Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательная область «Познавательное развитие»




 

Познавательное развитие: мир природы и мир человека

 

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, о многообразии стран и народов мира.

 

МЕСЯЦА — 1 ГОД

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка, создавая благоприятные условиядля формирования зрительных и слуховых ориентировочных реакций: зрительного сосредоточения и плавного прослеживания; слухового сосредоточения, локализации звука в пространстве, восприятия по-разному интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания.

 

При работе с детьми 2—3 месяцев:

· побуждать сосредоточивать взгляд и всматриваться в лицо взрослого, игрушку, удерживать взгляд на лице взрослого, держащего ребёнка в вертикальном положении;

· создавать возможность следить взглядом за движущимися игрушками, различными по форме, величине, цвету;

· создавать условия, чтобы ребёнок замечал игрушку в разных положениях: лёжа на спине; лёжа на животе с опорой рук на предплечья; лёжа на боку; на руках у взрослого;

· развивать умение следить за перемещением крупных объектов (человека, животного);

· побуждать вслушиваться в звуки погремушки; при возникновении звуковых раздражителей вызывать ориентировочно-поисковую реакцию, связанную с установлением источника звука;

· побуждать тянуть руки к подвешенным игрушкам, удерживать вложенную игрушку.

 

При работе с детьми 3—6 месяцев:

· совершенствовать зрительное прослеживание в любом положении: на спине, на животе, на боку, на руках у взрослого, в вертикальном положении;

· способствовать формированию локализации звука в пространстве (умение поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, находить его);

· побуждать прислушиваться к звучанию игрушек, голосу и пению взрослого;

· формировать переход от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним: побуждать тянуть руки к понравившейся игрушке, направленно захватывать её, удерживать в руке;

· развивать зрительно-моторную координацию (координированные движения глаз — рука, когда взрослый направляет и контролирует руку ребёнка), развивать зрительно-осязательные ориентировки при хватании;

· побуждать рассматривать предмет, зажатый в руке;

· вызывать элементарные простые манипуляции с предметами-игрушками (трясти, стучать);

· способствовать тому, чтобы ребёнок не сопротивлялся и положительно воспринимал прикосновения к его телу (в виде поглаживания, похлопывания рукой взрослого и раздражителями, приятными для ребёнка).

 

При работе с детьми 6—9 месяцев:

· совершенствовать зрительные и слуховые ориентировочные реакции, восприятие людей и предметов (рассматривать, прислушиваться к звучанию различных игрушек и предметов);

· учить рассматривать своё отражение в зеркале, указывать на себя пальцем;

· побуждать брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать;

· способствовать формированию различных манипуляций с предметами (стучать игрушкой, трясти её, перекладывать из одной руки в другую, размахивать, отодвигать, тянуть в рот, сосать, отпускать, бросать);

· способствовать формированию первичного подражания действиям взрослого;

· приучать класть предметы в определённое место (в полое пространство — в коробку, ведёрко);

· учить выкладывать предметы из ёмкости путём её переворачивания (высыпание всех шариков из ведёрка или опрокидывание тележки с кубиками);

· учить снимать предметы с опоры (кольца со стержня в горизонтальной плоскости);

· учить снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.

 

При работе с детьми 9—12 месяцев:

· развивать умение соотносить предмет (игрушку, чашку, горшок и т. д.) и определённое место в пространстве;

· развивать ассоциативные связи между зрением и слухом, зрением и осязанием, осязанием и положением тела в пространстве (зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки);

· мотивировать к подражанию действиям взрослого;

· развивать интерес к действиям с предметами (целенаправленное хватание, неспецифические и специфические манипуляции):

o побуждать детей переходить от неспецифических (простых) манипуляций с предметами-игрушками к специфическим манипуляциям, учитывающим физические свойства предметов и состоящим из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий ознакомительного характера (сжимание-разжимание резиновой пищащей игрушки, потряхивание погремушкой, отталкивание подвешенных игрушек, бросание звучащего мяча);

o формировать способы ознакомления с предметом через двигательное воздействие на него: лёгкие удары и броски; сжатие, надавливание, вдавливание; вращение и кручение; колебание (трясение); расчленение целого на части (отсоединение, открывание);

o обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит; протолкнуть шарик в прорезь, чтобы увидеть, как он будет скатываться по желобку);

o учить выполнять более сложные операции: разъединение целого предмета на части, снятие колец со стержня, раскладывание однородных предметов;

o учить выполнять двухактные противоположные действия (рассоединение-соединение; снятие-нанизывание; выкладывание-вкладывание);

o учить проталкивать предметы в шароброс, дидактическую коробку;

o учить толкать игрушку от себя, прокатывать с лоточка;

o учить прокатывать мяч или шарик, толкать вперёд игрушку на колёсах;

o учить строить башню из двух кубиков (совместными действиями), ставя один кубик на другой;

o побуждать искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдёргивать платочек).

 

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному физическому и психическому развитию каждого ребёнка:

· содействовать развитию предметной и ориентировочно-поисковой деятельности посредством стимуляции познавательной активности ребёнка и обучения его различным способам познания окружающей действительности;

· стимулировать сенсорную активность (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия), обеспечивать расширение и обогащение сенсорного опыта детей;

· создавать условия для формирования начальных пространственных и временных представлений;

· расширять представления об окружающем мире и совершенствовать понимание ребёнком обращённой к нему речи;

· создавать условия для формирования предпосылок наглядно-действенного мышления.

 

При работе с детьми 1 года — 1 года 6 месяцев:

· стимулировать формирование операции сравнения: на уровне сличения цвета предметов, одинаковых по форме и величине («Дай такой»; «Такой?»; «Да, такой.»; «Нет, не такой»);

o на уровне сличения двух форм предметов (мяч, кубик), одинаковых по цвету и величине;

o на уровне сличения двух контрастных величин предметов (большой — маленький), одинаковых по цвету и форме;

· способствовать формированию предметных (взаимосвязанных прямых и обратных) действий с дидактическими игрушками:

o снимать со стержня и нанизывать на него пирамидку из пяти-шести больших колец без учёта величины;

o разбирать и собирать игрушку из двух частей (матрёшка, бочонок, яйцо);

o вкладывать в полые предметы, одинаковые по форме, разные по величине, другие (меньший в больший); накрывать одинаковые полые предметы (кубы, круглые чашки, конусы: меньший — большим);

o раскладывать и собирать, вынимать и вкладывать, перекладывать шарики в коробку, скатывать их по желобку;

· учить вкладывать квадратные и круглые вкладыши большого размера в соответствующие отверстия доски форм (совместными действиями);

· развивать умение класть или ставить предмет в нужное место, доставать предмет из коробки или ведёрка;

· учить решать несложные практические задачи: снимать с небольшой коробки крышку для того, чтобы отыскать там мелкую игрушку; переворачивать вверх дном бутылочку, чтобы достать из неё мелкий предмет;

· продолжать учить ставить кубик один на другой («построим башню, дом»); строить башню из двух-трёх кубиков; строить домик из кубика и призмы;

· поддерживать стремление самостоятельно воспроизводить разученные ранее действия с предметами, одинаковые действия с разными игрушками;

· учить тянуть машинку за верёвочку; толкать, катать машинку;

· формировать подражание действиям взрослого («стирать», как мама; «читать», как папа).

· способствовать формированию представления о неизменности существования предмета: находить частично спрятанную игрушку, полностью спрятанную игрушку;

· учить убирать препятствия, мешающие достичь желанной игрушки;

· привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (тихое и громкое), в том числе к разнотембровым музыкальным игрушкам;

· совместно рассматривать предметные картинки, побуждать ребёнка показывать (выделять по слову) и по возможности называть изображённые предметы и лица («Покажи, где...», «Кто это?», «Что это?»).

 

При работе с детьми 1 года 6 месяцев — 2 лет:

· способствовать ориентировке в двух-трёх цветах (красный, жёлтый, синий): сличать и формировать выделение цвета по слову взрослого, по возможности называть.

Учить подбирать к предмету одного цвета игрушку того же цвета;

· способствовать ориентировке в двух контрастных формах (шар — кубик);

· способствовать ориентировке в двух величинах (большой — маленький);

· учить выполнять предметные действия с дидактическими игрушками:

o собирать пирамидку из двух, затем из трёх контрастных колец на стержне по величине с помощью взрослого после показа («Найди самое большое колечко. А где теперь самое большое?»); потом собирать самостоятельно;

o раскладывать однородные предметы в зависимости от их цвета, формы, величины;

o размещать вкладки разной величины и одинаковой формы в гнёзда;

o раскладывать предметы по убывающей величине;

o подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию (совместными действиями, показом);

o находить соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, затем из трёх деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной);

· развивать элементарные соотносящиеся (продуктивные) действия при формировании умения собирать двухместные, затем трёхместные дидактические игрушки (собирать матрёшку и другие вкладыши после показа);

· учить подбирать предметы к образцу, используя только однородные предметы (грибочки к грибочкам, прищепки к прищепкам, шишки к шишкам и т. д.);

· побуждать находить предметы на картинке, показывать, используя указательный жест. Подбирать к картинкам соответствующие предметы;

· развивать понимание простого сюжета на картинке (отвечать на вопросы «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?»);

· побуждать конструировать по образцу из двух элементов (подражая взрослому, выполнять простые постройки из конструктора, палочек);

· учить складывать разрезную картинку из двух частей; добавлять к картинке один — три элемента (деревянные вкладыши);

· способствовать формированию процессуальных действий с сюжетными игрушками (баюкать куклу, катать машину);

· поощрять поиск механизмов, приводящих в действие игрушки;

· вызывать стремление подражать функциональным действиям близкого взрослого;

· продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки.

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

· содействовать развитию исследовательской деятельности в рамках реализации предметно-манипулятивной игры;

· через манипулирование и экспериментирование (с предметами рукотворного мира и неживой природы), наблюдение за объектами и явлениями природы обогащать представления детей;

· побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открытие и закрытие и т. п.);

· активизировать практический опыт детей через проигрывание «проблем» игрушек и бытовых предметов.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· расширять и обогащать представления детей о предметах непосредственного окружения (различать некоторые признаки (например, мягкий, белый, звонкий), действия (например, бегает, прыгает), состояния (болеет, плачет, смеётся) и др.);

· закреплять первичные представления детей о функциональных возможностях предметов;

· знакомить с предметным наполнением групповых помещений, участка;

· соотносить реальные предметы, окружающие ребёнка, явления с их изображениями на иллюстрациях, с игрушечными аналогами.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению личности путём формирования познавательного отношения к окружающему миру через поддержку любознательности и инициативы детей в познании мира.

Для этого необходимо:

Ø создавать в группе развивающую предметную среду, способствующую освоению детьми сенсорных эталонов и стимулирующую исследовательскую активность детей (дидактические игрушки, природный материал, предметы быта);

Ø побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладывание и изымание, разбирание на части, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);

Ø поддерживать интерес ребёнка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты. Открывать ребёнку новые стороны предметов, объектов и явлений через комментарии к наблюдаемому, сказки-пояснения, вопросы.

 

ГОДА

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

· поддерживать в детях мотивацию познания, созидания;

· расширять представления о целях человеческой деятельности (покупка продуктов, приготовление еды, стирка и уборка, строительство, лечение и пр.);

· поддерживать элементарное экспериментирование с отдельными объектами;

· поощрять проявление интереса детей к окружающему;

· организовывать наблюдения за объектами и явлениями природы, рукотворными предметами.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения;

· поощрять проявления самостоятельной познавательной активности;

· развивать представления о мире человека:

o продолжать знакомить с предметным содержанием окружающего рукотворного мира (наименование, внешние признаки, целевое назначение и функции предметов);

o начать целенаправленно знакомить с различной деятельностью людей в обществе и дома (предметы-помощники; трудовые действия);

o в игровой форме начать знакомить со строением собственного тела;

o формировать представления о факторах, влияющих на здоровье (продукты питания, сон, прогулка, движение, гигиена);

· развивать представления о мире природы:

o передавать информацию об отдельных представителях растительного и животного мира (внешние признаки и яркие характерные особенности);

o знакомить с некоторыми природными материалами (дерево, глина), выделять их свойства и качества.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

· формировать отношение к окружающему миру:

o поддерживать у детей интерес к познанию окружающей действительности;

o показывать детям пример бережного отношения к природе, к другим людям;

· развивать представления о мире человека:

o упражнять в проявлении бережного отношения к предметам и внимательного, заботливого отношения к окружающим;

o ввести традицию «Исправляем — помогаем», проводить мини-праздники с рукотворными предметами и материалами;

· развивать представления о мире природы:

o вызывать эмоциональный отклик на различные объекты и явления природы при непосредственном общении с ними;

o осуществлять уход за растениями;

o проводить мини-праздники с природным материалом (шишки, вода, снег, песок и пр.);

o формировать позицию помощника и защитника по отношению к объектам природы.

 

ЛЕТ

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

· поддерживать в детях мотивацию познания, созидания;

· расширять представления детей о целях и способах трудовой деятельности (профессии, бытовой труд, мир увлечений);

· привлекать к созданию обобщённого продукта, используя известные и доступные ребёнку способы продуктивной деятельности;

· приобщать детей к элементарной исследовательской деятельности и наблюдениям за окружающим.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· расширять кругозор на базе ближайшего окружения, а также за счёт частичного выхода за пределы непосредственного окружения;

· начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире (делая акцент на ближайшее непосредственное окружение);

· способствовать развитию самостоятельной познавательной активности;

· обогащать сознание детей информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности;

· развивать представления о мире человека:

o продолжать целенаправленно знакомить детей с различной деятельностью человека: профессии; быт; отдых (хобби, развлечения);

o начать знакомить с правилами поведения (мерами предосторожности) в разных ситуациях, в разных общественных местах (в детском саду и за его пределами) и приобщать к их соблюдению;

o закреплять и расширять представления детей о предметах и материалах, созданных руками человека (признаки, целевое назначение, функции предметов; зависимость внешних характеристик предметов от их целевого назначения и функции); на основе этих представлений начать вводить правила безопасности при использовании и хранении отдельных предметов;

o дать представления о спорте как виде человеческой деятельности; познакомить с несколькими видами спорта, выдающимися спортсменами и их достижениями;

o продолжать формировать представления о факторах, влияющих на здоровье;

· развивать представления о мире природы:

o продолжать знакомить с отдельными представителями растительного и животного мира (уникальность, особенности внешнего вида, повадки), с изменениями в их жизни в разные времена года;

o обогащать сознание детей информацией об отдельных объектах и явлениях неживой природы в соответствии с сезонными изменениями;

o продолжать знакомить с качествами и свойствами объектов неживой природы (камень, песок, почва, вода и пр.) и природных материалов (дерево, глина и др.);

· начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире человека, знакомя с понятием «последовательность» через сопоставление правильных и нарушенных последовательностей:

o расширять представление о целевых связях (зачем? для чего? для кого?) на примерах предметов и материалов рукотворного мира;

o закреплять и уточнять представления детей о строении тела (основные части; зависимость пространственной ориентировки от знания основных частей тела (правая рука — направо, над головой — вверху и т. п.).

· начать упорядочивать накопленные и получаемые представления о мире природы:

o объяснять роль последовательности в жизни растений и животных (на примере сезонных изменений);

o показывать отдельные связи и зависимости в жизни природы, во взаимоотношениях между природой и человеком; знакомить с целевыми связями, которые проявляются в отношении человека к природе;

· поощрять возникновение у детей индивидуальных познавательных интересов.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

· формировать представления о положительных и отрицательных действиях и отношение к ним;

· поощрять интерес детей к фотографиям друг друга;

· формировать отношение к окружающему миру;

· укреплять познавательное отношение к миру за пределами непосредственного восприятия детей;

· способствовать индивидуальной дифференциации интересов детей;

· создавая условия, проявляя заинтересованность, помогать детям собирать их первые коллекции;

· закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру;

· позволять ребёнку активно проявлять своё отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;

· побуждать детей отражать свои эмоции и чувства к объектам, явлениям и событиям через высказывания, рассказы, рисунки, поделки, практические действия и проявления;

· максимально использовать художественное слово, музыку, образные сравнения для усиления эмоциональной стороны непосредственного восприятия природы;

· показывать личный пример бережного и заботливого отношения к предметам и заботливого отношения к людям, животным и растениям;

· поддерживать созидательное отношение к окружающему миру и готовность совершать трудовые усилия.

 

И 6—8 ЛЕТ

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению деятельности:

· содействовать становлению мотивации учебной деятельности через рассказы о важности учения для успешности во взрослой жизни, о школе, посредством экскурсий в школу;

· формировать предпосылки трудовой деятельности:

o продолжать знакомить с профессиональным трудом взрослых;

o дать детям представления о существующем обмене товарами и услугами;

· развивать в детях интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

· систематически проводить познавательные практикумы (эксперименты, опыты), а также викторины, конкурсы и др.

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, способствуя становлению сознания:

· расширять кругозор ребёнка на базе ближайшего окружения и содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности, упорядочивать и систематизировать полученную и получаемую информацию о мире (с приоритетом содержания, находящегося за пределами непосредственно воспринимаемой действительности);

· развивать самостоятельную познавательную активность;

· обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений о мире;

· подвести детей к элементарному осмыслению некоторых сложных понятий (время, знак, символ, знаковые системы; социальные понятия — семья, Родина и т. д.):

o знакомить с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.) и символами (например, государственная символика, символы Олимпийских игр и пр.);

o закреплять и расширять полученные сведения о знаках, символах, знаковых системах через практический опыт (расшифровка известных знаков, создание своих символов);

o формировать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты;

o формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять (часы, части суток, дни недели, месяцы, год) через использование готовых календарей и создание своих (календарь природы, календарь жизни группы и др.); формировать у детей умение планировать свою деятельность и жизнь;

o показывать детям, что в основе социальных понятий (семья, Родина) лежат особые отношения к близким людям, к месту, где родился и живёшь;

· начать формировать элементарные географические представления в соответствии с возрастными возможностями (знакомство с глобусом и физической картой мира, с различными природно-климатическими зонами, с природными богатствами, со странами и народами);

· закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о человеке на основе упорядочивания информации (систематизация, классификация, сравнение и др.):

o расширять и закреплять представления детей о разных видах деятельности людей; показывать, что рукотворный мир — это результат деятельности человека (через историю создания и совершенствования рукотворных предметов и объектов);

o развивать интерес к событиям спортивной и физкультурной жизни страны;

o знакомить детей со строением и работой некоторых органов и систем организма (элементарный, адаптированный к возрасту уровень);

· закреплять, уточнять и расширять ранее сформированные представления детей о мире природы:

o продолжать знакомить детей с жизнью животных и растений в разных условиях;

o расширять представления детей об объектах и явлениях неживой природы;

· на доступном содержании (из жизни человека и природы) показывать значение и роль причинно-следственных связей в нашем мире;

· подвести детей к осознанному разделению животных на диких и домашних, растений на культурные и дикорастущие;

· показывать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, формировать умение наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека.

 

В части, формируемой участниками образовательных отношений, в данном разделе могут быть представлены региональные программы или авторские технологии для изучения растительного и животного мира родного края, особенностей географического расположения, богатства природных ресурсов, своеобразия климатических условий (в сравнении с другими регионами страны и мира).

 

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребёнка, закладывая основы личности:

· формировать и укреплять познавательное отношение к миру:

o знакомить с различными способами и источниками получения информации (книга, телевидение, телескоп, микроскоп, компьютер и др.), показывать их роль и значение в жизни человека;

o формировать интерес к книге как к источнику информации;

· формировать эмоциональное отношение к окружающему миру, закладывая основы бережного и заботливого отношения к нему:

o формировать основы экологической этики, разъяснять особое место и роль человека в системе жизни на Земле;

o формировать бережное отношение к предметам рукотворного мира (результатам деятельности человека);

o формировать чувство ответственности за судьбу планеты. Активизировать посильную деятельность детей по охране окружающей среды;

· формировать созидательное отношение к окружающему миру, поощряя желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-либо.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...