Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из исторического источника. Из «Лекций по русской истории» С.Ф. Платонова. Из исторического источника. . Из работы историка Н.И. Павленко.




Из исторического источника.

«1 Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращаться оным в род таким образом.

2 Кто имеет сыновей и ему же ещё хочет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имениями, которые должен отец их или мать разделить им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. То же разумеется и о дочерях».

1 Как называется документ, отрывок из которого приведён? Когда и кем он был принят?

2 Приведите не менее трёх положений, раскрывающих суть документа.

3 Кто из русских монархов отменил этот закон? Какие законы, принятые в то же время, тесным образом примыкали к указанному документу? Назовите не менее двух законов.

 

Из «Лекций по русской истории» С. Ф. Платонова.

«Близорукие московские люди объясняли себе и внешние предприятия и внутренние нововведения государя его личными капризами, взглядами и привычками. Частные нововведения они противополагали частным же обычаям старины и выносили убеждение, что государь безжалостно обрушил их старину. За разрушенными и введёнными вновь частностями общественного быта они не видели общей сущности старого и нового. Общественная мысль ещё не отвлекалась от сознания основных начал русской государственной и общественной жизни и обсуждала только отдельные факты. Вот почему современникам его, присутствовавшим при бесчисленных нововведениях, и крупных, и мелких, казалось, что царь перевернул вверх дном всю старую жизнь, не оставил камня на камне от старого порядка. Видоизменения старого порядка они считали за полное его уничтожение. Такому впечатлению современников содействовал и сам самодержец. Его поведение, вся его манера действовать показывали, что он не просто видоизменяет старые порядки, но питает к ним страстную вражду и борется с ними ожесточенно. Он не улучшил старину, а гнал её и принудительно заменял новыми порядками. Это неспокойное отношение к своему делу, боевой характер деятельности, ненужные жестокости, принудительность и строгость мероприятий – всё это явилось у царя-реформатора как результат впечатлений его детства и молодости».

1 О каком правителе России идёт речь? Какой новый титул был им принят? Как изменилось название российского государства в его правление?

2 Автор характеризует настроения многих современников проводимых реформ «Частные нововведения они противополагали частным же обычаям старины и выносили убеждение, что государь безжалостно обрушил их старину». Приведите не менее трёх примеров нововведений, разрушающих старинные московские порядки.

3 Опираясь на знания курса, приведите три обоснования того, что реформы не только не уничтожили старые порядки, но и обеспечили их преемственность, сохраняли основы существующего строя в стране.

Из исторического источника.

«Понеже по воле всемогущего Бога и по общему желанию российского народа мы обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учреждённый Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия:

1 Ни с кем войны не всчинять

2 Миру не заключать.

3 Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать.

4 В знатные чины выше полковничьего ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета.

5 У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать.

6 Вотчины и деревни не жаловать.

7 В придворные чины, как русских, так и иноземцев, без совету Верховного тайного совета не производить.

8 Государственные доходы в расход не употреблять и всех своих верных подданных в неотменной своей милости содержать.

А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.

1 К какому веку относится этот документ. Кем он был первоначально подписан? Укажите его название.

2 Используя текст документа и знания по истории, объясните, по чьей инициативе он был подготовлен и с какими целями. Укажите не менее двух целей.

3 Используя знания курса истории, объясните, почему данные обещания не были реализованы. Назовите не менее трёх причин.

 

 

Из работы историка Н. И. Павленко.

«Наь остаётся ответить на вопрос, волновавший как современников, так и потомков: почему намерение «верховников» ограничить самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.

Волею случая Верховный тайный совет был укомплектован преимущественно выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий: Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали интересы прежде всего этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства. Обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении православия и лишение императрицы возможности распоряжаться без суда жизнью и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных фамилий.

Сказанное даёт основание считать «затейку верховников» олигархической, удовлетворяющий притязаниям всего двух фамилий. Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия «верховников».

1 С каким периодом российской истории связаны описанные в документе факты? Кем были составлены кондиции и кому было предложено их подписать?

2 Как автор оценивает «затейку верховников»? Какие доводы он приводит для обоснования своей оценки? Укажите не менее двух доводов.

3 Используя текст документа и знание курса истории, ответьте, какова была главная цель кондиций и почему её не удалось реализовать. Укажите не менее трёх причин.

 

Из труда С. М. Соловьёва.

«До вступления на престол выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования. С первых же дней её царствования было видно, что национальное движение будет стоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения перед русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последним.

Она объявила о ликвидации Кабинета министров и учреждении императорского Совета. Императрица также предприняла меры по возрождению и укреплению некоторых учреждений, созданных при Петре I Так, Сенат снова стал правительствующим, т е главным после императрицы органом власти в стране. Он был пополнен русскими вельможами.

Она восстановила некоторые петровские коллегии, а также Главный магистрат. Расправы в отношении знати и дворянства прекратились. Армия и флот вновь оказались в центре внимания правительства. Императрица поощряла строительство новых кораблей и восстановила количественный состав русской армии как при Петре 1. Продолжалось укрепление государственного аппарата».

1 О какой императрице идёт речь в приведённом отрывке? Назовите годы её царствования.

2 Какими чертами, по мнению историка, отличается это царствование? Укажите не менее трёх положений.

3 Используя текст документа и знания из курса истории, назовите, что было предпринято императрицей для «возвращения к правилам Петра Великого». Укажите не менее трёх положений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...