Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К формированию Программы «Радуга»




Методологической основой Программы «Радуга» являются:

· общепсихологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева;

· культурно-исторический подход Л. С. Выготского.

Центральная идея отечественной психологической школы — представление о творческом характере развития. Мы рассматриваем ребёнка как субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воздействия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования, авторский коллектив стоит на позиции содействия психическому развитию ребёнка. Психическое развитие рассматривается авторами в русле теории А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности. Эти структурные единицы положены в основу формулирования целей деятельности педагогов.

Под деятельностью в психологии понимается активность, которая побуждается мотивом, направлена на достижение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого способами. Деятельность имеет конечный продукт или результат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование мотиваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребёнком, в том числе в сюжетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.

Виды деятельности как психологической категории подразделяются в соответствии с тем, какой мотив лежит в их основе. В качестве самостоятельных видов принято выделять:

· познавательную деятельность, результатом которой являются новые знания самого ребёнка, а к концу периода дошкольного детства такое новообразование, как первичная связная картина мира. Овладение способами познавательной деятельности предполагает:

ü формирование первичных навыков работы с информацией, получаемой из разных источников (вербальных и наглядных);

ü формирование мыслительных операций анализа, обобщения, нахождения закономерностей;

ü овладение начальными формами исследования и наблюдения;

· деятельность общения, которая может иметь разное содержание (личное, деловое) и характер (ситуативный, внеситуативный);

· разнообразную продуктивную деятельность, направленную на получение продукта (рисунка, скульптурной фигурки, изделия, постройки) или результата — труд;

· игровую деятельность — ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста;

· учебную деятельность, которая становится ведущим видом деятельности ребёнка младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте необходимо сформировать её предпосылки.

В дошкольной педагогике традиционно большое внимание уделяется обучению детей разнообразным способам деятельности. Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций — познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте — формирования мотивации учения. Эта работа требует собственных форм и приёмов, а также особой организации всего педагогического процесса.

В младшем дошкольном возрасте ключевой задачей является содействие становлению способности к самостоятельной постановке ребёнком целей — целеполагания.

Для формирования способов деятельности, которое требует многократного повторения, предложено использовать игровую мотивацию.

В процессе развития у ребёнка постепенно формируется способность к оценке результата своей деятельности, а также к оценке вложенного им труда и усердия.

Организованные различным образом виды деятельности имеют большое значение для формирования способности к волевому контролю своего поведения в целом и становления произвольности основных психических функций — внимания и памяти, что является важным компонентом школьной готовности.

Наконец, деятельность может быть организована как индивидуальная или как совместная. Совместная деятельность со сверстником и со взрослым — важное условие успешной реализации целого ряда задач, поставленных в программе.

Сознание имеет многообразное содержание: это представления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи.

Становление сознания связано с присвоением ребёнком культуры.

Особым содержанием сознания ребёнка становится его представление о себе самом, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности.

Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет и становление знаково- символической функции, которое является важным компонентом школьной зрелости и предполагает знакомство ребёнка с различными знаками, символами, в том числе буквами и цифрами.

Таким образом, содействие становлению сознания включает в себя работу по:

· развитию речи, охватывающую обогащение и расширение словаря; формированию грамматического строя речи; совершенствованию качества произносительной стороны речи; развитию связной речи; формированию речи как вербального компо-нента коммуникативных процессов. Важной частью этой работы в старшем дошкольном возрасте является разносторонняя подготовка к обучению грамоте, направленной на подготовку к овладению чтением и письмом;

· познавательному развитию ребёнка;

· интеллектуальному развитию ребёнка, включая формирование элементарных математических представлений, и развитию основ логического мышления;

· становлению морального сознания и системы ценностей.

 

Личность. В психологической науке на сегодняшний день насчитывается более десятка определений понятия «личность». За основу работы над программой взято представление В. Н. Мясищева о личности как системе трёх основных отношений человека: к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

Формирование этих отношений — не только самостоятельная программная задача, но и важная составляющая программы по познавательному развитию детей.

 

В окружающем мире целесообразно различать мир природы и мир, порождённый культурной деятельностью человека. В процессе работы формируются позитивные ценностные отношения:

· бережное отношение к продукту труда людей;

· уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе;

· заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства.

В процессе воспитания и образования обеспечивается формирование первичной идентичности личности как носителя национальной, российской и мировой культуры.

Среди отношений к другим людям выделяются отношение к взрослым и отношение к сверстникам.

Отношение ко взрослому. Задача овладения личностно ориентированным стилем общения взрослого с детьми — одна из центральных в работе по Программе «Радуга». Формы этого общения специфичны для каждой возрастной группы. Прежде всего в младшем дошкольном возрасте решается задача формирования доверия к взрослому как к источнику помощи, защиты и поддержки; на его основе возникает привязанность.

В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребёнка к взрослому как к человеку, который может ввести его в мир, пока недоступный непосредственному восприятию. Отношение к взрослому формируется как к авторитету в сфере знаний и культуры, навыков и способов деятельности. Это является предпосылкой формирования в дальнейшем позиции ученика.

Отношение к сверстникам формируется на основе уважения равных прав всех детей. Задача педагога — обеспечивать соблюдение прав каждого ребёнка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определённых норм жизни группы, основанных на уважении взрослого к ребёнку и детей друг к другу. Общая атмосфера доброжелательности создаётся за счёт отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.

Становление отношения к самому себе включает формирование образа Я, самооценки, образа своего будущего. Уважение как норма отношений взрослого к каждому ребёнку развивает в детях чувство собственного достоинства. Уверенность в своих силах, способностях, возможностях — важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. От поведения педагога зависит очень многое. В дошкольном возрасте необходимо и обязательно различать оценку результата (продукта) деятельности и общую оценку ребёнка как личности.

Работа носит системный и комплексный характер и обеспечивает социально-коммуникативное развитие ребёнка в рамках возрастных возможностей и коммуникативную готовность к школе в качестве результата.

Образование детей дошкольного возраста согласно новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой самоценный уровень. Одним из результатов системной и поступательной работы педагогов на протяжении всего периода дошкольного детства должно стать появление у детей старшего дошкольного возраста нового комплексного качества — готовности к обучению в школе[12].

Деятельность учения в отечественной научной традиции характеризуется как направленная «прежде всего на изменение самого ученика». Адекватный мотив такой деятельности — «мотив собственного роста, собственного совершенствования»[13].

Можно назвать его мотивом повышения своей компетентности.

 

Задача формирования школьной зрелости решается в программе комплексно. Она включает в себя:

· развитие коммуникативных навыков;

· формирование навыков самообслуживания;

· знакомство с основами безопасности жизнедеятельности;

· развитие речи;

· развитие произвольности, умения управлять своим поведением, подчиняться правилу, работать по образцу и по словесной инструкции;

· специальную подготовку, включающую формирование элементарных математических представлений, развитие начал логического мышления, подготовку к обучению грамоте и познавательное развитие.

 

Структура целей и задач

Принимая во внимание методологическую основу Программы «Радуга», мы можем определить особую структуру целей и задач (см. табл. на следующей странице).

Опыт успешного внедрения Программы «Радуга» показал, что её особая структура постановки задач в терминах отечественной психологической теории становления деятельности, сознания и личности ребёнка позволяет ориентировать педагогов именно на целостное содействие его развитию, а не на организацию образовательной работы по отдельным направлениям.

При постановке целей и описании задач работы с детьми раннего возраста от 2 месяцев до 2 лет представляется нецелесообразным выделение психологических структурных блоков, поскольку оно будет условным и скорее будет затруднять понимание содержания программы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...