению, например, народ Божий соглядатаи, посланные из пустыни, когда они советовали возвратиться в Египет? " Вдову и сироту умертвили и пришельца убили " (ст. 6). Это говорится не в том смысле, что они употребляют против последних меч и другие военные оружия; убивает пришельца и вдовицу тот, кто отнимает у них последнее поле, которым они владеют, кто лишает их дневного пропитания, расхищает последний дом, в котором они укрываются, обижает их на суде; много подобного этому делают многие и теперь. Как велико их преступление, узнай из дальнейшего. " И сказали: не увидит Господь и не узнает Бог Иакова " (ст. 7). Хотя грабители и беззаконники устами этого и не говорят, но гово­рят это в мыслях, потому что они не осмелились бы грабить и убивать ни сирот, которых отцом является Бог, ни вдовиц, для которых Он сам является судиею, ни пришельцев, которых Он любит, как сказал законодатель Моисей (Втор.10:18), если бы они не дошли до такой безумной мысли, будто могут укрыться от Творца будто Бог оставил мир без своего попечения, будто Судия не над­зирает дел человеческих. Осмеивая таких людей, пророк говорит далее: " образумьтесь же, безумные в народе, и глупые, наконец, поймите! " (ст. 8). Безумными этот пророк обычно называет людей, которые думают о Боге нечестиво. Так о них именно он говорит: " сказал безумный в сердце своем: нет Бога " (Пс.13:1), Таковы именно те, кто обижает вдов, сирот и пришельцев, и совершает другие без­закония. Порицая их, пророк в первой половине стиха повелевает им образумиться, а во второй говорит: " наконец, поймите ", желая показать, что если они теперь не раскаются и не образумятся, то впоследствии не будут уже иметь к тому возможности, так как " в аду кто исповедает Тебя? " (Пс.6:6). За то пророк и называет их безумными, что они беспечно опускают время для покаяния. Только безумным свойственно не уметь, как следует, пользоваться време­нем и обстоятельствами, и не знать того, что признается всеми, а именно – того, что следует далее. " Устроивший ухо не слышит ли? Или Создавший глаз не видит ли? " (ст. 9). Чрез органы пророк указал и на чувства, получаемые ими, – слух и зрение. Эти последние, а равно и другие чувства создал и даровал нам Бог. Если же так, говорит пророк, то как можно говорить, что Бог, наделивший нас способностью чувствовать, не обращает внимания на наши действия? Если бы Он не признавал благом дарованного нам, то и не дал бы. Всякое благо пророк полагает, прежде всего, в Боге, как причине всех благ. " Ужели не обличит Наставляющий народы, Тот, Кто научает человека разумению? " (ст. 10). Пророк спрашивает и об этом не как о чем-то сомни­тельном, но как известном всем, и вопросом пристыжает тех, кто не признает этого. Если Бог наказует многие народы, т.е. человечество, то как Он не обличит каждого грешника в частно­сти? А как Он наказует язычников? " Научает ", говорит, " разумению ". Какому разуму? Уменью различать доброе от злого, вредное от по­лезного. Этому Бог научает нас не чрез каких-нибудь воспита­телей или учителей, а знанием врожденным. Чрез это Он и обли­чит грешников, т.е. будет судить их. Нам нельзя извиняться пред Богом неведением лжи и правды, потому что мы научены различать то и другое естественным законом. " Господь знает помышления людей, что они – суетны " (ст. 11). Псалмопевец не напрасно сказал это, а для того, чтобы мы не подумали, будто Бог долготер­пит людям, не зная, как много бывает в помыслах суетного и сколь великие хулы помышляются о Христе. Бог не неведает, а знает, но оставляет суд над ними до будущего времени. Впрочем не над всеми, потому что некоторых Он вразумляет, как об этом говорится далее. " Блажен человек, которого наставишь Ты, Господи, и от закона Твоего научишь " (ст. 12).

2. Во многих отношениях блажен тот, кто наказывается Бо­гом. Прежде всего, он становится лучше и благоразумнее, перестает жить скотоподобною жизнью и, будучи разумным, не становится в ряду бессловесных. Затем, наказываемый Богом наказывается как бы Отцом, почему и говорится, что он подвергается не казни, а нака­занию (воспитанию), потому что подвергать казни свойственно судьям, а наказывать учителям. Поэтому пророк и сказал: " от закона Твоего научишь ", желая показать, что Бог наказывает не по гневу, но чтобы научить наказываемого закону. В чем же именно польза на­казания? " Чтобы пребывал он кротким, со дня бедствий до тех пор, пока не выроется грешному яма " (ст. 13). Пророк считает великим блаженством избавление от будущего наказания, почему в другом псалме и говорит: " блажен помышляющий о бедном и убогом! В день лютый избавит его Господь " (Пс.40:2). Естественно поэтому, что он и Теперь наказываемого Богом признал блаженным, поскольку он здешними наказаниями избегает будущих бедствий и получает облегчение во дни лютые, т.е. в то время, когда наказуемые испытывают страдания, когда и грешнику в подлинном смысле, т.е. диаволу (о котором Павел говорил: " грех становится крайне грешен посредством заповеди ", – Римл.7:13) искапы­вается яма. Пророк справедливо назвал ямою будущие мучения, какие готовятся диаволу, поскольку он никогда не будет в состоянии осво­бодиться от них, но останется в них как бы погребенный в яме. Достойно внимания, что Давид назвал не одно и тоже днем лютым и днями лютыми: под первым разумеется день, когда про­изойдет суд, от которого Бог избавит человека милосердого, да­ровав ему полную свободу, а под последними время мучений, почему и сказал про них во множественном числе: дни, а не день; в эти дни Бог укрощает, т.е. облегчает мучения, сообразно с на­казаниями, т.е. сообразно с обращением и исправлением, ко­торое происходит от наказания. " Ибо не отвергнет Господь народа Своего и наследия Своего не оставит " (ст. 14). Псалмопевец указал здесь причину, по которой Бог наказывает тех, кого он назвал блаженными. Щадя Свой народ и Свое достояние, Он наказывает некоторых, желая, чтобы они и сами покаялись и спаслись, и для других послужили поводом и примером обращения. А если бы Он хотел отвергнуть за грехи Свой народ и оставить Свое достояние мысленным врагам, то Он и не наказывал бы нас, предоставляя погружаться в еще большее нечестие. А что оставление Божие бывает следствием великого гнева, послушай, как об этом говорит Бог иудеям: " Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют " (Ос.4:14), и еще: " Я оставил дом Мой; покинул удел Мой; самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его. Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу " (Иер.12:7,8). " Пока правда не возвратится в суд, (а также) и все, держащиеся ее, правые сердцем " (ст. 15). Пророк говорит не то, что после того, как правда возвратится на суд, Бог отвергнет Свой народ и Свое достояние, а желает показать тебе этими словами, до каких пор будут нужны те наказания, которые Бог посылает для доказательства того, что Он не оставляет без попечения свое достояние. Когда именно Хри­стос – истинная Правда – " возвратится в суд ", т.е., оставив долго­терпение, явится для совершения суда и " правые сердцем ", т.е. пра­ведники, " держащиеся ее ", явятся не как подсудимые, а в качестве слуг, окружающих Судию (почему другие переводчики, вместо: " держащиеся ее ", сказали: позади его), тогда все частные наказания прекра­тятся, так как суд Божий будет совершаться не ради научения, а для воздаяния. За этим следует перемена тона, потому что пророк перестает говорить вообще и начинает говорить о себе самом. " Кто восстанет за меня на лукавых? Или кто встанет со мною против совершающих беззаконие? " (ст. 16). Пророк указывает на предлежащую нам трудную и жестокую борьбу со злыми силами и как бы высказывает то, что говорит Павел: " наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной " (Еф.6:12). Про­тив них пророк просит и требует помощи. Кто может встать за нас и оказать нам против них помощь и защиту? Итак, не находи удовольствия с людьми нечестивыми, и не радуйся с делаю­щими беззаконие, против которых пророк не только хочет бо­роться, но и ищет союзника, которого и указывает далее. " Если бы Господь не помог мне, вскоре вселилась бы в ад душа моя " (ст. 17). Нам нужна, говорит, только помощь Бога; только Он один может помочь нам против такого врага. Может быть пророк сказал это, вспомнив о преступлении, совершенном с Вирсавиею? Действительно, если бы тогда Бог не помог Давиду, послав Нафана и возбудив в нем словами последнего покаяние, то душа его подвергалась бы опасности приблизиться к аду, т.е. греховной смерти.

3. Но если праведник по беспечности приближается к смерти, то нечестивый обитает и пребывает в ней, потому что " нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их " (Пс.72:4), поскольку он, как говорит Соломон, " достигши до глубины зол, нерадит " (Прит.18:3). " Когда я сказал: "поколебалась нога моя", тогда милость Твоя, Господи, помогла мне " (ст. 18). Кто сознает и исповедует свой грех, и, поколебавшись, не предастся беспечности и отчаянию, но восчувствует грех, тот тотчас же заметит даруемую Богом помощь и помилование. " При умножении болезней моих в сердце моем утешения Твои веселили душу мою " (ст. 19). И это дело опытного врача – прилагать к ранам соответствующие лекарства. Под болезнями в сердце разумей или скорбь о собственных своих грехах, рождающуюся от покаяния и сокрушения, или скорбь о благополучии грешников, или же причиняе­мые нам несправедливо страдания. Всем этим скорбям Бог да­рует соответствующее утешение. Для неправедно обижаемых служит новым утешением следующее блаженство Христа: " блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное " (Мф.5:10). Сокру­шающиеся о своих грехах также находят великое блаженство, по­тому что " блаженны плачущие, ибо они утешатся " (Мф.5:4). Те же, кто скорбит о благополучии беззаконников, будут наслаждаться сла­вою, когда первых постигнет гибель: " возвеселится праведник, когда увидит отмщение " (Пс.57:11). Если же ты назовешь скорбями души, как бы ее болезнями и ранами, грехи, то и для них Христос дает великое утешение: " придите ко Мне ", говорит Он, " все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас " (Мф.11:28), и еще: " Я пришел не судить мир, но спасти мир " (Ин.12:47). " Да не будет присущ Тебе престол беззакония, создающий обременение вопреки повелению (Твоему) " (ст. 20). Престолом беззакония называется, несомненно, диавол; разумей под престолом или царство, или покой, или какое-нибудь седалище, поскольку без­законие царствует и покоится в диаволе. Равным образом он на­зывается и судьею неправды, не в том смысле, что судит неправду, а в том, что судит неправедно. Он созидает труд на повеление, т.е. на повеление Бога, поскольку старается сделать для нас труд­ным закон Божий, возбуждая в нас удовольствия и праздность. Бог попускает это, желая увеличить награду исполняющим Его закон, потому что " каждый получит свою награду по своему труду " (1Кор.3:8). Диавол не будет пред Богом, т.е. не будет пред­стоять Ему во время суда, потому что предстоять Богу, когда Он станет судить, будут ангелы, а диавол не будет предстоять, по­тому что он, хотя и имеет бытие, но лишился своего достоинства. Почему же он не будет предстоять? Потому, что Бог судит как человеколюбец, а диавол является величайшим человеконенавистни­ком, как видно это из дальнейших слов, говорящих о нем и пребывающих с ним его сообщниках. " Они будут преследовать душу праведника и неповинную кровь осудят " (ст. 21). Пророк ясно указывает при­чину, почему диавол не будет предстоять Богу на будущем суде, а именно потому, что он со своими слугами не побоится уловить и душу праведника, воспользовавшись для того грехами, допущенными по неведению и невольно, а равно и потому, что " неповинную кровь осудят ", если бы у них была какая-нибудь власть судить. Вот почему Бог и не позволяет им обвинять нас и быть против нас сви­детелями, когда Он судит наши поступки, а призывает в каче­стве обвинителей наши помыслы, а в качестве свидетеля – совесть. Так говорит Павел: " о чем свидетельствует совесть их и мысли их " (Римл.2:15). Так судятся Богом наши тайные дела. " Но Господь был мне прибежищем и Бог мой – надежной помощью моею " (ст. 22). Кто " был "? Другие толковники перевели: да будет, находя в этих словах указание на пришествие Единородного, поскольку Он стал прибежищем для нас, угнетаемых врагами в подлинном смысле. Он же явился и помощ­ником нашим, когда надежда уже погибала и мы впадали в отчая­ние в виду умножавшегося нечестия. Он избавил нас от отчая­ния, сказав: " Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее " (Лк.19:10). " И воздаст им Господь за беззаконие их, и по лукавству их погубит их Господь Бог наш " (ст. 23). Так и свойственно праведному Судии – воздать беззаконие тем, кто в нем повинен. Слыша: без­законие, разумей определенное за него наказание. Вот почему в пятой и шестой книге перевода сказано: скорби их. Нечестивые подвер­гнутся величайшему наказанию, когда будут удалены из среды людей и лишены деятельности, когда они не будут уже иметь возможности поддерживать свое существование раздорами и соблазнами людей. Вот почему и говорится, что Бог " погубит их ". Бытия их Он не уничто­жит, потому что Он хочет, чтобы они всегда оставались в нака­заниях, почему и уготовал для них огонь вечный; Он погубит их тем, что удалит из среды людей, разрушит их власть и не допустит им оставаться среди нас. Теперь, когда мы ведем борьбу, чтобы заслужить венцы, диавол является нашим противником; по­этому Бог и попускает его деятельность; но будущий век является временем не подвигов, а наградою, не борьбы, а венцов. Вот по­чему Павел относительно настоящей жизни говорит: " подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил " (2Тим.4:7), а относи­тельно будущей: " а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его " (ст. 8). Естественно, поэтому, что враги, когда борьба с ними прекратится, исчезнут.

 

 

Собеседование на псалом 94
Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев

1. Хотя этот псалом у евреев не надписан, потому что содер­жание его имеет общий характер, но семьдесят дают ему соответ­ствующее надписание, называя " хвалебной песнью ", так как в нем с пророчеством соединено славословие, а подобные псалмы обыкновенно надписываются таким образом. " Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему " (ст. 1). Кому говорит пророк " приидите "? Этого он, как видишь, не обозначает, а выражает приглашение безлично и таким образом предлагает приходить всем, как званным. Что это за приглашение и чему оно учит, указывается дальнейшими словами. " Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалмах воскликнем Ему " (ст. 2). Видишь ли, что пророк возвещает избавление от грехов? На это явно указывает исповедание. Итак, об этом последнем пророк повелевает радоваться и восклицать, т.е. возглашать победный клик, так как мысленные враги пора­жены. Но он велит восклицать и радоваться Богу, потому что Его делом является поражение врагов и прощение наших грехов. По­этому пророк и явление пред лицо Бога относит ко Христу, Кото­рый есть лицо Отца, увещающее нас приходить к Нему чрез испо­ведание, потому что мы – грешники – не можем иначе и явиться пред лицо Судии, как только предварительно исповедав свои грехи: " станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться " (Ис.48:26). Когда мы исповедуем их, тогда можем и восклицать в псалмах, потому что победная песнь, что и значит восклицание, не может стройно произноситься от нечистого сердца и оскверненных уст, а когда и то и другое очищено исповеданием, то песнь является жертвой, и псалом становится восклицанием. " Ибо Бог - велик Господь и Царь велик по всей земле " (ст. 3). Не себе, говорит, приписывай победу, и, восклицая, не хвались, как будто сам совершил пора­жение врагов. В самом деле, как ты, дольний, мог бы победить врагов горних? Или как ты, плотяной, мог бы победить бесплот­ных? Если же ты победил, то потому, что Бог, Который за нас заступался, есть " велик Господь и Царь велик ": как великий Господь, Он не только освобождает тех, кто хорошо Ему служил, но и усынов­ляет; как великий Царь, не только делает начальниками тех, кто воевал с добрым усердием, но и делает их участниками своего царства. Над кем же Он велик? Над всеми богами, т.е. пра­ведниками. Величие Божие для нечестивых неведомо, а для благоче­стивых ведомо. Но как от того, что слепые не знают света, слава солнца не уменьшается, так точно и в виду того, что нечестивые отрицают могущество Бога, не следует умалять в своем представ­лении Его силу благочестивым, которых Он называет богами, по­скольку праведники поставляются богами для нечестивых, почему Бог и говорит, напр., Моисею: " Я поставил тебя Богом фараону " (Исх.7:1). " В руке Его все концы земли, и вершины гор Его же " (ст. 4). Назвав Бога великим, пророк естественно говорит о величии, – не как оно есть, а как мы в состоянии постичь его из видимых созданий. Псалмопевец говорит в этом случае согласно с пророком Исаией: " Он есть Тот, Который восседает над кругом земли " (Ис.40:22), и еще: " взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? " (Ис.40:12). " Ибо Его – море, и Он сотворил его, и сушу руки Его создали " (ст. 5). Назвав стихии, пророк указал естественно и на то, что содержится в стихиях. Поэтому, путешествуем ли мы по морю, возделываем ли землю, – зная, кем они созданы и кому принадлежат, – будем благодарить Бога за то, что Он произвел на нашу пользу такие блага, славословя Его не сло­вами только, но и делами. Как же именно? " Приидите, поклонимся и припадем к Нему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас " (ст. 6). Поклонимся, как рабы, припадем, как нуждающиеся в Его помощи, восплачем, как грешники, могущие не иначе получить Его покрови­тельство, как по Его милосердию. Ничего этого не следует нам стыдиться, так как все это совершается пред лицом создавшего нас, т.е. произведшего из небытия; Тот же, Кто произвел нас из небытия, есть и виновник всех благ.

2. Кто стыдится кланяться и с плачем умолять оказавшего хотя бы даже и малое благодеяние, а не, такие великие (как Бог)? Вот почему пророк весьма последовательно и продолжает далее: " ибо Он есть Бог наш, а мы – народ пажити Его и овцы руки Его. Ныне, если голос Его услышите " (ст. 7). Хотя Бог и творец, говорит пророк, но, по причине про­мышления и попечения о нас, мы " народ пажити Его ", т.е. находим в Нем свою пажить и пищу, а равно и " овцы руки Его ", так как Бог является пастырем рода человеческого. Как же Он пасет нас? Своею рукою, т.е. человеческою природою, так как в ней Он явился, и, как подобает пастырю, положил душу Свою за стадо. Потому Исаия и говорит: " как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей " (Ис.40:11). " Не ожесточайте сердец ваших, как (было) тогда, когда прогневляли в день искушения в пустыне,где (говорит Господь) "искушали Меня отцы ваши, искушали Меня и видели дела Мои " (ст. 8. 9). Что " день " обозначает не один день, и не настоящей век, это изъяснил нам Павел в послании к евреям, где он говорит: " наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом " (Евр.3:13). Итак, если услышим в настоящей жизни глас Его (мы же слышали: " овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною ", – Ин.10:27), не ожесточим сердец наших, и не будем подражать народу иудейскому, который называется у пророков домом огорчающим и народом жестокосердым, кото­рый многократно искушал и огорчал Бога в пустыне, а особенно когда, победив хананеев, вместо того, чтобы благодарить, роптал на Бога и порицал Его за изведение из Египта, за что Бог и на­слал на него смертоносных змей, в виду чего Павел и говорит: " не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей " (1Кор.10:9). Итак, пророк увещевает, чтобы мы, когда будет поражен мысленный враг и услышан будет голос Божий при пришествии Единородного (потому что тогда пророк был не про­стым каким-нибудь пророком, не посредником закона, а сам Бог говорил), не порицали Его за то, за что должны благодарить, как то делали иудеи, называя Христа обманщиком и нарушителем за­кона (Мф.27:36), так как за это хулители подвергаются гибели от мысленных змей. " Искушали Меня и видели дела Моисорок лет " (ст. 9, 10). Здесь остановись и затем воспевай дальней­шее: " Я негодовал на род тот и сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих " (ст. 10). Такую остановку сделал и Павел: приведя настоящее свидетельство псалма, сказав: " искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет ", он присовокупил затем: " посему Я вознегодовал на оный род " (Евр.3:9,10), и сделал такое разделение справедливо и разумно, потому что действительно Бог искушался в пустыне иудеями сорок лет. Искушался Он совершением знамений, когда иудеи напр., говорили: " хотя Он ударил камень и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему? " (Пс.77:20), – тогда как Он " послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им; и, как песок морской, птиц пернатых " (ст. 24, 27), как об этом поведано Духом Святым в семьдесят седьмом псалме. За это-то Бог и вознегодовал на род тот, остававшийся после стольких знамений неблагодарным и неверующим, и притом – не временно, а постоянно, почему не указано время. У других пере­водчиков, вместо: " вознегодовал ", читается: был недоволен, т.е. очень мало и даже совсем был недоволен. " И сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих " (ст. 10). Справедливо Бог не благоволил к иудеям, так как они предавались не временному, а постоянному заблуждению. А постоянно заблуждающийся когда обра­тится? Кроме того и заблуждаются они не устами, а сердцем, что всего тяжелее, потому что, когда предано заблуждению сердце, болезнь становится неисцелимою. Вот почему Бог и порицал иудеев чрез пророка Исаию: " этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня " (Ис.29:13). Что же послужило причиной заблужде­ния сердца? Неведение путей Божиих, т.е. заповедей, которые знают не столько изучающие их, сколько исполняющие. И теперь пророк назвал неведением неисполнение. Истинное знание – знание на деле. Так напр., все мы знаем море по слуху или издали, но истинное знание о нем имеют те, кто на нем трудится. " Посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой " (ст. 11). " Посему " употреблено здесь не для сравнения, а для утверждения сказанного, и значит: истинно клялся, подобно тому как когда говорится: " Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! " (Пс.72:1), или: " как величественны дела Твои, Господи! Все премудростью Ты сотворил " (Пс.103:24). Под клятвою разумей не­преложную угрозу Божию. Если и нам не дозволительно изменять клятвам, то тем более не изменяет своих обещаний и угроз Бог. Это и обозначается словом: клятва. В чем же клялся Бог? В том, что народ иудейский не войдет в Его покой, что и случилось с прогневавшими Его в пустыне, которые умерли в пустыне и не наследовали обетованной земли. Данным выражением пророк ука­зал и на истинный покой, имеющий быть в будущей жизни, потому что он не стал бы и говорить о последнем в заключение псалма, если бы, как говорит Павел, не представлял некоторого иного по­коя, назначенного тем, которые будут повиноваться (голосу Божию), – покоя, когда Бог успокоится от всех настоящих дел.

 

 

Собеседование на псалом 94
на слова: "приидите, возрадуемся Господу" (Пс.94:1)

Звук трубы возбуждает в воинах воинский дух и ободряет их к сражению с неприятелем, а приближение бури побуждает мо­ряков оставить гавань и вывести корабль в открытое море. Подоб­ным образом нас собрала на это духовное празднество торжествен­ная песнь песнопевца Давида, прозвучавшая нам сегодня из его книги. Что же говорит он? " Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстанем пред лицем Его во исповедании и во псалмах воскликнем Ему " (Пс.94:1,2). Вот что говорит Давид; вот добрый призыв; вот духовная пища. " Приидите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу, Спасителю нашему. Предстанем пред лицем Его во исповедании ". О, человеколюбие Владыки! О, увещание пророческое, зовущее нас к покаянию! Здесь ты видишь великое человеколюбие Владыки, слышишь отрадную проповедь пророка: она всех нас обращает к покаянию, призывает к благочестию и спасению. " Приидите, возрадуемся Господу ". Господь повелевает, пророк призывает, и мы должны пови­новаться. Конечно, он призывает нас не к тленному пиршеству, доставляющему удовольствие нашему чреву. Вот как зовет нас его сладкогласная лира: " приидите, возрадуемся Господу ". Итак, все мы, соединившись узами любви к нему и приняв иго послушания, припадем ко Владыке, очистившись от содеянных нами за день пре­грешений. Только в настоящей жизни возможно покаяние, а на долю будущей остаются угрозы и суд. Послушай, что говорит об этом сам пророк: " в аду кто исповедает Тебя? " (Пс.6:6). Итак, пусть ничто не удерживаете нас, но от всего сердца будем умо­лять Бога. Он с готовностью слушает моления просящих Его; только ты не ленись просить Его. Бог всегда готов слушать тебя. Тебе не нужно ни делать далеких путешествий, ни переплывать моря. Послушай, что Он говорит: " Царствие Божие внутрь вас есть " (Лк.17:21). От тебя не требуется никаких трат или издержек, – только обратись к Нему с плачем и тотчас преклонишь Его на милость к тебе. Обратился никогда Езекия к стене [говоря: " о, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем, и делал угодное в очах Твоих. И заплакал Езекия сильно " (4Цар.20:3), и Господь продолжил его жизнь], не к каменной, конечно, обратился он стене, но к стене, созидаемой уче­нием апостолов и пророков. Разумею ту стену, о которой Павел похваляясь говорил: " мудрый строитель, положил основание " (1Кор.3:10), – ту стену, в которую вложен краеугольный Камень. Разумею Христа, [о Котором Писание говорит: " камень, которым пренебрегли строители, он стал во главу угла " (Пс.117:22), – разумею стену, построенную из святых камней, о которой говорит Писание], что (в ней) " подобно камням в венце " (Зах.9:16), – разумею ту стену, из которой создан храм Божий. Что ты делаешь, Езекия? Зачем обратился ты к стене? [Краеугольный Камень, говорит, я ищу, – Краеугольный Камень, который есть Христос] Его я ищу – Подателя жизни и Избавителя от смерти; Его ищу и к Нему прибегаю. Обратившись и вместе с тем покаявшись, он приобрел себе жизнь и отклонил приговор, произнесенный о нем Богом, и Бог приба­вил ему пятнадцать лет жизни. И когда со всех сторон был окружен и осажден врагами город, явился ангел, поборающий по нем, и поразил бесчисленные полчища ассириян. Такова сила по­каяния! " Пошел Ангел Господень ", говорится, " и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч " (4Цар.19:35). А самого вождя их Сеннахирима отпустил Бог живым не по чему другому, я думаю, как только чрез то, призывая его к покаянию. Известно именно, что когда Бог увидел, что он не убедился этим и не обратился, но остается твердым и непримиримым в своей злобе, тогда руками двух его сыновей Бог предал его смерти. Когда он думал, что уже избежал насланной Богом пагубной смерти, воз­вратился на родину и готов был наслаждаться благами мира в безопасности, тогда два сына его, Адрамелех и Сарасар, убивают его и убегают в горы Араратские. Видишь, возлюбленный, что при­несло Езекии его исповедание, и какое зло причинила Сеннахириму его косность во грехе? Хочешь, я укажу тебе и другой путь покаяния и дверь исповедания? Подражай покаянию язычников: я разумею именно ниневитян. Они, не слышав ни евангельских слов, ни проповеди пророков, ни благовестия о царстве небесном, оказали, однако послушание пророку и – смотри – как припадают к Богу, как умилостивляют Его, как гнев Его прелагают на милость к себе, и как они отклонили приговор Божий, как смягчили Его гнев и расположили Его к человеколюбию, как свой город, сто­явший на краю гибели, оградили надежнее всякой стены и сделали его крепче адаманта. Богу угодны были не царский венец и держава, но пепел с власяницей; не блеск багряницы, но рубище; не злато­кованный трон, украшенный камнями, но исповедание (грехов). О, сила рубища, превосходящая и побеждающая царскую багряницу! О, могущество пепла, сильнейшее царского венца и престола! Ведь именно в то самое время, когда царь был в венце и сидел на троне в багрянице и с державою, т.е. царским жезлом, в руках, а кру­гом него стояло войско и толпилась свита, – в это именно время, может быть, вошел к нему пророк, обнаженный, ноги в пыли, лицо в поту, и произнес свои слова: " еще сорок дней и Ниневия будет разрушена " (Иона3:4). Что ты делаешь, о, пророк? Если действительно Дух Божий в тебе, то почему не знаешь ты воли Божией, что не погубить желая, но призвать к покаянию, Он изрек этот при­говор? Ничего больше, говорит, не сказал мне Бог кроме того, что " еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ". Что делаешь, о, Иона? По­чему не прибавляешь к этому никакого наставления. В самом деле, что сказано было Богом Исаии для передачи Израилю? Ничего другого, кроме одних этих слов. Каких слов? " Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите " (Ис.6:9). А между тем, видишь, какими различными на­ставлениями и поучениями он вразумляет их, какие убеждения и увещания и обличения предлагает им? Вот, например, как он обличает: " вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет " (Ис.1:3). Вот его обличение. Послушай и его увещание: " омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло " (Ис.1:16); или опять: " если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли " (Ис.1:19). И еще многое другое говорит им Исаия и удостоверяет это, написав целую книгу. Не остановился и на этом, но приводит даже свидетелей в начале своей проповеди: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит ". Что " говорит "? Скажи громко, Исаия. " Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня " (Ис.1:2). А ты, Иона, не сделал ничего подобного, но возвестил гибель, говоря: " еще сорок дней и Ниневия будет разрушена ". Ты ничего не сказал им о Боге, не ска­зал: " потому что Господь говорит ", подобно Исаии, а произносишь жестокий и бесчеловечный приговор. Впрочем, ниневитяне, хотя и не были на­ставлены в учении, не слышали проповеди пророков, не получили обещания евангельской благодати, (не имели) ни любви к царству не­бесному, ни страха наказаний, но отличались скотским характером и жестокими и бесчеловечными нравами, – несмотря на все это, услы­шавши произнесенный над ними приговор, они тотчас обращаются к покаянию, исповедуясь в совершенных ими грехах, и это – даже не зная, получат ли прощение. В самом деле, что они говорили? " Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем " (Иона 3:9). Они не могли воспользоваться примером других, которые по­каялись бы и были спасены, у них не было других ниневитян, и поэтому они еще сомневаются в своем спасении, но все-таки каются. И тотчас царь, сбросив с себя венец и багряницу, облачается в рубище и посыпает себя пеплом, и за ним весь город – от ма­лого даже до великого, и не только люди, но и скоты, и быки, и овцы. Что делаешь, о, царь? Ведь согрешили люди, – зачем же ты и скотов заставляешь поститься? Зачем и на них возлагаешь вре­тища и пепел? Мы, отвечает он, отягчены многими грехами и недостойны умолить Бога. С каким лицом предстанем мы пред ним, и будем просить Его? Поэтому мы и заставили умолять за нас неповинных в грехах. Может быть, кто-нибудь наблюдал подобное и между людьми? Если кто нанесет оскорбление кому-нибудь из высокопоставленных лиц, то за него просят не принимавшие участия в оскорблении, чтобы ему был прощен его грех. Так и мы поступаем. Мы непростительно согрешили, мы недостойны про­сить за самих себе и умилостивить Бога; поэтому мы и заставили скотов, быков и овец, припадать к Богу и умолять Его. О, сила покаяния! О, могущество исповедания (грехов)! Покаяние оградило город, смягчивши приговор Божий. Но пророк еще не верит в спасение ниневитян; выйдя за город, он сидел в ожидании, что будет с городом: приговор или покаяние возьмет верх? То и другое как бы лежало в чашке или на коромысле весов: с одной стороны – осуждение, с другой – покаяние. И покаяние, победив смерть, спасло город. Тогда, – мне приходится сокращать речь, – опечалился Иона, что он должен оказаться лжецом. И как тогда поступил с ним всемудрый Бог? Он приказывает солнцу бросать на его голову палящие лучи до такой степени, что солнечный зной сделался для него нестерпимым. Когда же он от зноя страдал и приходил в отчаяние, ночью Бог повелел вырасти к утру тыкве и осенять тенью голову Ионы. По этому случаю я с удовольствием предложил бы иудею вопрос в таком роде: скажи мне, о, иудей, спрашивающий: как без мужа родила Дева, и как родившая осталась девой? – от­веть сначала ты мне: как земля в одно утро произрастила из себя тыкву, и как в одно мгновение развернулись листья тыквы и уже давали тень пророку? Тогда и я скажу тебе, как Дева родила и после рождения пребыла девой? Впрочем, не будем бросать святыни псам. Пусть извергнутся из нашего счета неверные иудеи! Итак, когда тыква давала тень Ионе, " устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло " (Иона 4:7). Смотри, иудей, и обуздай свое неверие, если Бог совершит что и гораздо более важное. В одну ночь выросла, и в одну ночь погибла (тыква). Когда тыква засохла, Иона был недоволен, огорчался, приходил в уныние, от печали о тыкве, и говорил: " лучше мне умереть, нежели жить " (Иона 4:8). Обратившись к не

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...