Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из курса лекций В.О. Ключевского.




Из курса лекций В. О. Ключевского.

«Русским церковным расколом называется отделение значительной части русского православного общества от господствующей православной церкви. Это разделение началось в царствование Алексея Михайловича вследствие церковных новшеств патриарха Никона и продолжается доселе. Раскольники считают себя такими же православными христианами, какими считаем себя и мы. Если старообрядцы не расходятся с нами в догматах, в основаниях вероучения, то, спрашивается, отчего же произошло церковное разделение, отчего значительная часть русского церковного общества оказалась за оградой русской господствующей церкви…»

1 Когда произошел церковный раскол? Кто был инициатором реформ?

2 Кто был главным противником реформирования церкви? Как относился к церковным реформам царь?

3 Что не устраивало противников в реформировании церкви? Назовите не менее трёх положений.

Из исторического документа.

«Того же года апреля в 27-й день преставился государь царь и великий князь Фёдор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец. Того же часу избрали на Московское государство царём брата его, государева меньшова и великого князя Петра Алексеевича мимо большего его брата Иоанна Алексеевича. И крест ему, государю, целовали бояре и окольничие, и думные, и стольники, и стряпчие.

Того же года мая в 15-й день на Московском государстве было смятение. Стрельцы всех приказов, и выборный полк, и солдаты пришли в город Кремль в 11-м часу с знамёнами и с барабанами, с мушкетами, с копьями, с бердышом, а сами на бегу в город кричали, будто Иван и Афанасий Кирилловичи Нарышкины удушили царевича Иоанна Алексеевича. А начальных людей с ними никого не было. И прибежав в кремль, стрельцы и солдаты вбежали на Красное и Постельное крыльцо в царских хоромах и насильно с верху, из государевых хором, от самого государя царя и великого князя Петра Алексеевича, бояр и окольничих, и думных, и стольников сбросили с крыльца на землю, а на земле рубили бердышами и кололи копьями».

1 В каком году происходили описанные в тексте события? Какой город был местом действия?

2 Кто был участником выступления? В чем была основная причина волнений? Кто стал жертвой выступления? Укажите не менее трёх положений.

3 Представители какого боярского семейства организовали это выступление? Кто стал официально царствовать в результате описанных событий? Кто стал фактическим правителем? Назовите не менее трёх положений.

 

 

Тема 6

Россия в 18 веке.

Из записок Е. Р. Дашковой.

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными всё терпеть. Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков. Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотичное из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами».

1 О каком правителе идёт речь? В какие годы он находился у власти?

2 Какие качества личности правителя отмечены в тексте документа? Укажите не менее двух положительных и двух отрицательных качеств.

3 Что было характерно для его политики в отношении дворянства? Что имел в виду автор, говоря об уничтожении «бесценного, самобытного характера предков»? Приведите не менее трёх положений.

 

Из работы И. С. Аксакова.

«Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Всё, что только носило на себе печать народности, было предано осмеянию, поруганию, гонению; одежда, обычай, нравы, самый язык – всё было искажено, изуродовано, изувечено».

Из сочинения С. М. Соловьёва

«Во второй половине 17 века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и (он) явился вождём в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал своё положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчуждённости и невежества, в каком она находилась до сей поры».

Из исторического труда В. О. Ключевского.

«Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя «общего блага», любя и служа Отечеству, «Россию поднял на дыбы».

1 О каком правителе идёт речь в источниках? В чем суть позиции И. С. Аксакова?

2 На основании текста документа раскройте отношение Соловьёва к реформам и личным качествам правителя, о котором идёт речь. Укажите не менее двух положений.

3 Объясните, почему личность и реформаторская деятельность указанного правителя по-разному оценивались современниками и историками. Приведите не менее трёх положений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...